> Журнал > Публикации > Занимательные истории > Китайский лак: интересные факты

Китайский лак: интересные факты

Виды творчества:   Декорирование > Роспись
Художественная резьба > Резьба по дереву
Китайский лак: интересные факты | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Китайцы — нация не только тонко чувствующая прекрасное, но и весьма практичная. Они, как никто иной, умеют соединить красоту и функциональность. Одно из подтверждений тому: их лаковые изделия или просто, китайский лак.

Как правило, это изделия, основу которых, чаще всего, составляет деревянные заготовки, многократно покрытые слоями лака, сока так называемого «лакового древа»; которые могли быть как цветными, так и прозрачными в зависимости от дальнейшего художественного решения.

История добычи и использования лака ведет свое исчисление с шестого тысячелетия до н.э.  Археологические  находки, сделанные в разных регионах Китая и датированные 6-4 тыс. до. н.э., подтверждают, что этот вид искусства был широко распространен и освоен.
Признаюсь, мне сложно вообразить этот огромный пласт времени и соотнести его с искусностью тех мастеров.

Как любое древнее искусство, технология изготовления лакового изделия технологически длительна и сложна.

Следует отметить, что высохший лак имеет уникальные свойства устойчивости к воздействию влаги и воздуха, высоких температур (до 250 градусов), а также устойчив к кислотам и щелочам. Кроме того, сырой лак токсичен. Следовательно, обрабатываемая им поверхность консервируется, что добавляет полезных свойств конечному изделию.

По мере высыхания лака, его ядовитые свойства исчезают, что позволяло покрывать лаком всевозможные изделия, начиная от культовых и ритуальных предметов, в том числе относящихся к похоронным обрядам (саркофаги, гробы и прочий инвентарь); заканчивая женскими украшениями, шкатулками, зеркалами, посудой, мебелью и воинскими доспехами.

Как видим, эти уникальные свойства лака снискали применение и в декоративно-прикладном творчестве непосредственно, и в строительстве, и в оружейном деле.

Технологически производство лакового изделия делится на основные операции.
Во-первых, культивирование  лакового дерева, сбор сока. Далее создание деревянной заготовки изделия. В качестве основы могли использовать форму из папье-маше, из керамики, металла или натянутого на раму шелка. Далее шло многослойное грунтование заготовки с жестким соблюдением условий влажности и температуры, и, конечно, сама художественная работа, которая с течением времени становилась все более разнообразной и искусной. Кстати, лаковое изделие, основой которому был шелк, называют «бестелесным лаком». На мой взгляд, название выражает суть великолепно!

Кроме прозрачного применялось до девяти цветов лака. Цветные лаки получали путем соединения прозрачного лака и порошков минералов или растений. В качестве цветовых пигментов брали истолченные киноварь, железо, кальций, мышьяк, марганец, кремний и сажу. Кроме того использовались порошки драгоценных металлов, в результате чего получали золотой и серебряный лак.

В настоящее время ученые выделяют девять основных видов китайских лаков по виду художественной работы: предметы с цветным лаковым покрытием, расписные лаки, рельефные, резные, инкрустированные, лаки с золотой гравировкой, экспортный или коромандельский лак (разноцветье), сухой лак.

Расписными лаками называют изделия одного цвета или многоцветными, с нанесенной росписью золотым, серебряным или иным лаком.

Рельефные лаки получают, формируя объемные изображения из массы содержащей лак и наполнители. Рельефный орнамент может быть фрагментарным или полным. После формирования рельефа, его часто покрывали золотым порошком и расписывали золотым лаком.

Под резными лаками понимаются  изделия, декорированные резьбой по многослойному лаковому покрытию. В зависимости от предполагаемой глубины рельефа резьбы наносилось большое количество слоев лака. Существует полихромный и монохромный резной лак. Для получения разноцветного резного лакового изделия наносились разноцветные слои лака, которые высушивались и полировались. Далее создавалась резьба, где в зависимости от глубины прорезывания, орнамент имел разный цвет. 

Инкрустированные лаки — это резной, а также прорезной, лак с применением инкрустации разноцветными лаковыми  массами, древесиной, перламутром, фольгой или порошками драгоценных и черных металлов, драгоценных и поделочных камней и многого иного декоративного материала.

Золотая гравировка по лаку — это тонко вырезанный абрис орнамента и заполненный  золотой или серебряной пудрой.

Коромандельский лак еще называют разноцветье. Первое понятие зародилось от названия полуострова, где располагался транзитный пункт торгового пути. В этой технике выполнялись в основном мебель и многостворчатые ширмы, основным цветом лака был черный, который инкрустировали золотом и перламутром и сочетали со сквозной ажурной резьбой.

В технике сухого лака в основном делали скульптуры. Заготовку обертывали шелком, пропитанным лаком, и формировали окончательный вид изделия. Далее наносились слои золотой или серебряной пудры и золотой или серебряный лак, в результате чего создавалось впечатление литого изделия из драгоценного металла.

Многочисленные войны и революции двух последних веков поставили под угрозу исчезновения это прекрасное искусство. Сейчас лучшие традиции китайского лакового искусства активно возрождается. В сувенирных лавочках Китая в основном встречаются изделия красного резного лака высокого качества, цены на которые очень высоки.

Калина Татьяна, ноябрь 2016.

Ниже приведены фотографии экспонатов,  взятые с интернет-ресурса Музея изобразительных искусств, Бостон.

Шкатулка, черный лак, диаметр 5 см.

китайская живопись

Блюдо, красный лак, диаметр 11 см, 11-12 век.

китайский лак

Блюдо, коричневый резной лак, 24 х 11 см, 13 век.

Шкатулка, черный лак и полихромная роспись, диаметр 21 см, 13 век.

Блюдо, красный резной лак, 16 Х 23 см, 15 век.

Шкатулка, черный лак с перламутровой, золотой и серебряной фольгой, инкрустация, 9 см, 6 век.

Ларец, коричневый лак инкрустированный перламутром и золотом, 17 х 12,5 х 12 см, 16 век.

Лоток для хранения свитка, черный лак и перламутр, 3 х 13 х 39 см, 16 век.

Шкатулка, черный и красный резной лак, 13 х 27,5 см, 16 век.

Шкатулка, темно-коричневый лак с инкрустацией перламутром и золотом, 4 х 7 см, 17 век.

 Шкатулка, черный лак, перламутр, медь, серебро, 3,5 х 10,5 см., 18 век.

Подставка под влажные кисти, красный и полихромный лак, 2,4 х 2 х 35 см., 18 век.

Поднос, коричневый лак и перламутр, 21 х 21 х 3 см., 18 век.

Шкатулка, лак, перламутр, слоновая кость. Размер 8,4 х 4,6 см., 18 век.

Шкатулка для письменных принадлежностей, лак и перламутр, 9 х 14 х 23 см, 19 век.

Ширма, коромандельский росписной полихномный лак, 46 х 244 см. 18 век.

Настольная ширма, коричневый лак и перламутр, 62 х 68 мс., 18 век.

Шкатулка, коричневый лак и перламутр, 13 х 21 х 19 см., 19 век.

Ваза, резной красный лак, 31 х 42 х 72 см., 19 век.

Ключевые слова:  

Замечательно! Спасибо за публикацию!

Познавательно и вещи красивые!image ))

Китайцы, как всегда, потрясают! А на подносе перед утицей - прямо наши терема!

Kalina-ART
Да, это великая нация.
Tanja Martin

Спасибо! Подумала, что надо бы заглянуть хотя бы в наш Музей Востока.

Роскошная публикация! Спасибо! {#}Какого высого уровня технологий достигли тогда, в давние века!

А вы не знаете, в антикварных вещах киноварь (Фото подносов, шкатулок красноватого цвета) - может придставлять опасность? Или лак как-то ее прикрывает?

Kalina-ART
Наверняка, в антикварных вещах использовали порошок именно киновари. Могу допустить, что сейчас технология изготовления лаковых изделий подускают использование менее токсичных пигментов. Безопасно ли было использовать, например, красную лаковую посуду? Думаю, что безопасносно, поскольку финишными слоями покрытия всегда был бесцветный лак. Хотя сам лак - очень ядовитая эмульсия, пока она не засохнет. И чем более токсичен сырой лак, тем более лучшие свойства имеет сухая пленка (глубокий блеск и высокая прочность). Кстати, лак имеет свойства и токсичности, и пленкообразования из-за высокого содержания в нем смеси фенолов 😉
Kalina-ART
И да, сама технология ну, очень сложна! Например, читала, что чтобы освоить только основы технологии производства лакового изделия, нужно обучаться у мастера не менее пяти лет. А чтоб стать реальным мастером, потребуются многие года. Я говорю об обучении этому искусству сейчас. Кроме того, для лака нужны и особые условия внешней среды не только при изготовлении, но и для готового предмета. Сухой климат губителен для лакового покрытия, он трескается. А сырой лак может отвердиться только при влажности более 90 процентов. Такой влажности нет в России даже на Магадане! 🤗 Впрочем, в Китае такой влажности тоже нет, ее искусственно создают, когда работают над изделием. Но общая влажность воздуха хорошо подходит для готовых вещей.

Спасибо, интересные факты, не знала. {#}

Надежда

Была в свое время поражена, когда в вузе рассказывали, сколько времени могут делаться такие ларцы и шкатулки, просто годами, и раз за разом покрываться слоями лака. В частности, говорили и про гробы, которые благодаря лаку становились почти вечными - и были ценным подарком для пожилых родителей (оригинально, я бы сказала))

Kalina-ART
Надежда, по поводу гробов, то это совершенно верно! )))) Китайцы действительно гроб считают отличным подарком! Их принято дарить своим пожилым родственникам в знак уважения и заботы. И будет вообще отлично, если в коллекции их будет несколько! ))) Пожилым людям это дает некую уверенность в завтрашнем дне: если он умрет, то будет точно похоронен в добротном гробу, а не абы как. В завещаниях пишут в каком именно похоронить. А другие можно продать, если у семьи не будет денег на похоронные ритуалы. Так что все продумано... ) Ну, а лаковый соркофаг - предмет высшей роскоши )

Спасибо-очень много нового!!! Всё,что связано с восточными искусствами,привлекает и изумляет!!! А тема Китая неисчерпаема.... Как ВСЁ основательно,скурпулёзно-продуманно,загадки и магия(может поэтому нас туда влечёт....одних эпитетов не хватает,чтобы описать ИХ творения!!!!

Спасибо! Удивляюсь, как я умудриась пропустить такую прекрасную публикациюю на интересующуюю тему.

Kalina-ART
Спасибо, очень приятно )
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email