«Конопель - Конопелька» — детская книжка 1926 года

«Конопель - Конопелька» — детская книжка 1926 года | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Сейчас это уже антиквариат, а тогда, в далеком 1926 году, эту книгу читали деткам, и рассказывали, какое это удивительное растение — конопля. 

книга

ссср

Но не пугайтесь, к наркотикам эта книга никакого отношения не имеет. Дело в том, что СССР был мировым лидером по выращиванию и возделыванию конопли. Коноплю любили за ту пользу, что она приносила простому человеку. Из нее плели веревки, делали ткань и шили одежду, жали масло, если семена и муку. Это была культура № 1 для русского человека.

для детей

стихи

конопля

И крапиву, которую сейчас так превозносят, в книге тоже не забыли, черкнули пару строк, что она, дескать, и в подметки конопле не годится...

советский союз

Эта антикварная книга расчитана на младший ворзаст читателей, и напечатана государственным издательством в Москве/Ленинграде, 1926 год

винтаж

иллюстрации

рисунки

У кого еще живи дедушки и бабушки, прошедшие войну, то они помнят, как конопля помогала им выжить в голодные военные годы. Из семян и муки жарили лепехи, а нехитрую еду заправляли, как правило, конопляным маслом.

детская книга

Автор книги — Иван Алексеевич Новиков (1 января 1877, село Ильково, Орловская губерния - 10 января 1959, Москва) русский и советский писатель, прославился своими детскими книжками и работами о Пушкине. Он окончил Московский сельскохозяйственный институт, работал в агрономической лаборатории. Так что стихотворная история о выращивании и использовании конопли написана им вполне профессионально. 

Автор иллюстраций — Павел Яковлевич Павлинов (12 апреля 1881 года в Санкт-Петербург - 2 февраля 1966, Москва) русский и советский художник-график, книжный иллюстратор, педагог, мастер ксилографии.

В 20-е годы продолжали традиции Ушинского и даже углубляли их, знакомя детей с основами сельскохозяйственного и кустарного производства. Детям рассказывали о кустарных игрушках, о том, как делают валенки и обрабатывают меха, и о том, какое прекрасное и полезное растение - конопля! 

Эта книжка жива и до сих пор. Недавно наткнулась на объявление о ее продаже. Сейчас ее продают как антиквариант, за 70 000 руб. А тогда, в далеком 1926 году, она стоила 60 копеек.

<</p>

Комментарии (36)

В этом году впервые за последние 12 лет в Берлине проводили Конопляную Ярмарку. Мы с сестрой сходили. Именно по причине того, что все чаще учёные, в том числе и немецкие, подтверждают противораковое действие не только ТГК, но и КБД, содержащегося в конопле, и не имеющего наркотического действия. И нашли даже такие капсулки. Можно получить в Германии препараты на основе конопли и от врача, по рецепту. Но они очень неохотно их выписывают. Много бюрократии. Хотя с 2017 должен вступить в силу закон, облегчающий доступ к таким препаратам онкологическим больным и пациентам с болезнью Альцгеймера. Вообще интересное было мероприятие image Столько всего на основе конопли предлагалось: мыло, косметика, сладости, пиво, мороженое... Всякое оснащение для выращивания. Хотя выращивать запрещено image Очень приятная атмосфера и музыка были. В общем, рекомендую image

Спасибо! Мы с мужем в этом году ездили на пражский фестиваль Cannafest, который проводится уже 7 год. Там тоже было очень много всего, посвяженного конопле, от медицинского применения, до строительства. Возможно, тоже напишу про это статью {#}

Да, книга эта – настоящий раритет. Спасибо, что познакомили!

В Амстердаме в музее конопли мы видели значок пятидесятых годов «Знатному коноплеводу» и социально-экологическую джамбульскую газету 1992 года со статьей о конопле image )

Все правда! Сколько раз ткачи говорили о конопле, как о замечательном сырье для ткани! В одном рукодельном магазине видела волокна конопли для ручного прядения. А в Детском мире видела сеть из конопли, как декор на корабле для детей. Неизвестно, что такого курили наши деятели, которые подписали отказ от выращения конопли

" В 1961 г. СССР подписывал Конвенцию ООН «О наркотических средствах», инспирированную США. Согласно Конвенции, растение cannabis объявлено наряду с героином опасным наркотиком, не имеющим никакой практической ценности, его предписано всячески уничтожать".

"По одной из версий запрет конопли был инициирован в начале XX века в США по инициативе глав лесоперерабатывающих предприятий, из-за того, что бумагу из конопли делать намного дешевле, чем из дерева, так как конопля — растение однолетнее, и количество получаемых с одного гектара в год волокон значительно превышает такой же показатель у леса. Сейчас выгоднее вырубать уже выросшие леса, чем возделывать коноплю, что вызывает опасения по поводу наносимого окружающей среде вреда. Из-за нелегального статуса ТГК-содержащих сортов сильно ужесточено лицензирование и проводятся постоянные проверки, что мешает подобным предприятиям быть конкурентоспособными.

В 1938 году, несмотря на протесты многих медиков, Cannabis был изъят из употребления в Америке. Произошло это в результате широкомасштабной антиконопляной кампании предпринятой Уильямом Рондольфом Херстом и фармацевтической корпорацией «Дюпон». Последняя выступала с позиции бизнеса, так как запатентовать можно только лекарство, патент на коноплю получить невозможно.

По другой из версий причиной запрета конопли был страх США, вызванный Октябрьской революцией. Так как экономическая мощь Российской империи была связана с производством и экспортом изделий и продуктов из конопли, только лоббирование запрета конопли как растения могло ослабить СССР.

Запрет на препараты из конопли появился в уголовном кодексе РСФСР 1960 года. "

В 70-е годы медики знали о благотворном влиянии каннабиноидных соединений (вещество из конопляного масла) на раковые клетки. Лабораторные исследования, проведённые в 2008 году объединённой командой учёных из Испании, Франции и Италии, показали, что активный ингредиент марихуаны, известный как тетрагидроканнабинол, или ТГК, может использоваться в качестве лекарства от рака мозга. Но почему не делают лекарства на основе конопляного масла? Говорят, что это не выгодно производителям противораковых дорогих химических лекарств.

Пенька

Гордо молвила пенька:
— Родом я не из пенька!
Как моя родня былая,
Коноплёй сперва была я.
Род мой крепок, и под стать
Мне морским канатом стать.
Яков Козловский.

Ирина (kruna) 22.11.2016

Да, замечательная была сельскохозяйственная культура, которая сейчас забыта. Вообще, для производства волокна, тканей, канатов используется техническая конопля, эти сорта конопли никакого отношения к наркотикам не имеют, но у нас, как всегда, перестраховались.

А вообще, об то же время, что и выпущена эта книжка был значок "знатному коноплеводу", разных степеней, точно такой же, как значок "знатному хлопкоробу", или " знатному льноводу". очень жаль, поскольку и физико-механические и гигиенические свойства конопляного волокна исключительные.

Елена 21.11.2016

Алёна, огромное Вам спасибо за интереснейшею статью!

Ждём Ваших новых публикаций!

Сейчас конопляное масло активно используют в косметике. Лет 10 назад увидела его в составе крема для загара. И к своему стыду, только тогда задумалась, а что это вообще за растение.
Замечательная и очень познавательная публикация! Спасибо огромное! Утащу в избранное.
авыпр 21.11.2016

Абсолютно незаслуженно мы эту культуру "постарались забыть". А жаль. И никто и не думал как то по другому ее использовать. Спасибо, хорошая статья, нужная.

Интересная книжка и полезная, а сейчас детки и не знают, откуда что берется. Учить, показывать и рассказывать очень важно, а то дойдет до того, что картошка на дереве растет, а масло из коровы доят, причем и конопляное тоже image

BRONZO 21.11.2016

Я{#} в шоке!!!!

Виола 21.11.2016

Удивительно! Большое спасибо image

И меня очень заинтересовала ваша книга, так увлекательно весь процесс описан от начала до конца. Уверена, что конопля вернётся в наш повседневный быт, сама носила рубаху из конопли ( купила за большие деньги в навороченом магазине) и не пожалела, замечательная ткань И сносу ей нет.

Ольга 21.11.2016

Спасибо! В Избранное!

Спасибо за чудо-книжку!){#} {#}

Роскошное растение, просто подарок небес по массе полезностей. жалко....и масло, и крупка, и ткань - все было...

Очень люблю эту ткань, почти не мнется, легкая, комфортная, тело дышит, действительно, с оздоравливающим эффектом, лучше льна и хлопка - осталась с "ранишних времен)", но в то время одним из приятнейших составляющих была очень небольшая ее цена, теперь же это реликтовая редкость и цена соответствующая - просто недоступно дорогая(((.

Когда на уроках технологии упоминаешь коноплю как сырьё для производства волокон растительного происхождения, некоторые дети похихикивают. Вот до чего дожили... А книжку, однозначно, в избранное!

Евгения (Lepulku) 21.11.2016

Наши предки мимо растений не проходили извлекали пользу, коноплю моя прабабушка всегда сажала под яблонями, чтобы червяков в плодах не было. А мак рос в огородах просто для красоты никто его не трогал, а потом появились наркоманы вытоптали все.

Да, печально, что по чьей - то глупости и вредительства упускаем действительно полезные вещи . Спасибо , что напомнили . Ткань и одежду из конопли встречала, хорошо, что есть люди, которые возрождают старые традиции .

Марина 21.11.2016

В детстве у мамы ( недалеко от Курска) в огороде росло много конопли...Я очень хорошо помню и сами растения, и запах специфический от зелени. И почему-то, не так давно, озадачилась вопросом: "А собственно, для чего её по огороду оставляли расти? Не канаты же мама плела." В дестве как-то не озадачивалась этим вопросом, росла и росла себе... Пришлось звонить на малую родину и узнавать у старшего поколения. Оказывается: зелень конопли крошили мелко и добавляли курам в корм. От этого куры лучше неслись и яйца были вкусные с ярко-оранжевым желтком.

Марина, коноплю еще в огороде оставляли для того, чтобы не заводились растительные вредители. Теперь вот коноплю извели и растения обрабатывают всякими ядами. У нас в детстве в огороде тоже росла. Когда пололи огород, мама говорила, чтобы ее не трогали. Потом появились наркоманы, и коноплю начали выдергивать, чтобы их не приваживать, чтобы огород не топтали.

Марина, как интересно, а я и не знала. Я когда маленькая была, у бабушки тоже росла конопля и куры у нее были. Наверное для этого. Потом несколько раз приходил участковый, что-то серьезно говорил, после этих визитов коноплю дед всю вырубил...

а как хорошо сохранилась книга....войну пережила- странно что не ушла на розжиг)))

а я как-то в "КАСТОРАМЕ", когда он только открылся в Екатеринбурге в сантехническом отделе купила клубок льняного шпагата (пр-ва Франции, сейчас такого нет) - связала из него маленькие мочалки ...для лица, какая прелесть скажу вам! Этот шпагат оказался травяной и первое время из него шла зелененьнкая водичка и сама мочалка пахла травкой, сейчас мочалочки еще живы, но цвета они стали светло бежевого, и уже давно не вижу я такого шпагата, а наше Российское не то...А коноплю жалко, она когда-то в большом количестве росла у нас возле забора в огород...и птички были рады и папа мой поближе к осени шелушил семечки))) любопытно было почитать и посмотреть, и вспомнить ...) Спасибо!

А я мочалочки вяжу из конопляной пряжи, из мягкой — для лица, из жесткой - для тела. Тоже очень нравится!

sanya 20.11.2016

Мне зимой от сухости кожи помогал только крем с маслом конопли. Вот ей-богу, тем, из-за кого его больше не производят, желаю всю зиму ходить в цыпках на руках и на морде!

Благодарю за интересную информацию! Я добавляю конопляную муку в хлебцы, очень вкусно и полезно {#}

Я этим летом в селе у бабушки наблюдала целые заросли конопли, вероятно с тех времен и растет.

Алена, спасибо за такую добрую публикацию! Очень надеюсь, что Вы напишите публикацию о свойствах конопли, способах её переработки и применении в повседневной жизни.

С уважением, Ольга.

Хорошо, напишу! {#}

Спасибо за интересную статью! Буквально на днях натолкнулась на статью, что бывший зам.губернатора МО занимается выращиванием конопли - разрешенной, разумеется - и производством из нее, в основном, на канаты идет.

Пока прибыли нет, вернее, что-то очень небольшое начало только появлятся.

Конечно, это капля в море по сравннию с прошлыми объемами. Но все-таки.

Надо же )))

Спасибо , очень интересно ) никогда бы не подумала ... насколько современный человек извратил понятие "конопли" , а главное себе в убыток (((

дай бог в будущем все таки все изменится )

Все уже потихоньку меняется. Я последние 4 года занимаюсь вещами из конопли, и вижу прогресс в этой отрасли {#}

Текст не мой, но правда.

"Вот представьте себе обледенелый ствол дерева толщиной с руку культуриста, который нужно тянуть на себя и ещё как-то умудриться согнуть в кольцо, стоя на обледенелой палубе во время шторма...

К чему я всё это? Просто к тому, что пеньковые канаты, которые даже во льду остаются мягкими и прочными, устойчивые к морской воде, в наше время могут позволить себе либо владельцы личных яхт от ста тонн водоизмещением, либо кино и театр. А моряки по-прежнему тягают ледяную ломающуюся капроновую хрень, бьются и тонут.

Верните коноплю в промышленность!"

Прекрасная книга !

Да, жаль, что сейчас из неё ни ткани, ни каши.

Не грустите! И ткань есть (правда, российской ткани пока нет, но все к этому идет), и каша, и масло, и мука {#}

Коноплеводство у нас в стране потихоньку возрождается. Ма-а-аленькими шажочками.

Ну наконец хоть что-то весёлое! У публикации очень позитивный дух! И несмотря на то, что сейчас эта книга скорее всего рассматривалась бы как пропаганда наркотиков, конопля действительно является крайне полезной сельскохозяйственной культурой. Вот.