Живое дерево ремесел. Златошвеи из Торжка

Живое дерево ремесел. Златошвеи из Торжка | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Хочу с вами поделится историей о Торжокском золотом шитье. Речь пойдет о вышивке как искусстве. Изделия из вышивки, в которых впервые использовались золотые нити, на Руси были обнаружены  в 10 веке. Золотое шитье к нам пришло из Византии.  Нитки для золотого шитья изготавливались из золота, расплющенного в тонкие пластинки и нарезанного на очень узкие полоски. Художественный промысел как вышивка золотыми и серебрянными нитками стал известен в Торжке в 13 веке. Вышивали одежду, обувь, облачение церковное и т. д.

В 19 веке ассортимент использования вышивки стал разнообразен. Это уникальные панно, бювары (адресные папки), декоративные наволочки для диванных подушек, красивые скатерти, дорожки, салфетки, оригинальные украшения (броши, серьги, заколки для волос, нагрудные украшения, шитые золотом и серебром пояса), нарядная женская одежда — жилеты, блузоны, платья; головные уборы — береты, платки, шарфы, шали; сувенирные изделия — закладки для книг, эмблемы, театральные сумочки, косметички, очечники, кошельки, портмоне, книжки записные, шкатулки и многое другое.

Работы, выполненные мастерицами г. Торжка, просто превосходны, являются ювелирными. Мне кажется, каждая женщина хотела бы украсить свой наряд такой вышивкой.

Немного об истории золотошвейного искусства 19-20 века.

вышивка

Золотая нить древнего искусства чуть было не прервалась на рубеже XIX — XX веков. Золотной промысел угасал, швеи-надомницы, разбросанные по разным деревням, почти не получали заказов.

В 1929 году в Торжке по инициативе члена ВЦИК Е. Д. Стасовой была организована артель золотошвей имени 8 Марта. А при артели, которая впоследствии превратилась в фабрику, — профтехшкола имени Н. К. Крупской. Под руководством энтузиаста своего дела, директора профтехшколы К. В. Хи-левской, ученицы стали изучать образцы старинного золотного шитья, осваивать сложные, веками выработанные швы.

вышивка гладью

В годы войны фашисты разграбили калининские музеи, и у новых поколений торжокских златошвей почти не осталось наглядных примеров уникального творчества. Сотрудники Московского института художественных промыслов и созданной в Калинине лаборатории по развитию народных промыслов оказали помощь и золотошвейной фабрике имени 8 Марта, и ее подшефной профтехшколе сделали фотографии и зарисовки с образцов старинной народной вышивки, возродили свыше 20 полузабытых видов швов, разработали ассортимент фабрики.

вышитая картина

В профтехшколе благодаря усилиям нынешнего директора М. П. Латышевой (недавно школа торжественно отметила ее 75-летие) были введены новые учебные дисциплины: рисунок, цветоведение, основы композиции, история народного орнамента. Почти все из 530 работниц фабрики — выпускницы школы. Многие из них участвуют в творческих конкурсах, создают новые композиции.

рукоделие

Без наставничества немыслим народный промысел. Никакие лекции не заменят общения мастера и ученика, когда из рук в руки передаются тайны ремесла. После трех лет обучения выпускники профтехшколы приходят на практику в школу художественного мастерства фабрики, где шестеро мастеров-художников 1-го класса передают им свое искусство.

Главный художник фабрики Маргарита Павловна Григорьева показывает образцы — женский бархатный жилет, блузы, скатерти, салфетки, столешники, накидки, театральные сумочки, женские украшения: «В старину шили по замше, бархату, парче… Золото хорошо смотрится на глубоком фоне — темно-зеленом, синем, малиновом. Основной наш шов — кованый. Видите, он гладкий и плотный, как гитарная струпа. Вот шов вприкреп — в шахматном порядке, это вышивка шнурами… Всех швов и не перечислить: «бабий шов», похожий на плетение лукошка, «ягодка», «двойная ягодка»…»

Древнейшие славянские орнаментальные символы переносили тверские золотошвей в свои произведения: солярные знаки, птицы павы и сирены, женские фигуры, вязь растительного орнамента, изображения копей, барсов, а также разнообразные розетки, звезды, ромбы, треугольники, квадраты. Причем переносили, трактуя своеобразно, не так, как, скажем, в Новгороде или Киеве.

Шитье золотом возникло в Торжке едва ли не с самого основания города. Тысячу лет назад на судоходной реке Тверце было основано небольшое поселение: сперва купцы устроили склады товаров, затем их распродажу. Отсюда — Торжище, Новый Торг, а для простоты Торжок. В XII веке это был уже крупный ремесленно-торговый поселок, оживленный транспортный перекресток на пути в Новгород, Москву, Киев.

ручная работа

Самое первое летописное упоминание о золотном шитье относится к X веку, когда княгиня Ольга послала князю Малу богатые дары, среди которых перечисляются и вышитые «порты», то есть одежда. А первое упоминание о торжокских узорах из золотной нити датировано XIII веком.

Сегодня в Государственном историческом музее, где хранятся старинные иконы, есть и «пелена Марии Тверской», сшитая и вышитая женой великого князя Семеона Гордого, дочерью тверского князя Михаила. Летописец отметил этот патриотический поступок русской женщины — ведь «пелена» всем своим содержанием была направлена против кочевников-захватчиков: «В лето 6897 (1389) шит бысть воздух повелением княгини Марии Семеоновны».

авторская работа

В те времена вышивали позолоченной серебряной нитью, а в XV — XVII веках шитье на цветных фонах нередко дополняли жемчужным узором и ритмической россыпью драгоценных камней. Именно так выполнены многие поистине бесценные произведения, увидеть которые можно в Загорском историко-художественном музее-заповеднике.

На фабрике с гордостью говорят, что древнее искусство поднялось сегодня на новые высоты. Златошвеи из Торжка расшивали костюмы актеров, снимавшихся в фильмах «Война и мир», «Анна Каренина», «Посол Советского Союза», «Звезда пленительного счастья». Драгоценная вышивка получила высокие оценки па международных ярмарках и выставках в Лейпциге, Монреале, Брюсселе, Токио, медали и дипломы ВДНХ СССР.

творчество

И теперь слово за молодыми мастерами, златошвеями, которые понесут возрожденное русское искусство золотного шитья дальше, в будущее…

творческий процесс

Комментарии (11)
Юлия Попова 11.05.2017

Спасибо! Очень познавательно!

Очень тонкое и кропотливое искусство. Можно сказать, даже самопожертвование, ведь в начале прошлого века не было электричества, и золотошвеи творили такую красоту при свете лучины, в лучшем случае масляной лампы. Как результат, быстрая потеря зрения. Очень уважаю труд и мастерство золотошвей.

Такие работы шедевры!!!

Спасибо! Очень интересно!

Замечательные работы! И хоть сейчас повсюду машинные вышивки пытаются вытеснить ручные, но благодаря рукодельницам этот вид искусства никогда не умрет. Ведь вышивальница вкладывает в изделие душу и изделие становится живым, а машина ничего, поэтому энергетически их изделия мертвы и холодны.

Бывала в Торжке и на золотошвейной фабрике, и в музее с работами золотошвей. Очень красивые, тонкие работы! Настоящее сокровище и достояние нашей Тверской земли и вцелом России

Спасибо за публикацию!

Спасибо за публикацию! Я этим летом была в Торжке первый раз. Посетила местные достопримечательности в том числе и музей, где представлены работы мастериц-золотошвей. Впечатляет их труд и сами работы. Радует, что этот вид промысла не канул в Лету. Было бы очень жаль растерять достояние нашей страны...

BEAUTY WOOL 18.11.2016

Красиво!{#}

красота! спасибо!

Будущее весьма и весьма туманно(((( большая часть вышивки на современных изделиях торжской фабрики- машинная( и продавцы в магазине говорят- кому он нужен- ручной труд! Но продолжают продавать такие изделия под маркой" золотной ручной вышивки", увы- кругом обман покупателя)

спасибо за публикацию! сложное ремесло... и необыкновенно красивое