Лепка из папье-маше. Часть 2. Рабочее место, инструменты и дополнительные материалы

Найди все необходимое в разделе материалы для творчества

Рабочее место — это сугубо личное пространство. Оно совершенно индивидуально. Его организация зависит как от желаний, так и от возможностей. Инструменты тем более индивидуальны. Каждый мастер ищет то, что ему нужно и удобно. Эта статья  — не инструкция и, тем более, не список (вам потребуется то-то и то-то). Это рассказ о том, чем пользуюсь я, с чем сталкивалась и до чего додумалась. Возможно кому-то поможет не совершать ошибок, кому-то поможет найти что-то подходящее, а кому-то покажет направление, где искать.

мастер-класс

I. Рабочее место

 1. Стол.

Ой, как же он нужен человеку, который всерьез и надолго занялся творчеством! Без своего угла — никак. В идеале с прочной дверью и кодовым замком в комплекте (это для тех, у кого есть маленькие дети). Ну можно, конечно, и на табуретке пристроиться, если нет вариантов.

2. Ящики, тумбочки, нычечки и так далее. Их много не бывает!

3. Коврики.

С этого места серьезно. Работа с фигурками из папье-маше ­— дело не очень чистое. Куча всего, что имеет привычку капать и даже разливаться (клей, шпаклевка, краски и так далее). Я обзавелась обычными пластиковыми ковриками для кухонных столов (знаете такие, чтобы поставить тарелку и ложку положить). Бывают пожестче и помягче. В принципе все равно.

мастер-классы

4. Подвес.

Эту замечательную вещь соорудил мой муж. Большое ему спасибо. Почти на всех этапах работы требуется фигурку где-то разместить и сколько-то подождать. Экстремальную сушку(на батарее) я не люблю. К тому же не все удается положить без риска сплющить или смазать. Подвес решает проблему. Раньше я натягивала веревку, как для сушки белья, и на ней развешивала. Веревка прогибалась, все самопроизвольно двигалось — неудобств куча. С подвесом все прекрасно. Снизу шурупы полукольца, по бокам еще и просто саморезы. Места на все хватает.

мастер класс

папье-маше

папье маше

5. Доска для крепления бумаги.

Очень удобно, если стол стоит у стены и есть возможность эту стену (перед собственным носом) оборудовать чем-либо, для размещения на ней эскизов, набросков и прочих жизненно необходимых напоминашек и подсмотришек (у меня это доска из фанеры, бумаги прикрепляю силовыми кнопками). 

6. Настольная лампа.

Хороший свет необходим. И очень приятно, когда лампа стоит именно так и под тем углом, который нужен (а не мотыляется в известные только ей стороны: ты ее гнешь в одну сторону, а она выпрямляется в другую. С чистой совестью рекомендую модель, которая стоит у меня. Правда, даже несколько лет назад, когда мне ее подарил муж, она была очень дорогой, а сейчас даже не представляю, сколько она может стоить.

лепка

7. Компьютер.

Компьютер на рабочем месте — это и удобно и неудобно одновременно. Удобно иметь возможность в любой момент найти картинку, как выглядят уши у зайца, юбки того или иного века, мышцы рук, ног и т.д. Но приходится расплачиваться повышенной аккуратностью и внимательностью. А периодически накрывать бедолагу чем-нибудь пыленепробиваемым и шпаклевка-непромакаемым. 

Отступление (не по пунктам): нужные инструменты, оборудование и материалы можно найти на сайтах для моделистов (ну это очевидно), а так же на сайтах для ювелиров и стоматологов (как оказалось с ними тоже много общего).

II. Инструменты и подручные средства.

Из опыта: с папье-маше проще работать металлическими инструментами. Деревянные подходят, но масса к ним слишком хорошо липнет. Также инструменты из дерева недостаточно прочные для работы с высохшим папье-маше и быстро приходят в негодность. У пластика почти те же проблемы. 

1. Инструменты для лепки мягкой массы.

Самыми удобными оказались стоматологические инструменты.

инструменты

Можно заглянуть в старый маникюрный набор, нет ли там чего лишнего, а вам — полезного.

инструмент

Отличные шпатели получаются из обычных гвоздей. Отпиливаете острие под нужным углом,  зашкуриваете. Но гвозди нельзя оставлять мокрыми — ржавеют. (Можно опустить в кока-колу на денек, образуется пленка, и ржаветь гвозди будут меньше, но станут менее гладкими — а это неудобно).

инструменты для лепки

Бульки для изготовления цветов мне отдала мама (сейчас существуют еще похожие инструменты их называют дотсы). Мои самодельные. В магазинах продаются современные и бульки, и дотсы.

материалы

Это цанга со сменными насадками.

скульптура

Как показала практика, основная масса инструментов нужна от случая к случаю. Мои любимые и постоянно используемые — эти.

материалы для творчества

(1) Два одинаковых стоматологических инструмента (у одного «разогнута» левая рабочая поверхность). (2) Шпатели из набора для скульпторов. (3) Инструменты с сайта для ювелиров. (4) Металлическая палочка со скругленными концами (из магазина товаров для художников, как назывался инструмент не помню).

Эти же инструменты используются при необходимости и для «правки» высохшей массы. 

2. Инструменты для обработки высохшей массы и правки отшпаклеваной работы. 

Шкурка разная, много.

бумага

Эта шкурка особенная. Она хороша тем, что на тонкой поролоновой основе. При желании и усердии выглаживает поверхность до зеркального блеска.

Бормашина (гравер). У меня Dremel. Я скажу честно — пользуюсь им очень редко. Только, если надо просверлить отверстие или аккуратно убрать большую массу шпаклевки или высохшего папье-маше (если напортачила). Я работаю с мелкими фигурками, детали крохотные. Чуть сильнее инструментом проведешь и перебор. Какие уж там обороты! У Мужа есть другая модель с количеством оборотов от 0 (на моем от 5000).

Я использую боры и фрезы для бормашин как ручной инструмент для проработки тонких деталей. Можно, конечно, зажать в цангу, но мне без держателя удобнее.

3. Дополнительные инструменты: нужные и не очень, для чего можно использовать, где взять и что не подойдет.

Деревянные шпатели разной формы можно сделать из бамбуковых палочек, зубочисток и просто черенков истершихся кисточек, либо купить. (Как и писала выше: я от деревянных инструментов практически отказалась).

Силиконовые кисти. Я была в восторге, когда о них узнала, и в еще большем, когда смогла купить. Итог: почти не использую. Выглаживать ими совсем мокрую массу нет смысла (она все равно после сушки скукожится), а немного подсохшую они уже не берут (слишком мягкие). Для глины и пластиков, наверное, идеальный вариант.

Ножницы, линейки, сито, пинцет, шило, лезвия, скальпели, транспортир — вообще многое может понадобиться. Главное видеть задачу и творчески подходить к ее решению. Отдельно хочу сказать про пинцет, поскольку вещь очень нужная (если вы делаете мелкие вещи). При лепке лиц, рук и прочих мелких деталей нужно брать из емкости с массой очень, очень маленькие кусочки — пальцами не получится. Мне удобно пинцетом. Так же пинцет нужен при работе с микробисером.

Циркуль разметочный (как циркуль, но две иглы, без грифеля). Инструмент очень удобен для измерения и сравнения частей фигурки.

Различные тонкие надфили.

Зажимы (опять-таки из мира моделизма). В ряде случаев подойдут и бельевые прищепки. Функционал такой обширный что и не перечислишь. Подвешивать фигурки и их части сохнуть, фиксировать склеиваемые части фигурок, удерживать мелкие детали при покраске и так далее

Емкости для разведения и хранения всяких жидких материалов (клей, шпаклевка, краски, лаки).

(1) Пластиковые контейнеры от линз, очень удобно использовать вместо палитры. (2) Тоже пластиковые контейнеры, но для хранения линз (идеальная емкость для хранения небольшого количества краски или шпаклевки).(3) Баночки из-под косметических средств. (4) Емкость из-под кошачьего корма Шеба. (5) Емкости из-под соусов, васаби и так далее.

Удобно использовать для хранения небольшого количества оперативно необходимого клея всевозможные пластиковые бутылочки с капельной системой. Из-под перекиси водорода, Аквамариса и так далее.

Очки с увеличительным стеклом — очень удобная и нужная вещь при работе с маленькими фигурками.

Подставка под фигурки. Во-первых подставка нужна для сушки работ. Во-вторых в некоторых случаях удобно лепить, когда работа стоит на подставке и есть возможность обе руки использовать именно для лепки. К сожалению, в основном такая возможность относится к фигуркам «на оси».

Небольшая дощечка (здесь кусок ламината) с центральным отверстием под основу фигурки. В таком варианте фигурку можно разместить не только как показано на фото (на моем подвесе), но и между любыми двумя подставками одинаковой высоты.

Здесь более сложная система: нижний круг вращается вокруг центра (у меня это турнетка из покрасочного бокса для аэрографии), центральный деревянный параллелепипед со сквозным отверстием, сверху и снизу на основаниях параллелепипеда кусочки антискользящего силиконового коврика для приборной панели автомобиля (был куплен в Евросети), чтобы центральная часть не скользила относительно основания и фигурки. Вы спросите зачем так сложно? Можно же просто ограничится турнеткой. Нет, нельзя. Когда я делаю работу с осевым укреплением, всегда оставляю значительную часть палочки снизу. Во-первых, за нее очень удобно держать фигурку в процессе работы. Во-вторых, с ее помощью я более прочно закрепляю на основании готовую фигурку. А вещь с торчащим снизу штырем на турнетке не разместишь.

Это просто кусок фанеры, на который под прямым углом наклеен кусок плотного пенопласта. Это пока единственная моя конструкция, которая позволяет вертикально зафиксировать фигурку без центрального стержня.

Подставки для сушки и пищевая пленка. Как я уже писала, при работе с папье-маше постоянно требуется что-то сушить. С этой целью удобно иметь несколько фанерок или дощечек. Чтобы не приходилось отдирать высохшую работу, оберните их пищевой пленкой. Можно оклеить малярным скотчем.

Кисти. Стоит обратить внимание на кисти-лайнеры, тонкие кисточки с очень длинным ворсом (2). При окраске «труднодоступных» частей фигурок без них никуда. И кисти с очень коротким плотным ворсом (1). Нужны при тонировании фигурок пастелью.

Какие вообще кисти нужны? (Этот абзац для тех, кто только начинает творческий путь. Человек, подержавший этот инструмент в руках хотя бы пару месяцев, сам знает, что ему подходит, а что — нет.) Понадобятся кисти для клея и шпаклевки (на эту роль подойдут самые простые), кисти-сметки (для стряхивания, например, пыли после ошкуривания), и, наконец, кисти для окраски фигурок. Часто можно встретить рекомендации типа: «красить можно чем угодно, вопрос не в инструменте а в руках и технологии». Конечно, да. Верю, что корифеи из мира моделизма могут красить и бревном, и зубочисткой — и у них это получится одинаково хорошо. Но если Вы только начинаете этот путь, не создавайте себе дополнительные трудности. Купите для окраски фигурок хорошие кисти (тонкие, качественные). Тип ворса — кому что нравится (мне нравится качественная синтетика).

Отступление: Как я убедилась, что для начинающего мастера нужны качественные кисти. Когда я решила заниматься с ребенком рисованием, купила ему набор дешевых кисточек в канцелярском магазине и была собой очень довольна. Мы сели рисовать. И я собственными руками оценила разницу. Извинилась перед ребенком и выбрала ему кисти из своих.

Аэрограф (инструмента для нанесения жидкого или порошкообразного красителя). У нас он появился в связи с увлечением мужа моделизмом, но я присоседилась. Им можно наносить шпаклевку (получается изумительно, если изначально поверхность идеальная), краску и лак (существуют умельцы, рисующие аэрографом картины). Шпаклевку и краску я пока наношу кистью, но каждый раз обещаю себе не лениться и все-таки освоить покраску аэрографом. Но вот лак на открытые части тела (лицо, кисти рук и так далее) — это только аэрограф. Какой бы ни была кисть и будь вы хоть четырежды гений — такой мягкой матовости, как при распылении аэрографом, не достичь. Понимаю, что штука дорогая так что, если нет, ну и ладно, берем кисточки.

 Канцелярская поролоновая подушечка. При работе с красками очень нужная вещь — и лишнюю краску снять, и кисть «поправить», и слегка смочить кисть (в одном мастер-классе я видела, как человек кисть просто слюнявил, но краски вряд ли самая полезная пищевая добавка, особенно, белила титановые). Подушечка очень старая — используют сейчас такие или нет не знаю.

Пластиковые формы для формовки. Для формовки папье-маше очень удобно использовать различные пластиковые блистерные упаковки и некоторые детские пластиковые игрушки. Достаточно натереть пластик парафином и форма для формовки папье-маше готова.

Пластиковый лоток, поролон, калька — эту конструкцию я подсмотрела в каком-то мастер-классе по окраске солдатиков. Очень удобно использовать вместо палитр. Краска медленнее сохнет. Технология простая: внизу вода, на верхней кальке краска, нужные цвета по кругу и в центре аккуратная лужица нужного оттенка.

Если есть возможность, обзаведитесь тонкими тканевыми перчатками (опять моделистам спасибо). Очень удобно, чтобы не замызгивать работу. Как правило, держать удобно за два-три места, и вы рискуете к концу работы увидеть на них "затертости" от пальцев.

III. Дополнительные материалы для создания работ из папье-маше.

Перед началом работы с фигуркой надо решить, нужно ее армировать (упрочнять) или нет. Очевидно, что фигурка свернувшегося клубком котенка или Алёнушка с картины Васнецова в этом не нуждаются. А вот балерина или гимнастка – очень даже, дама в платье с кринолином — желательно (но не обязательно). Затем нужно определиться с типом армирования, точками опоры, материалами и т.д. 

1. Проволока.

Предпочтительно медь или латунь, в некоторых случаях подойдет и алюминий. Не используйте железную — очень быстро ржавеют. Пластиковую оплетку с проводов лучше снять. Если планируете работать с папье-маше постоянно, лучше иметь в запасе проволоку разного диаметра.

2. Бамбуковые палочки.

Идеальный вариант для усиления работ с явно выраженной вертикальной осью.

3. Швейные иглы и тонкие вязальные спицы.

Подходят для усиления точек опоры. Есть люди, способные рассчитать баланс статуи так, что она будет стоять на одном пальце, хаотично раскинув остальные конечности, и не упадет. Я так не умею, поэтому подстраховываюсь. Очень важно выбрать место расположения укрепляющего элемента и качественно его закрепить. Осторожно! Швейные иглы ржавеют при длительном контакте с водой. Это нужно учитывать. Первичный слой массы, который будет соприкасаться с иглой, следует сделать посуше и обеспечить этой части максимально быстрое высыхание.

4. Нитки.

Любые, что не жалко. Нужны тоже для каркаса и для армирования тех частей фигурки где даже самая тонкая проволока не умещается: например пальцы рук, каблуки-шпильки.

5. Ткань, марля, картон, различная бумага и пр. Все это может пригодиться для армирования, проработки деталей костюма, создания текстур и так далее.

6. Шпаклевка.

Понимаю, что критики по данному пункту будет очень много. Прям мурашки по коже от предвкушения комментариев.

Моя основная шпаклевка — водоразбавляемая шпаклевка по дереву внутри помещения фирмы TIKKURILA. Я не мешаю шпаклевку в кастрюльке по рецепту прабабушки. Я доверяю продукции этой фирмы. Ее создали профессионалы и для гораздо менее щадящих условий эксплуатации. Я пользуюсь ею больше 10 лет. Несколько первых работ остались у меня, так что я могу следить за их состоянием. Никаких проблем.

Данная шпаклевка очень чисто шкурится, прекрасно разводится водой до густоты молока, очень прочная и очень прочно влипает в обрабатываемую поверхность. Приведу пример: если вовремя не отмыть баночку, в которой была шпаклевка, зачастую ее проще выбросить, чем очистить.

Другие шпаклевки я тоже использую, но гораздо реже. У каждой свои свойства и особенности.

7. Краски.

В моём случае это акрил. У некоторых фирм есть сложности с тем или иным цветом. Так я, например, всегда очень внимательно присматриваюсь к черной краске и охре. Но про краски столько написано, что в любой строчке хоть кого-нибудь да повторишь. Здесь за советами к моделистам.

8. Лак. Матовый. Глянцевый редко.

9. Микробисер. С его помощью можно делать бусы и прочие украшения.

Первая часть мастер-класса здесь >>

В следующем мастер-классе напишу об основах технологии изготовления фигурок.

Комментарии (81)
Юлия Ушакова 19.12.2017

всё это можно выпускать отдельной книгой. Очень полезная информация! Я занимаюсь папье - маше. Можно сказать ещё новичек. Никак не могу научиться гладко штукатурить. Может что посоветуете?

Извините, как-то пропустила Ваш коментарий и вопрос. Увидела только сейчас. Совет один: терпенье и труд все отшкурят image

Карри 30.09.2017

Вы знаете - ну очень интересно. Всё, каждый кадр, каждый комментарий - интересно! Почему-то). Хотя созданием кукол и лепкой из папье-маше ещё не занимаюсь. Но: творческие натуры все жадны до нового, знания - груз, который не отягощает спину, а у нашего сознания есть такая замечательная особенность - оно исподволь копит все знания, чтобы однажды их скомбинировать и предъявить: вот, смотри - это как раз то, что тебе сейчас нужно! Так что спасибо. ВОООТ ТАКОЕ!!

И кстати: сижу, читаю ваш МК, на моих часах - 4 часа утра... взглянула на отметку "следят за комментариями к теме - 12". Перешла в первую часть МК - там этот показатель 49. Ночью. В 4 утра. Это о чём-то да говорит.)))

Татьяна, спасибо за щедрую серию МК! Они очень познавательны. Но, только для меня один большой минус ((( Вы описали папье-маше, как аналогичную замену пластика. По Вашему рецепту действительно получилась очень приятная масса, пластичная даже, у меня получилось вылепить довольно мелкие детали. Огорчило лишь то, что детализацию то я зря выполнила. Ведь после шпаклевки и наждачки ничего не останется. Я про морщиночки и мелкие складочки например. Малюсенькие ноготочки и т.п. Получается в этом большое преимущество полимерных масс - выполнить мелкую детализацию?

Если неправа, поправьте пожалуйста!

Здравствуйте Марина. ответ на ваш вопрос (причем как ни странно и да и нет) есть в третьей части этого мастер класса. Посмотреть его можно здесь.

Если в коротко. Да, есть нюанс, что папье-маше гораздо более трудоемкий материал чем пластики. Принимать этот минус или нет с учетом таких плюсов ка дешевизна материала, прочность, долговечность и приятность при лепке - решать Вам. К папье-маше что называется нужно приноровиться.

Татьяна, спасибо за ответ. Третью часть я конечно же прочитала ) Вы наверно имеете ввиду этап корректировки после шпаклевки. Тем не менее, процарапыванием морщины например не виделить, их вылепить надо.

Скажу так: для самого первого опыта - идеальный вариант. И экономно конечно, и руку набить. Но для маленькой художественной куклы например ( для чего я хотела) с выделением всех анатомических нюансов - сложно. Для новичка невозможно.

Видела давно ролик, там делали фигуру человека в полный рост из папье-маше. Вот там удалось выделить всю мелкоту. Но, опять же не было шлифовки такой, как у Вас. А у Вас это просто предел совершенства!!! На первый взгляд и не отличишь от керамики.

Свой угол незбыточная мечта... все барахло по углам, чердакам и сараям распихано. Состав примерно такой же))) Целый небоскреб яичных лоточков, картон, провода старые, тряпки, нитки, коробки, утеплитель, досочки и всякая всячина... Как только что-нибудь выкинешь - тут же понадобится.

Тема проволки недостаточно раскрыта. Где ее брать, какие виды нужны и т.п. Очень интересно узнать опыт. От себя могу что сказать. Если толщина слоя папье-маше будет достаточно большая 3-5см, то сохнет оно довольно долго. За это время проволока и сетка внутри дает реакцию. Я не мелочилась, папье-маше использовала для больших деревьев. Так вот, даже медная проволока (которая я думала не заржавеет) дала реакцию, образовалась патина или еще что-то, на поверхности выступило рыже-зеленое пятно, которое пришлось полностью вырезать. Проблему решила просто - проволочный каркас покрываю автомобильной грунтовкой из баллончика, она изолирует металл проволоки от папье-маше и она не ржавеет. Сначала это делала только для оцинковки, а теперь грунтую все и медную, и нихромовую, и оцинкованную, и нержавейку, потому что качество проволоки на глаз не разберешь.

Вот что делала. Основа бетонный столб, каркас веток из оцинкованной проволоки, сверху папье-маше. Ушло 30 л клея ПВА, в таких объемах он перестает казаться дешевым))) Яичных лоточках тысяча с лишним, пара мешков ротбанда, скотч малярный. Мешалось все обычным блендером бошевским, он выдержал уже два дерева трудяжка. В здравом уме это не стоит повторять, очень трудоемко. Листики отказалась делать, хотя могу))), покупные. На фото дерево не крашеное еще, в процессе.

Фактура поближе. Папье-маше идеально подходит для имитации коры дерева. Оно даже на ощупь получается теплым и гладким как настоящая кора. Фактура делается щеткой которой краску снимают (на фото у меня в руках она), она взлохмачивает верхний слой, после высыхания грубой шкуркой снимаешь лишнее и вуаля. Сверху грунт глубокого проникновения с антисептическими свойствами и пропитка для дерева.

Короче, папье-маше кто грязи не боится и готов ручками поработать материал суперский.

Автору респект за обстоятельность!

Я на такие грандиозности не решаюсь! У меня все миниатюрно фигурки 20-30 см. Работа тонкая, трудоемкая, но сохнет быстрее гораздо и места занимает не много. Текстура респект!

У меня тоже обычно модели в мм измеряются, а тут случилась оказия... Я была женщина в декрете, вся в гормонах, мозги не соображают, казалось горы сверну))) Ну вот... как шею не свернула не знаю)))

Карри 01.10.2017

Это ж просто вау что такое... )) Кора как настоящая. Интересно, куда ж такое вмонтировано?

Доброго времени суток все, кому данная тема интересна. Я приношу свои извинения за то, что третья часть данного материала еще не вышла. Я над ней работаю и после Нового года обязательно опубликую. Причин несколько. Во-первых тема третьей части оказалась труднее и объемнее первых двух. Куча нюансов о которых надо не только понятно рассказать, но и проиллюстрировать фотографиями. Во-вторых заканчиваю мастер-класс с предновогодней темой (выкладывать его после нового года или отложить на год очень не хочется. Он тоже о папье-маше, но не в общем, а про конкретную вещь. Еще раз извиняюсь и прошу немного подождать.

Карри 01.10.2017

Интересно-интересно! Ждём-пождём.))

Tatyana s 20.11.2016

Спасибо огромное за советы Воспользуюсь шпаклевкой Жду с нетерпением продолжение мастер класс

Очень интересно! Много полезностей взяла на вооружение! Спасибо! 😊
Татьяна 20.11.2016

Какие тонкие фигурки. Какая красота. А сколько причендалов?. Пойду лучше варить мыло (то ,что умею){#}

Мыло это тоже здорово! {#}

remedios007 20.11.2016

Татьяна, спасибо за МК. Очень познавательно!

А можно вопрос от дилетанта? Как из папье-маше сделать копию предмета? Т.е. я приблизительно представляю, что надо бумажками обклеить или массой облепить, но как потом снять с предмета, как разрезать, если нельзя его ни в коем случае повредить (дерево)?

Если коротко нужно сделать гипсовую форму (оттиск), а затем с его помощью уже вещь из папье-маше. Если нужна полная и правильная технология. Есть замечательная книга "Руководство по гипсовой формовке художественной скульптуры" Д.Бройдо издательство "Искуство" 1949г. В интернете в большом количестве живут ее сканы. Попробую придумать как выложить ее у себя в блоге (заходите чуть позже, надеюсь получится). И книга выложенная в моем блоге еще раньше "Работа из папье-маше. Практическое руководство выделки из папье-маше различных вещей." В.В. Сатунин Ленинград 1927г. Если совмести получится максимально полный ответ на Ваш вопрос (извините это очень большая тема здесь никак не вместить).

remedios007 21.11.2016

Спасибо! Очень интересно. Буду следить за Вашим блогом.

Как и обещала выложила в блоге скан очень хорошего учебника по формовке. О том как сделать оттиск со скульптуры и затем сделать ее копию. Например из папье-маше. "Руководство по гипсовой формовке художественной скульптуры" Д.Бройдо издательство "Искуство" 1949г. Получилось 4 части (больше 50 сканов в одну запись не лезет). Сейчас конечно есть силикон и формы для копирования можно и удобно делать из него, но основные принципы не изменились. А учебника по гипсовой формовке подробнее и лучше я лично не встречала.

remedios007 24.11.2016

Спасибо! Утащила в избранное image

Интересно, а у кого такие куколки пользуются спросом? Я так понимаю, это Ваша основная работа?))

Статуэтки и миниатюры в зависимости от их тематики востребованы разными аудиториями. У индустрии авторских кукол одни потребители, у шарнирных кукол – другие.

Рабочее место мне бы показалось чересчур тесным. Люблю больше простора и чтобы перед глазами было окно, откуда идёт дневной свет.

Стоматологические инструменты тоже использую, но не в исходном виде, а намотав на них во много слоёв изоленту, так их намного удобнее держать, пальцы не скользят, нагрузка распределяется по большей площади, в итоге мозоли почти не образуются и пальцы не болят.

От такого лака, производства Сонет, как и от Гаммы, я отказался, поскольку не устраивало ни качество самого лака, который высыхает слишком долго и в итоге всё равно липнет, ни качество упаковки этого лака. Если на крышку попадает пол-капли, открыть её потом крайне трудно.

В качестве лампы ни в коем случае не стал бы использовать такой тип, как здесь. Флюоресцентные лампы, за редким исключением, дают большую нагрузку на глаза, т.к. в сети у нас частота 50 Гц, драйверы ламп это не сглаживают и мерцание их неизбежно. Не говоря уже о том, что чаще всего их свет не слишко контрастный, тем более для мелких деталей. И они не передают нюансы цвета, имея цветовую температуру обычно с завалом в холодный оттенок, от 4 до 6 тыс. Кельвинов. Светодиодные современные лампы не дают мерцания, имеют лучшую цветопередачу (CRI >80), могут иметь разный форм-фактор и служат к тому же на порядок дольше. Где их лучше подбирать могу подсказать, но ссылки здесь не дам, чтобы не сочли за спам.
В общем, подбор рабочей лампы - отдельная большая тема, как впрочем и организация рабочего места, и подбор инструмента.
И, конечно же, всё это очень индивидуально.

remedios007 20.11.2016

Сергей, а я думала, что от 4 до 6 тыс.Кельвинов - это как раз то, что нужно, т.е. ближе всего к дневному свету. Или это для флуоресцентных ламп плохо, а для светодиодных как-то по-другому? Если не трудно, сбросьте, пожалуйста, ссылки по подбору ламп в личку. Актуальная для меня сейчас тема. Спасибо!

Здравствуйте Сергей. Что касается лампы. 6 лет назад в нашей стране о светодиодных лампах слыхом не слыхивали - это раз. А второе: основные плюсы этой модели не в источнике света, а в конструкции самой лампы (если Вы внимательно читали я именно за это ее и рекомендовала). Спектр у флуоресцентных ламп очень большой. В светильнике стоят три лампы, так что можно комбинировать по потребностям.

Что касается лаков Сонет и Гаммы сохнут они не быстро, но иногда это плюс а не минус. А что касается " и в итоге всё равно липнет" - ни разу с таким не сталкивалась. Наверно имеет значение ГДЕ куплен лак (а не что на баночке написано).

Luna di Venezia 21.11.2016

Я предпочитаю фирму Таир, ни разу не было с лаками проблем. И их грунт, ксатаи, тоже вне конкуренции.

Карри 01.10.2017

Освещение - общая больная (вместе с глазами) тема. У меня, например, уже давно - 8 диоптрий, а к ним ещё и начинающаяся дальнозоркость развивается, и положение не улучшается... Так что всё же хорошо бы было здесь поточнее указать, где и какие лампы выбирать, ( ну пожалуйста-пожалуйста-пожалуйста!!!), а уж модераторы тоже, поди, не звери - авось бы не сочли рекламой. Мы же тут все кандидаты в пациенты окулиста. Увы.((

Спасибо, что открыли папьемаше с другой стороны. Вот для меня этот материал всегда ассоциировался только с масками. Оказывается, из него можно делать такие прелестные глянцевые фигурки! Обязательно нужно попробовать :))

Спасибо за комментарий. Уверена в Вас отлично получится!

Luna di Venezia 21.11.2016

Позвольте заметить: маски - это хоть и папье-маше, но иная технология. Маски - послойное папье-маше, фигуры - лепка из папье-маше. Общего между ними - только бумага и клей, да и то бумага различного качества.

Извините, но Вы несколько перемешали понятия. Есть две техники работы с папье-маше: лепка из массы и послойное папье-маше (маширование). А что делать это уже не важно. Я например маски леплю из массы, но знаю мастеров которые делают великолепных кукол и фигурки методом маширования. Да и совмещать эти два метода можно.

Luna di Venezia 21.11.2016

классические венецианские маски = послойное папье-маше, остальное уже фантазии.

Классическая венецианская маска = маска произведенная в городе Венеция, по классической технологии (туту Вы правы). А наше с Вами географическое местоположение позволяет делать только маски в стиле … или псевдо … Это как Шампанское - из провинции Шампань, Коньяк - из провинции Коньяк, а Ксерокс - техника произведенная компанией Ксерокс, а не любая копировальная техника.

ПреЛенка 19.11.2016

Благодарю за такие чудесные рассказы!! Они дорогого стоят для рукодельниц! Восхиило рабочее место !!! Подвес - отдельно! замечательное изобретение!!! И еще сами фигурки! их пластика, грация, гладкость...Жду продолжение с нетерпением!!!

Огромное спасибо за теплые слова.

Elena (U T R O) 19.11.2016

Классно) Всегда так интересно смотреть за процессом)

BRONZO 18.11.2016

Да у Вас инструментов побольше чем у хирургов!{#} Очень красивые работы, спасибо!

Спасибо, очень интересно... как бы мне тоже хотелось чистую мастерскую и чтобы все по полочкам... {#}

Надеюсь у Вас она будет! Вот только про чистую это Вы мне польстили {#}{#}

вас интересно читать! а ещё интереснее - смотреть! спасибо за очень лаконичную и практически значимую статью! {#}

Очень приятно такое слышать! Спасибо!.

Luna di Venezia 18.11.2016

{#} С этой темы и надо было начинать цикл статей о папье-маше!))

Почему? Материал, потом инструмент, потом технология. По-моему все логично?

Luna di Venezia 21.11.2016

Я имела в виду, что обилие специфических инструментов несколько остужает пыл и восторг от кажущейся простоты описанных в первой части местериалов.

Простота или сложность зависят не от материала, а от сложности самой вещи (скульптуры, маски, куклы все равно). Можно из катушки ниток накрутить фантастическую веешь, а можно из дорогого мореного дуба выпилить банальную табуретку. Папье-маше материал, который легко можно получить: дешево и в домашних условиях. Из него можно сделать все что угодно, с любым функционалом и любой степенью сложности. Технология работы с папье-маше не сложнее и не легче чем с глиной, камнем, пластиком и любым другим материалом. Она просто своя собственная. А по поводу инструментов: я писала в статье практически все нужно от случая к случаю и может быть заменено. Основных инструментов немного. Мне хотелось показать все варианты и возможные полезности. То что приведено в статье не список : "собираем портфель в школу", а описание моего опыта как полезного так и не очень.

спасибо! очень полезно и наглядно!

Спасибо!

Спасибо,!А что это за лампа,как такую найти?

Лампа для ювелиров DAZOR. Муж мне ее покупал в подарок в интернет магазине для ювелиров Сапфир. Правда я посмотрела такой как у меня модели уже нет (ей лет 6). И цены просто зашкаливают. Тогда стоила что-то вроде 5000-7000.

Если я правильно знаю подобные лампы еще во врачебном оборудовании встречаются.

Ух ты!!! Очень интересно и познавательно! И вообще - всегда интересно заглянуть в закулисье, в мастерскую мастера, там где рождается волшебство )))

Кол-во инструментов и приспособлений конечно покорило - у меня тоже они плодятся, хотя покупа редко и "самое нужное". Что-то реально оказывается нужным только спустя год от момента покупки - те же силиконовые кисточки. Начала лепить с ладолла, и они совсем не пригодились, а вот попробовав плавтику - оценла как очень нужный инструмент. Хотя самый удобный для меня инструмент - спицы разных диаметров от 2 до 10 мм ))

Я тоже именно покупаю инструмент не часто. В основном все где-то как-то накапывается. Все знакомые и родственники давно в курсе моей повернутости, так что у кого что не нужное - собирается у меня. К тому же ОЧЕНЬ ВАЖНО правильно объяснить всем друзьям и родственникам, что вот тот платочек/духи/сережки/сувенирчик в качестве подарка на день рождения мне совсем не нужен, а вот этот шпатель/железка/штуковина жуть как нужен.

Карри 01.10.2017

Праальнаа! Пусть вкладывают деньги куда надо ( в нас, любимых) а не выбрасывают на ветер! И будет всем счастье и довольный мастер.

Алена 18.11.2016

Очень интересно. Можно поподробнее про палитру? Я правильно поняла: в емкость с водой помещаю кальку, потом поролон, и сверху еще кальку?

Не совсем, в емкость с водой поролон, на него кусок бумаги типа ватман (или для акварели), а на нее кальку.

Спасибо за мастер-класс! Ждем продолжения!!!

Татьяна, впечатляет количество инструментов. Очень понравился подвес, нужно себе у мужа попросить сделать. Татьяна можно покажу свою фигурку аиста,это подделка в детский сад. Делала проволочный каркас, папье-маше и наверх акриловая шпаклёвка. Тёрла, тёрла наждчкой так и не смогла добиться идеально ровной поверхности.

ничего себе поделка в детские садimage ))

Очень симпатичный аист. Да выравнивать действительно приходится долго. Попробуйте следующий раз ту шпаклевку которую я рекомендовала в этом мастер-классе с ней полегче (значительно).

Татьяна, спасибо. Тоже жду продолжения.

Надежда 17.11.2016

Я сижу и умираю от зависти)))) вы показали мне мою мечту, теперь я точно знаю как она выглядит)))) просто у меня творчество на кухне, в бесконечных мешках, контейнерах, баночках, ящичках и пр. Все это достань-убери, а то до ети жеж ... И половина инструментов к мужу убегают, в его бесконечные ящики-контейнеры... Я очень рада, что есть такие настоящие мастерские))) спасибо вам за столь подробные мк, и возникает вопрос- сколько вы работаете часов в день? Я бы из-за такого стола не вылезала))) и пусть весь мир подождет!

Я и не вылезаю (по возможности). Любую свободную минутку бегу туда (мастерская с успехом вытеснила все прочие увлечения и заменила мне телевизор, телефонную болтовню, прогулки, шатания по магазинам, да и книги переехали в мастерскую в качестве аудиосопровождения).

Вот это да!!! Сколько всего!!! Интересно безумно!!! Глаза разбегаются, честно{#} Мы заглянули в закулисье!
С нетерпением жду продолжения{#}

Ничего себе арсенал у вас {#} Спасибо, было интересно)

Торжеству во мне хомяка над здравым смыслом способствуют два факта. Во-первых живем в сельском доме, а не в квартире, так что места побольше. Во-вторых муж – единомышленник.

Кельт 17.11.2016

Про краску и облизывание кистей повеселили! {#}

Кстати! Оксид титана - пигмент титановых белил, является пищевым(!) красителем. А вот цинковые - да, кушать вовсе не стоит {#}

Я совсем не химик! И титан и цинк для меня лично звучит одинаково невкусно!

Карри 01.10.2017

Ну чёёооо выыы... )) (смайлик краснеет) {#}Мы в школе и в училище завсегда акварельные кисточки этак "причёсывали"...)) вроде и понимаешь, что неполезно оно, но - так удобно!)) А акварелька водичкой ополаскивается отлично.

Очень интересная статья, все внимательно прочитала. Срочно захотела такую лампу. У меня неплохая лампа, но прочему-то у нее блок питания издает какой-то стрекочущий неприятный звук, и когда работаешь в тишине его особенно слышно. О новой только мечтаю. Хоть я и не занимаюсь папье-маше, а лепкой из полимерной глины, но тема инструментов всегда актуальна. И баночки-скляночки для хранения всего и для запекания изделий множатся со страшной силой и все нужны))))) Полочек с добром все больше, муж смотрит косо)))) Но внутренний хомяк не дает покоя!

HandHome 17.11.2016

Работаю с папье маше и все равно что-то новое узнала для себя) И, какое счастье, когда муж единомышленник! Спасибо за публикацию, всегда читаю вас с большим удовольствием!

Спасибо за такой огромный и подробный рассказ! Очень интересно читать! Я уже давно мечтаю о папье-маше, но все боюсь). Хотя считается, что начинать лучше с современных пластиков, но меня тянет к этому материалу. Надеюсь, что решусь когда-то

Не бойтесь! Я начинала со всего подряд. Пробовала и паперклей и пластики (запекаемые и не запекаемые). Однажды со старшей дочкой купили самозатвердевающую массу и радостно из нее пару часов лепили. Сначала запах казался терпимые и даже почти приятным, но как же потом у нас головы белели. Фигурки пахли даже через месяц. Кошмар! Так что пробуйте сразу с папье-маше – отравиться уж точно не грозит.{#}

Божеее! Сколько инструментов! А рабочее место! Вот это я понимаю- мастерская!) круть)

подвес- супер- штука! мне вот кукол приходится подвешивать либо на веревке для белья, либо на ручках кухонных шкафчиков)

а ещё я не знала, что папье-Маше может ТАК выглядеть.. Отполированная, гладкая фигурка..класс!

Я до появления подвеса на люстру вешала. У нас висит такая старая советская с кучей стекляшек.

Отличная находка с подвесом! Спасибо за Ваш опыт {#}

Так всё основательно! Молодец! Прям завидки берут.

У Вас очень интересно, рассматриваю винимательно каждый инструмент, богатая коллекция.

Долгие годы собирательства и накопительства. {#} В плане инструментов я тот еще Плюшкин.

Большое спасибо! Очень интересно узнавать все подробности! С нетерпением жду продолжения!

Рабочее место больная для меня тема. Я до сих пор без своего стола
Рубрики мастер-классов