Русский костюм на фотографиях Николая Шабунина

  • Рубрика: История рукоделия
  • Виды творчества: Шитье
Русский костюм на фотографиях Николая Шабунина | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Николай Шабунин — русский живописец, ученик Репина, воспевший Русский Север в картинах и фотографиях. К сожалению, ушел совсем молодым, в возрасте 40 лет.

Николай был сыном священника из Мезенского уезда Архангельской губернии, родился 6 апреля 1866 года, поступил по экзамену в 1886 году вольнослушателем в Академию Художеств; затем принят учеником мастерской профессора И.Е. Репина; конкурировал на звание художника в 1898 году, удостоен этого звания, и с того же времени начал свои ежегодные художественные поездки исключительно на север для работ. Этому северу, его суровым тундрам он посвятил затем свои лучшие годы, и не только в своих художественных работах, но даже и в рефератах, старался охарактеризовать первобытный склад жизни русских и инородцев, зарисовать и снять памятники церковной старины, утвари и записать характерные бытовые черты отдалённых северных захолустьев. В виду исключительных климатических условий этого края, он уезжал туда ещё ранней весною, пользуясь санным путём, на лошадях и оленях, чтобы побывать в тех, отовсюду изолированных местах, куда можно проехать только зимой, как например в Канинскую и Малозимельскую тундры. Свой собственный край он старался сделать известным в своих этнографических рефератах. Этнографический Музей Академии наук много приобретал от него.

Из оставленных художником произведений следует упомянуть на первом месте историческую картину «Отъезд Суворова в Швейцарский поход из села Кончанского в 1799 году», воспроизведённую мозаикою в размере более 4 сажень на фасаде Суворовского музея. Большинство других его работ осталось исключительно в эскизах и этюдах; славились его эскизы из жизни учеников Академии Художеств; большая картина «Жница», эскиз «Из жизни ссыльных», «Колокольный звон на Пасху», «На краю света», портрет Суворова (для музея) и другие. Шабунин был более идейный художник, мастер эскизов, творец скорее, чем исполнитель, но копировал Левицкого так, что трудно было отличить от оригинала. Планы у покойного были большие; он задумывал издавать описание Мезенского края, но судьба порешила иначе. Доклад «Северный край и его жизнь», который был сделан художником на заседании СПб. Общества архитекторов, заинтересовал теоретически многих, но не был ни где напечатан и в виде рукописи, переписанной на машинке, был передан художником автору заметки; последний, заинтересовавшись этим сообщением, передал его в Отделение Русского Языка и Словесности, постановившее о его напечатании.

Отправляясь на родину, в деревне Юрому, Николай Шабунин всегда брал с собой фотокамеру. Дополняю этот текст его фотографиями красавиц Русского Севера. Великолепие нарядов не оставляет нас равнодушными: насколько разнообразен был костюм северянки! В противовес сегодняшним юбка-блузка, облачение предков было действительно украшением женщины. Не буду вдаваться в подробности смыслов каждой детали (по ней «читали» происхождение, статус, возраст), для этого требуется отдельный пост, предлагаю просто их внимательно рассмотреть. И удивиться! Скажу только, что на гулянья северная девушка на выданье могла надеть гардроб в несколько десятков составляющих. Порой на красавице было до 40 килограммов одежды и украшений — она просто не могла сдвинуться с места! Более бедные девушки весело отплясывали с парнями, но богатые особо не беспокоились — знали, что в жены возьмут именно их...

Всмотримся в лица наших прапрапрабабушек: сколько достоинства, уверенности во взгляде, ни капли смущения. Эти женщины знали себе цену...

русь, история моды

россия

русский костюм

русские традиции

русский север

национальность

русский

русское

православие

одежда

одежда для женщин

история искусства

история костюма

Комментарии (25)
Фелипова Лина 02.06.2017

Очень напугала фраза из текста : "Планы у покойного были большие;"... А на что можно строить планы покойнику?

И вот несколько фотографий:

На третьей фотографии крестьяне г.Бор Нижегородской губернии.

Какие красивые фотографии и наряды! Спасибо за ликбез!{#}

во времена, когда миллионы снимков людей с пустыми лицами в одинаковых позах, такие фото обретают особый смысл. в них история. а сейчас одни клоны, увы

Удивительная подборка! Люблю такие старые фотографии. Натуральные костюмы, столько лиц (всегда интересно их рассматривать).

Выставка русского костюма как раз недавно закончилась в Историческом музее. Зависала там. Какая работа мастериц! Сколько вышивки, какие фасоны. А головные уборы - это, вообще, что-то нереальное.

да, я была на ней, специально ездила

Люблю рассматривать старые фотографии, спасибо за подборку!

это фото тети Зои из села Алексеевка Богородского района Нижегородской области. мы застали ее за работой в огороде: на ней халат, платок, ... бусы! что бы ни делала, встретиться ли тебе кто-то сегодня, или проведешь день одна и в трудах - букдь добра, а себя укрась {#}

Есть у меня такая вот книга, где тоже много фотографий, правда собственно старинных немного, зато достаточно снимков народных костюмов, хранящихся в музеях. тираж 2000 экземпляров, не маленький вроде, можно отыскать, думаю. как-нибудь сделаю подборку отсюда. немаловажно, что в книге не только описания нарядов наших предков, но и обычаев. очень любопытно {#}

длжд 11.11.2016

Какие необычные фотографии, спасибо!

Интересная подборка! Я ломаю голову над тем костюмом, в котором по требованию организаторов ярмарок надо выходить с товаром. Хочется что-то оригинальное, не как у всех, поэтому такие подборки помогут определиться с выбором.

А я всмотрелась и в лица девиц и женщин. Обратите внимание на их прищуренный взгляд : ох, очаруют, околдуют, завлекут....{#}

Спасибо, - очень интересно

а мне крайнее фото понравилось)) три девицы :первая такая я ,вам дам, вторая с прищуром, сплетница, хитрюга, ну а третья , прям, сама скромность.

Очень интересные фотографии!! Спасибо!!!

Славена 11.11.2016

Очень интересно рассматривать такие фото. Спасибо!

Спасибо за интересную тему!

Красивые женщины и красивые наряды! Спасибо, что помогли заглянуть в прошлое, очень интересно!

Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет! Это о ней)))

lulu71 11.11.2016

точно! а если представить ее в нынешней одежде, вполне себе лицо современницы

да хороша необыкновенно. и я не уверена, что тут присутсвует фотошоп - но она словно накрашена! а ведь это маловероятно

Фелипова Лина 02.06.2017

А вы увеличьте фотографию - увидите макияж на модели ! Судя по обоям на фото, это эпоха Ар-Нуво (она же Модерн - конец 19 - нач. 20 в.в.), мебель 19 века (если я ошиблась, исправьте меня те, кто знаток этой эпохи). Я делаю вывод, что дама позирует в народном костюме, который вполне может быть аутентичным. Тут нелишне вспомнить императорские балы в стилизованных русских костюмах , да и во времена Ар-Нуво (особенно после сезонов Дягилева в Париже) мода на русское зацвела пышным цветом во всей Европе. Знаменитый кутюрье Поль Пуаре создавал коллекции, вдохновляясь дягилевскими сезонами.

Спасибо! Сохранила, чтобы еще раз вернуться и рассмотреть наряды. И очень впечатлили лица. Такие русские славянские. У нас в забайкалье таких лиц почти не осталось. Русские, даже потомки старообрядцев (в забайкалье их называют семейские), перемешались с тунгусами, позже с бурятами, с другими народами (у нас настоящий в хорошем смысле слова интернационал). Получилась очень красивая внешность. Но уже не славянская.

очень люблю бывать на Севере. Люди добрее, открытее, приветливей. Там и правда почти нет кавказцев, азиатов (я не против нет, это просто констатация факта!) , русскость греет душу

Север северу рознь! У нас, несмотря на то, что Якутия, якутов и эвенков мало, а вот кавказцев и жителей совсем Средней Азии полным полно!

Спасибо Вам за очень интеерсную, познавательную публикацию! Про Николая Шабунина немного читала, но столько его фото никогда не фидела! Вот теперь знаю о чем искать на ближайшей книговыставке книги, такая тематика там есть. Сколько золотого шитья в нарядах! И у каждой уважающей себя жительницы был в сундуке такой музейный экспонат! Наглядно видно - об уходе чего в народном костюме жалел Рерих