Душевная и гармоничная: русская деревянная скульптура

Душевная и гармоничная: русская деревянная скульптура | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Я сама никогда не пробовала резьбу по дереву, но меня она завораживает. Нравится ощущение тепла, идущего от живого материала. Такие деревянные скульптуры могут вдохновить и тех, кто занимается куклами сегодня. 

Это называется русская деревянная культовая скульптура. И хотя в этих работах довольно большая степень обобщения, мощная стилизация, характеры и даже настроение героев переданы потрясающе!

Нет лишних, ненужных деталей. А какая роспись: и гармоничные цвета, и декоративность. Время добавило художественности этим произведениям: потертости, цвета стерлись и обобщились, и фактура дерева просвечивает сквозь краски. Черные стали менее контрастными, синие и зеленые стали теплыми. И ещё в них есть главное — душа!

Впервые я увидела их в музее на территории Ипатьевского монастыря в  Костроме.  

русская скульптура, русский стиль

Святитель Николай Чудотворец (Можайский) 18 в.

резьба по дереву

Великомученица Параскева Пятница 18 в.

роспись по дереву

Великомученица Параскева Пятница 18 в.

иконы

дерево

Встречаются они и в других музеях, но видимо, редко попадают в основную экспозицию и хранятся где-то в запасниках.

деревянные игрушки

Св. Николай 17в. (Вологда)

деревянный

Св. Николай Можайский кон.17в. (Переславль-Залесский)

Несколько залов, посвященных русской деревянной скульптуре есть в Московском Кремле.

Большое собрание находится в Пермской художественной галерее — около 400 скульптур. Первые сохранившиеся до наших дней рельефные изображения святых, выполненные из дерева, относятся к 14-15 векам.

церковь

Никола Можайский 17 в (Пермь)

куклы

Св. Николай (Можайский) д. Крохова 18 в.

скульптура

Великомученица Параскева Пятница нач. 18 в. (Пермь)

Комментарии (16)

Неожиданно. Спасибо за пост{#}день проходит не зря, когда узнаешь что-то новое.

СПАСИБО огромное1 КАКИЕ они все славные.

Действительно с душой сделаны эти фигурки, притягивают. Спасибо вам за публикацию, информация интересная и необычная! {#}

Девочки, объясните, а почему запрешены в церквях скульптуры?

Есть небольная церковь в деревне Спирово ( Подмосковье. Волоколамское направление). Там в церкви стоит скульптура Николая Чудотворца, В человеческий рост. В золотых ботиночках.

Елена, это очень долгая история, в разные времена были разные причины. Надо читать исторические книги. Вот только маленькая цитата о первопричинах в 18 веке. Цитата.

Временный запрет на скульптуру и рельефы существовал в Синодальный период Русской Православной Церкви. Постановление Святейшего Синода от 21 мая 1722 года запрещает «иметь в церквах иконы резные или истесанные, издолбленные, изваянные», «от неискусных или злокозненных иконников выдуманные, понеже не имеем, – говорится в указе, – богоизбранных художников, а дерзают истесовати их сами неотесанные невежды». «В Россию сей обычай от иноверных, а наипаче от римлян и им последующих, порубежных нам поляков вкрался».

Данный запрет свидетельствует, что Русская Православная Церковь выступала в основном против распространения католической скульптуры как чувственной и далекой от церковных канонов.

В целом же Церковь никогда не выступала против скульптуры как таковой, но отдавала предпочтение образам духовным, сосредотачивающим внимание молящихся на богословской сути изображения.

А в Пермском крае были другие причины. Почитайте на эту тему, очень интересно.

Ирене, спасибо за ответ. Обязательно вникну.

А эти скульптуры из Ростовского (Ростов Великий) кремля. Там снимался фильм "Иван Васильевич меняет профессию", помните, там Бунша, за которым гонятся стрельцы, прячется в нише на галерее напротив деревянной скульптуры святого и копирует его позу, в результате преследователи принимают его за скульптуру и ретируются.

Ой, прямо моя тема! Спасибо!

В Пермском музее запасники битком набиты

Здорово! Почему их не выставляют, места не хватает?

Потрясающе! Это все работы наших, русских мастеров?

Спасибо,Дарья за публикацию! К сожалению Святейший Синод в 18 веке запретил деревянные объемные изображения святых.

К вашей замечательной публикации добавлю несколько моих фотографий Пермской деревянной скульптуры.

Так тепло от просмотра..

Кошка Тиу 11.11.2016

Спасибо Вам. Впечатление необыкновенное!

Спасибо! Прекрасная публикация.

Очень интересно!!! {#}Спасибо!

Ирина Шварц 11.11.2016

Удивительная притягательность и духовность.