Прекрасный и взрывоопасный фиолетовый: история создания краски

Фиолетовый цвет — это смесь красного и синего. Фиолетовый цвет пытается создать единый сплав из противоположностей, то есть из красного цвета, как у импульсивного покорителя, и синего цвета, как нежной самоотверженности.

фиолетовый, история искусства

Фиолетовый цвет в природе встречается редко, а человек начал широко использовать фиолетовые пигменты лишь в 19 веке. Это в большей степени относится к одеждам, нежели к живописи.

Самый знаменитый оттенок фиолетового пурпурный. Это практически фиолетовый, но несколько краснее.

фиолетовый цвет, краситель

«Да, это цвет триумфа, поэтому люди так сходят по нему с ума. Но вот стоит ли он этих денег, учитывая отвратительный запах?..» — говорит о пурпуре римский историк Плиний Старший в своей «Естественной истории» (I век н.э.).

Существует легенда о происхождении этого цвета, она гласит:

Сам бог Мелькарт в сопровождении нимфы прогуливался по берегу моря. Его пес случайно разгрыз валявшуюся на берегу раковину, и тут же шерсть пса окрасилась в необычный цвет. Тогда нимфа попросила бога подарить ей ту же краску для платья. Мелькарт не мог отказать нимфе и начал собирать для нее раковины. С тех пор, говорит предание, и люди добывают со дна моря эти чудесные раковины и раскладывают их на берегу. В каждой из них остается капелька сока — всего одна капля очень дорогой краски.

Пурпур — это естественный краситель, добываемый из трех видов морских улиток. Он выделяется железами этих животных. Улитка мурекс трункулюс выделяет красный пурпур, а улитки мурекс бран-дарис и пурпура хемастома — фиолетовый пурпур.

В Финикии производство пурпура процветало. Особая же популярность финикийского пурпура объяснялась его качеством, умением местных мастеров добиваться необычных оттенков — от красного и розового до лилового и фиолетового, — а также развитием в Финикии ткацкого ремесла. Особым спросом пользовались тонкие шерстяные ткани, окрашенные в пурпурный цвет.

Если прибегнуть к пересчету на современную валюту, то, по оценке Хорста Кленгеля, фунт шелка, окрашенного в пурпурный цвет, стоил 28 тысяч долларов. Конечно, шелк, привозимый из Китая, был самой дорогой тканью, продававшейся тирскими красильщиками. Дешевле были и крашеная шерсть (ее привозили обычно из Сирии), и виссон — тонкое полотно, доставленное из Египта. Однако стоимость их все равно была высока.

Этот цвет заключает в себя божественное и земное, а значит, он принадлежит, тем, кто находится у высшей власти.

Так в византийской культуре пурпурный цвет — важнейший атрибут царственности. Он — императорское достоинство. Только Василевс имел право подписываться пурпурными чернилами, восседать на пурпурном троне, носить пурпурные сапоги. Только алтарному Евангелию позволительно быть пурпурного цвета. И лишь Богоматерь и св. Анна в знак глубокого почтения могли изображаться в пурпурном одеянии.

пурпур

Пурпурный объединяет красный и синий цвет, как две крайности, является точкой равновесия — мудростью, вдумчивостью, осознанностью и двойственностью. Так этот цвет не только символ царственности, но и низшей похоти. Известно, что вавилонская блудница была облачена в пурпур.

Пурпурный цвет есть чувственность, сдержанность, осторожность. Ведь если разделить этот цвет можно получить множество розовых оттенков. Таким образом пурпур — объединение мужского и женского начала.

пурпурный цвет

С открытия английского химика Уильяма Генри Перкина началась новая история пурпура. И вообще история нового поколения красок — синтетических красок. В 1856 году Перкин открыл красновато-фиолетовый краситель, скромненько назвал его тирским пурпуром, но позже одумался и дал веществу имя цветка Мальвы. Краситель мовеин. Текстильная Англия приняла открытие мовеина на ура.

Скоро на мировой рынок выйдет ещё об одно химическое соединении — кристаллвиолете, или кристаллическом фиолетовом.

До Второй мировой войны его синтезировали из тетрила. «Этот самый тетрил — настоящий дьявол: от неизвестных причин он иногда взрывается во время реакции и разворачивает в пыль огромные заводы. К сожалению, нам приходится иметь с ним дело: обработанный фосгеном, он даёт синюю краску — кристаллвиолет. На этой штуке я заработал хорошие деньги» — так говорил мистер Роллинг, герой романа «Гиперболоид инженера Гарина», и Алексей Толстой почти не ошибался, называя кристаллвиолет (обычно пишут слитно) синей краской. Хотя использовался он, главным образом, как фиолетовый краситель. В этом вся прелесть химии: мощная страшная взрывчатка, обработанная отравляющим газом удушающего действия, рождает симпатичную краску.

история

Микробиологи до сих пор с удовольствием его используют для распознавания бактерий: кристаллвиолет (или кристаллический фиолетовый) окрашивает бактерии в сине-фиолетовые цвета. Те из несчастных микроорганизмов, которые сохраняют цвет при промывке спиртом, называют грам-положительными, а те, которые не сохраняют — грам-отрицательными.

А ещё кристаллический фиолетовый применяют в криминалистике: этот краситель специфичен, он отлично выявляет невидимые отпечатки пальцев на шероховатых и липких поверхностях, например на клейкой ленте.

Вот такой он, знаменитый пурпур!

Комментарии (7)
---Inna Rom--- 17.11.2016

Отличная статья, спасибо!

sanya 08.11.2016

Только мааленькая поправочка: тетрил -- выдумка А.Н. Толстого. Полупродуктом для синтеза кристалвиолета служит т.н. кетон Михлера -- вовсе не взрывоопасный, хотя и по-своему неприятный (раздражает глаза, подозревается в мутагенности и канцерогенности). Действительно, в производстве красителей использовали фосген (отравляющее вещество удушающего действия), и вот это по-настоящему неприятно: утечки фосгена на предприятиях бывали, и серьезные.

Взрывы при производстве красителей тоже бывают. Только это другой тип красителей, т.н. азокрасители. Там взрывоопасны промежуточные продукты, если реакционную смесь плохо охлаждать или позволить полупродуктам выпасть в осадок.

Так что красивой легенды про взрывоопасный фиолетовый не вышло, извините :)

Евгения 09.12.2016

Но все равно интересно{#}

Арутюнян 07.11.2016

Спасибо автору за статью. Зашёл в профиль узнать кто автор, но она или он ничего о себе не пишет. Немного уточню. В живописи фиолетовый цвет используется, получается мягкая, неожиданная и броская гамма цветов. У меня недописанная марина в фиолетовых тонах. Уже три месяца стоит незаконченный морской пейзаж. Муза куда-то ушла и пропала. Цветовой контраст фиолетовых облаков и закатного желтоватого солнца сильный. Ведь жёлтый и фиолетовый противоположны на цветовом круге. Они усиливают друг друга. Надеюсь доделать в этом году. Хотя на Ярмарке эту работу выставлять не буду, но могу прислать фото на почту Rarete, если интересно.

Художник Арутюнян.

Masmarina/ Марина 07.11.2016

Интересно и познавательно. И легко написано. Спасибо

спасибо, интереснейшая информация! пишите и о др цветах)))

Очень интересная история, спасибо!