Прекрасный хризопраз: вдохновение яблочным цветом

Очень любим мы узнавать новые факты про драгоценные камни :) И конечно, всегда хочется поделиться новой информацией с гостями и старожилами Ярмарки Мастеров :) В таком холодном и дождливом месяце, как ноябрь хочется ярких красок и хорошего настроения — но где же его взять, если за окном то дождь, то снег? Вот тут нам и помогут яркие камни — наши помощники и вдохновители на позитивный лад. 

Хризопраз для нашей публикации мы выбрали не случайно — ведь такого насыщенного яблочного цвета мы не увидим в природе до середины весны точно, а ведь очень хочется! Хорошо, что затейница-природа одарила нас своими дарами, которыми можно любоваться вне зависимости от погодных условий и времен года — самоцветами. Так что давайте поднимем себе сегодня настроение и узнаем побольше о таком красивом камушке, как хризопраз :)

хризопраз

Хризопраз — полупрозрачная разновидность халцедона зелёного цвета (от голубовато-зелёного до изумрудно-зелёного и яблочно-зелёного) различной интенсивности. Зелёная окраска вызвана соединениями никеля. Чем больше хризопраз просвечивает и чем гуще у него зелёный цвет, тем он дороже. Из хризопраза делают главным образом вставка в ювелирные украшения среднего ценового класса: серьги, кольца, бусы, браслеты, запонки, подвески, колье, ожерелья, пуговицы, инкрустируют табакерки и лорнеты. 

Название хризопраз произошло от греческих слов chrysos — золото и prasos — лук-порей. Древнее название хризопраза — хризопрас. В современном значении термин «хризопраз» употребляется с 1775 года, когда немецкий минералог И. Г. Леман (Johann Gottlob Lehmann) ввел его для полупрозрачной ярко-зеленой разновидности халцедона.

халцедон

Месторождения хризопраза связаны с линейными корами выветривания никеленосных гипербазитов. Хризопразы в природе редки. Происхождение связано с окремнением осадочных толщ и гидротермальными процессами. Встречается в магматических и осадочных породах; накапливается в россыпях. Чаще всего образует прожилки в измененных ультраосновных породах или в коре выветривания заместивших их серпентинитов.

На территории России месторождения хризопраза не известны. Камни ювелирного качества добывают в серпентинитах Центрального Казахстана (Сарыкул-Болды, Пстан), в Румынии (Тисовица, Бая-Нова), близ Приштины на Балканском п-ве (Косово), в Танзании, Бразилии (шт. Гояс). Одно из самых старинных мест добычи, известное с 1740 года, расположено в Нижней Силезии (Польша). В наше время оно отработано, но поблизости разрабатываются новые месторождения, наиболее значимое из которых — Шкляры.

тематическая неделя

В 1963 году крупнейшее месторождение было открыто на востоке австралийского штата Квинсленд. Здесь его прожилки толщиной до 10 см иногда имеют протяженность в десятки метров. Значимые месторождения известны и в Западной Австралии. В США прекрасный ярко-зеленый хризопраз добывают в горах Сьерра-Невада (Калифорния).

Еще в античные времена из хризопраза вырезали геммы и инталии. По легенде, сам Александр Македонский носил пряжку с зеленым халцедоном. В средневековой Чехии этот камень использовали в убранстве стен храмов и замков — так называемой «карлштейнской мозаике». Ею украшена часовня Св. Екатерины в замке Карлштейн, расположенном близ Праги, а также капелла Св. Вацлава в соборе Св. Вита (Пражский Град).

В середине XVIII века, после открытия месторождений в Силезии, хризопраз стал очень популярен в Европе. Из него изготавливали вставки для колье и браслетов, им инкрустировали лорнеты и табакерки. Сам прусский король Фридрих II собрал в своем Потсдамском дворце Сан-Суси крупную коллекцию изделий из хризопраза.

публикации

Цветовая гамма и степень прозрачности выступают главными критериями классификации самоцвета. В зависимости от качества выделяют три вида камня:

Высший сорт минерала очень напоминает изумруд. Такой хризопраз имеет мягкий, однородный зелёный свет и высокую степень прозрачности до 5 см. Его используют в производстве дорогих ювелирных изделий, в состав которых могут входить бриллианты.

Первый сорт хризопраза обладает более насыщенным яблочным цветом. Он менее прозрачен (до 2 см),  и в таком камне имеются слабо просвечиваемые места.

Третий вид камня называют поделочным. В нём зелёный цвет может иметь голубые или жёлтые оттенки и места с дополнительными включениями марганца или лимонита. В таком минерале могут встречаться абсолютно не просвечиваемые участки, а его структура неоднородна. Поэтому такой камень используется для производства недорогой бижутерии.

идеи для вдохновения

Для изготовления дорогостоящих ювелирных изделий, как правило, используется ювелирный хризопраз высшего качества. Этот минерал очень похож на изумруд, но, в отличие от драгоценного камня, огранке хризопраз подвергается очень редко. Чаще всего этот самоцвет обрабатывается в виде кабошона, то есть имеет гладкую отшлифованную поверхность. Камень приобретает круглую или овальную форму, но встречаются изделия в виде сердца, кулона или многоугольника. Именно такая форма обработки позволяет камню максимально проявить свой цвет и текстуру. С вставками из хризопраза делаются серьги, кулоны, кольца, мужские перстни. Дорогостоящие сорта хризопраза отлично сочетаются с серебром и золотом. Очень часто ювелирные изделия делаются под этот самоцвет, а в качестве обрамления используются бриллианты. Цена на такую продукцию может достигать десятков тысяч рублей. 

идеи для творчества

 Нередко, сбывая поддельные хризопразы, продавцы стараются завлечь покупателя стоимостью камня. Настоящий хризопраз не может стоить дешево, по крайней мере, если речь идет о камне высокого, ювелирного качества. Например, бусы из этого минерала могут иметь стоимость в 2-3 тыс. рублей (как минимум).

Натуральные хризопразы высокого качества встречаются в природе в некрупных кристаллах – не более 2 см кубич. Среди украшений, созданных из имитации камня, можно встретить массивные изделия с достаточно крупными камнями, выглядеть они будут, возможно, красиво, но их качество – качество обычной подделки.

Многие натуральные камни, даже самые дорогие и ценные, отличает наличие внутри них различных природных включений – пузырьков, зон затемнения, иногда присутствует неравномерность окраски. Хризопраз – не исключение. Присмотревшись к нему через лупу, эти включения можно увидеть. Также хризопразу свойственны «перья» - включения соответствующей формы, образованные вследствие роста минерала.

натуральные камни

Хризопраз-подделка из кетсайта. Этот синтетический материал производится в Китае и часто используется для имитации минералов, в частности, для имитации кошачьего глаза и хризопраза. Отличить этот материал от натурального камня достаточно сложно, разве что цвет может его выдать – он будет насыщеннее и ярче, чем у оригинала. Стоит сказать, что изделие из кетсайта – не самая худшая подделка – стоимость его не намного выше стоимости хризопраза, поэтому, скорее всего, в случае, если украшение изготовлено из него, продавец предупредит об этом;

Еще одна популярная имитация хризопраза – окрашенные посредством солей никеля (могут применяться и синтетические красители) недорогостоящие халцедоны низкого качества. Распознать такую подделку хризопраза довольно сложно, разве что, если посмотреть на камень через лупу, будут видны четкие зональности окраса с довольно четкими контурами;

камни натуральные

Благодаря своему зелёному цвету хризопраз улучшает настроение, дает спокойствие и рассудительность, выносливость и мужество.
Хризопраз считается камнем изобретателей, новаторов и благоприятен для любого нового дела.

Хризопраз известен с давних времен как камень, отводящий зависть, клевету, «дурной» глаз, снимающий порчу, не позволяющий навести порчу и прочие гадости. Хризопраз не любит подозрительных, неуравновешенных, злобных и лживых, эгоцентричных людей, отказываясь работать на таких. Ничто не призовет в таком случае камень «к порядку». Хризопраз — великий упрямец и помогает только людям чести и доблести. Таких он окружает друзьями и всячески ограждает от бед, даже если владелец предпринимает относительно рискованные шаги (чрезмерного риска не выносит). Хризопраз благоприятен для любого нового дела, так как в нем присутствует стремление к преобразованию. Поэтому людям, неспокойным духом, стремящимся к обновлению, он принесет удачу. Он привлекает соратников к тому, кто взялся за новое дело. Поэтому полезно, перед тем как отправиться на переговоры о новом проекте, надеть хризопраз в серебре.

камень

А теперь давайте полюбуемся украшениями из хризопраза :)

Броши:

самоцветы

статья

интересные факты

ювелирное искусство

ювелирное дело

Кольца:

инкрустация

кабошоны

кабошоны для украшений

красота природы

мятный

мятный цвет

Кулоны:

Сережки:

А вот и пара подборок украшений с хризопразом для выхода в мир :)

Надеемся, вам понравилась наша статья и было интересно узнать для себя что-то новое :) 

Комментарии (20)
Елена ТЕМАРИ 06.12.2016
Очень СОЧНО!
длжд 11.11.2016

Мороженое - просто сказка! {#}

Спасибо за вдохновляющую публикацию!

и очень приятно было увидеть среди примеров кольцо И. Фазульзянова)))

Buffalo 11.11.2016

Да, у него очень красивые работы, уникальный стиль и мастерство - можно бесконечо вдохновляться его работами!))
Очень рады, что Вам понравилась статья))) {#}

Какая замечательная публикация! Украшения изумительные. Спасибо за труд {#}

Я бесконечно далека от камней, но так было жаль, что статья закончилась!

Buffalo 09.11.2016

Спасибо большое за теплые слова, очень рады, что понравилась наша публикация))

Будем писать стать еще, очень любим делиться полезной информацией {#}

прелесть зеленая!!!!

Изумительный хризопраз! Яблочный просто сказка! Спасибо ))

У меня сейчас в работе колье с редким по размеру крупным огранённым хризопразом, будет сказочная красота ))

Невероятно притягательный красивый камень!

Buffalo 08.11.2016

Желаем Вам удачной работы над колье!)) {#}

Очень рады, что понравилась статья, нам приятно))

После вашей статьи захотелось купить что-нибудь себе с этим камнем.

Очень люблю хризопраз! Большое спасибо за публикацию, очень интересно и познавательно!

Buffalo 08.11.2016

Очень рады, что понравилась наша статья))
Будем писать стать еще, оченб любим делиться полезной информацией {#}

Кошка Тиу 08.11.2016

Уже много лет обожаю хризопраз. Спасибо, порадовали прекрасной подборкой!

Buffalo 08.11.2016

На здоровье, еще будем радовать гостей и мастеров Ярмарки своими статьями {#}
Очень рады, что понравилось)))

Очень пнравился камень! Необыкновенный!

Нежно люблю хризопраз и сейчас как раз работаю над колье с этим прекрасным камнем!!! Чудесная публикация! Спасибо!!!

Buffalo 08.11.2016

Спасибо большое за теплые слова, очень рады, что понраивлась наша публикация))
Желаем удачной работы!))

Потрясающий цвет! Особенно в сочетание с золотым!

Спасибо за знакомство с красивым камнем! Очень жизнерадостный и в то же время спокойный цвет

Buffalo 08.11.2016

Хотели как-то разбавить ноябрськую грусть ярким цветом)