Лепка из папье-маше. Часть 1: папье-маше — масса, какова она есть, и как ее сделать

Найди все необходимое в разделе материалы для творчества
Лепка из папье-маше. Часть 1: папье-маше — масса, какова она есть, и как ее сделать | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

На мой взгляд, папье-маше — недооцененный (недопонятый) материал. С ним, конечно, работают, но мало. В основном папье-маше используют для грубых работ. Вследствие чего количество поклонников этого материала только уменьшается. А материал замечательный!

Почему я остановила свой выбор на папье-маше.

1. Для человека работающего руками очень важно насколько этим рукам приятно работать с выбранным материалом. Я перепробовала за свою творческую биографию очень многое вариантов и поняла, что моим рукам нравится работать с папье-маше и глиной. Пластик и я несовместимы. Мне нравятся металл, камень, стекло и дерево, но преобразовывать их глобально — не моё. Выбор между глиной и папье-маше обусловлен наибольшей доступностью и простотой работы с последним (У вас есть муфельная печь? У меня нет).

2. Папье-маше очень "снисходительный" материал — прощает творцу долгий процесс поиска и ошибки. Резьба по дереву или камню ошибок не прощает — отковырял лишнее, начинай заново. Глину до обжига можно изменять и исправлять, но после категорически нет. Папье-маше можно переделывать на любом этапе.

Однажды мне пришлось изменить опорную ногу фигурки после финального окрашивания (причем убирать все до каркаса). Сняла бором лишнее, затем переделала, заново зашпаклевала, ошкурила и покрасила измененную часть.

3. Изделия из папье-маше очень устойчивы к механически повреждениям (ударам, падениям). Однажды, моя готовая статуэтка упала с 2-х метровой высоты на ламинат. В результате появилась чуть заметная трещина в талии. Позже я еще не раз убеждалась, что даже самые тоненькие детали из папье-маше (пальцы рук, оборки платья) оказываются весьма прочными. Легкие удары зачастую обходятся без последствий. После сильных могут появиться небольшие трещины, исправить которые не представляет большого труда. Состояние вещи после ремонта неотличимо от изначального.

Другой пример. Я делала елочные игрушки. Сынишке очень понравились шарики. Я выделила ему для игры один из готовых, мысленно с ним попрощавшись. Целый вечер шарик летал по всей комнате. Каково же было мое удивление, когда уложив ребенка спать, я обнаружила на шарике только "патину" из небольших трещин. Я покрыла его еще одним слоем лака и повесила на елку, как будто так и задумала. Всем понравилось.

Тонкие керамические и пластиковые изделия гораздо более хрупкие.

4. Папье-маше позволяет делать очень тонкие и изящные детали.

5. Папье-маше прекрасно красится. Любыми красками. Шпаклеванное и не шпаклеванное.

6. И, наконец, дешевизна. Что может поспорить в цене с пачкой салфеток и ложкой клея. Ничего!

Итак. Папье-маше — моя большая любовь и осознанный выбор. Никому свое мнение не навязываю. Просто предлагаю подумать, попробовать и сравнить.

И, наконец, ложка дегтя (ну куда без нее). Лепить из папье-маше приятно, но сложно. И самое главное, как бы хорошо вы не "выгладили" основу из мокрой массы при высыхании поверхность все равно немного деформируется (больше или меньше зависит от рецепта). Придется шкурить, править, шпаклевать (если конечно хотите идеальную поверхность). К этому надо быть готовым. Работы будет много.

Рецепты папье-маше.

Написано об этом много. Постараюсь сделать акценты на собственных выводах и наблюдениях. Сравню варианты.

Для начала привожу рецепт из классической книги про папье-маше "Работа из папье-маше. Практическое руководство выделки из папье-маше различных вещей." В.В. Сатунин Ленинград 1927 г. (вдруг у кого-то ее нет):

"Бумажная масса приготовляется так: берут старую бумагу, бумажные обрезки, обрезки картона и прочего. … К бумаге можно прибавить и старые тряпки. … Бумагу и тряпки разрывают и разрезают на мелкие кусочки, потом складывают в котел с горячей водой и кипятят до тех пор, пока бумага так размякнет, что начнет разлезаться. … вынимают бумагу из котла, отжимают воду руками и толкут сырую массу в чугунных или медных ступках. … сушат эти комки в вольном духе, и когда они совершенно высохнут, растирают на мелкой терке. … Затем полученное бумажное тесто смешивают с другими составными частями. … Самая простая смесь состоит из прибавления к бумажному тесту крахмала и мела … тесто с мелом разводят жидким клеем до густоты обыкновенного теста. …"

Полный скан книги можно посмотреть в моем блоге.

А теперь рецепт из учебного пособия "Умелые руки", Молодая гвардия 1953 г:

" … рыхлую, непроклеенную бумагу разрывают на мелкие кусочки, кладут их в металлическую или глиняную посуду и заливают горячей водой. Сосуд с бумагой закрывают, обертывают тряпками, ставят на сутки в теплое место. … на другой день бумагу подогревают на огне, пока вода не закипит … разварившуюся бумагу укладывают в мешок, отжимают из нее воду … просушивают … растирают в порошок. … к бумажному порошку добавляют примерно столько же (по весу) толченого и хорошо просеянного мела, в четыре-пять раз меньше картофельной муки и приблизительно в десять раз меньше столярного клея. …"

База всегда одна:

1. Бумага. Тряпки я лично не рекомендую. Чтобы их довести до состояния однородной мелкодисперсной массы нужно много сил и времени. Хотя для укрепления изделия в некоторых случаях они подходят.

2. Вода.

3. Клей (собственноручно приготовленный, ПВА, бустилат, обойный клей или другие).

4. Сыпучий гигроскопичный наполнитель (мел, глина, крахмал и прочее в разных вариациях).

Теперь о том чего сколько и зачем.

Бумагу можно использовать любую! Мелованная или упаковочная будут долго сопротивляться измельчению. Газет я лично опасаюсь из-за типографской краски. Зачем мучится, когда есть замечательные пачки дешевых салфеток, бумажных полотенец и рулоны серой туалетной бумаги, которые так замечательно размокают. Я преимущественно использую пачки бумажных полотенец без отдушек, пропиток и красителей. Забегая вперед скажу, что на будущее лучше запастись разной бумагой (мелованной, упаковочной, картоном и так далее).

папье-маше, мастер-класс, урок лепки

Вода обычная водопроводная. Большинство авторов советуют перетертую бумагу отжать или даже высушить. Я не сушу и не отжимаю, а даю стечь. После взбивания в блендере оставляю в дуршлаге где-то на пол часа. Не варю. Пробовала варить, но ошеломляющего результата не заметила. Нужно найти тот вариант, который будет удобнее именно вам.

Качество измельчения влияет на однородность массы.

Объясню, на что влияет количество воды в массе. Прежде всего на "усушку". Чем больше воды в массе, тем больше деформация изделия при высыхании, чем меньше воды, тем меньше прямая зависимость (при моём способе лепки). Почему мне нравится оставлять воду? Масса с водой более эластична при лепке. И не забываем о том, что будем добавлять сухие ингредиенты, которые заберут часть влаги.

Сухие сыпучие гигроскопичные ингредиенты. Мел (натирать его на терке или толочь в ступке удовольствие маленькое, а что делать), глина (в виде порошка), можно, кстати, взять алебастр или сухие строительные шпаклевки (которые надлежит по инструкции разводить водой), крахмал.

папье маше, мастер класс

Все они служат одной цели: добавить к бумажной массе вязкость и эластичность, что очень важно при лепке. И, конечно, уменьшить "скукоживание" при высыхании.

Я находила в инете рецепты, в которых соотношение бумаги и сухих ингридиентов 50/50. На мой взгляд это уже не папье-маше, а шпаклевка из глины и мела с клеем (почти цемент), в которую добавили бумагу для объема. Изменения поверхности при сушке в этом случае действительно незначительные (можно даже не шкурить), но изделия очень сильно прибавляют в весе и теряют в прочности.

Соотношение бумага/сухие ингредиенты я делаю разное, в зависимости от конечной цели. Основной рецепт на 4/5 900 граммовой банки бумажной массы (так называемое ведро из под майонеза) по одной столовой ложке (с горкой) мела, глины и крахмала.

лепка, урок

Теперь остановимся на клее. Помним главное — бумага размоченная и размельченная хорошо скрепляется при лепке и без клея. Ее собственных физических свойств вполне хватает для того, чтобы спрессованные частички после высыхания держались друг за друга. Клей добавляет прочности.

Художественное отступление: Я "познакомилась" с папье-маше так. Лет 15 назад мы с моим мужем (тогда будущим) обсуждали мои творческие искания. И о материалах тоже говорили. Он случайно разлил пиво, вытер его салфеткой, а потом подумав скатал из пропитанной пивом салфетки шарик и кинул мне со словами: "Вот пример папье-маше." Шарик, кстати, до сих пор цел и не развалился.

Использовать можно любой клей, подходящий для бумаги или дерева (как промышленного производства, так и "по домашним" рецептам).

Многие пишут "варите клей только сами" никакого ПВА. Мне это не понятно. Если у кого то есть возражения или конкретные примеры противопоказаний использования ПВА, готова обсудить. Я много лет использую именно ПВА и бустилат и никаких проблем не заметила. Химическая промышленность существует десятилетия и там работают умные люди. Я не химик и не хочу изобретать велосипед.

К слову о количестве клея. На те же 4/5 900 граммовой банки бумажной массы, куда уже прибавили 3 столовые ложки сыпучих ингредиентов, 1 соловая ложка ПВА + 1 столовая ложка бустилата.

Количество клея в массе влияет на плотность итогового изделия. Хотите поплотнее, добавьте клея. После высыхания заготовка с большим количеством клея плотнее, шкурится "чище" (без задирав), но шкурить тяжелее и инструменты забиваются быстро. Слишком много клея может привести к "клеевой пленке" на поверхности (но это нужно очень, очень много клея).

Качество клея — это важно! Конечно нет смысла брать что-то супер дорогое, но и брать совсем сомнительный клей не стоит. Я покупаю на строительном рынке у вызывающего доверие продавца, не особо приглядываясь к маркам. Почему не самый дешевый? Плохой клей может плохо пахнуть изначально, либо быстро приобрести неприятный запах (я с таким сталкивалась). Поверьте плохой запах из папье-маше ничем не вытравить. Плохо пахнущая масса — на выброс.

Итак.

1. 1/2 пачки бумажных полотенец (или один рулон т.б., или 3 пачки салфеток) несильно разрываем. Замачиваем в небольшом количестве воды (так, чтобы блендер или миксер мог спокойно взбивать). Воды примерно литр (зависит от бумаги и блендера).

2. Взбиваем. Сливаем через сито. Даем стечь.

3. Добавляем по одной столовой ложке порошок мела, порошок глины, крахмал.

4. Добавляем столовую ложку ПВА и столовую ложку бустилата.

5. Тщательно вымешиваем.

материал, уроки

P.S. В емкости с плотно закрытой крышкой или в полиэтиленовом пакете эта смесь очень долго не затвердеет. Хранить ее следует в холодильнике, иначе начнет плохо пахнуть. В морозилке не стоит. Я обычно храню в морозилке измельченную и процеженную бумажную массу (без добавления прочих ингредиентов). Когда затеваю подготовку бумаги, то делаю сразу побольше.

Удачи всем в работе и творчестве. Спасибо, что прочитали этот материал. В следующий раз я напишу про инструменты и рабочее место.

Комментарии (145)
Ольга Бу 11 марта

Эх, а у меня с бумажной массой не лады(( вот именно маширование я люблю: клеишь себе по кусочку, а масса не выходит, вот именно чтобы как масса для лепки, однородная и пластичная. Добавлю в избранное.

Здравствуйте Ольга. Однородная и пластичная для папье-маше - это нонсенс. Оно такой не будет никогда. Немного комковатая и трудно разравниваемая - это нормально. Вопрос в технике лепки. Не нужно брать большой кусок массы и пытаться, как из пластика, что-то сразу цельное вылепить. Вытягивать и убирать лишнее это вообще не про папье-маше. Так действовать НЕЛЬЗЯ! Берем немножко, придаем базовую форму (когда точно ничего лишнего и много еще добавить нужно), сушим, затем налепливаем то, что нужно, именно там где нужно и аккуратно вминаем-разравниваем. Очень похоже на маширование. Только не по одному маленькому кусочку, а по одному маленькому комочку. Удачи!

AliceZv 28 февраля

Спасибо! Я где-то в книге про папье-маше прочитала, что для того, чтобы фигурка не деформировалась при высыхании, надо в папье-маше добавить гипс, это правда?

Здравствуйте. Гипс добавать можно. Ничего плахого от этого не будет. Но если Вы добавите столько гипса, что бы фигурка не дифармировалась при высыхании, проще сразу делать из гипса. Папье-маше дифармируется только из-за одного ингридиента ВОДЫ. Если вы потратите время на приготовление безводного рецепта деформацию Вы практичеки не увидите. (Безводный это классика: бумагу долго варим в воде, взбиваем, затем отжимаем и сушим, натираем (на очень мелкой терке) - доводим до состояния бумажной ваты. Добавляем клей, крахмал, мел, глину и очень долго вымешиваем.)

Ох, как интересно! прямо ручки зачесались попробовать. Ждем продолжения{#}

Татьяна, а если блендера и миксера нет, можно ли изначально порезать бумагу на очень мелкие кусочки, по пять миллиметров, замочить их, отжать, а потому в эту массу добавить клей и крахмал? Мела и глины у меня нет.. Можно обойтись только одним крахмалом?

В принцыпе можно обойтись и бумагой с клеем (без кражмала, глины и мела). Бумага даже сама по себе будет держать форму. Порезать конечно можно, но в таком случае, лучше порвать и либо выдержать в воде подольше, а лучше поварить.

Спасибо большое!!! Очень интересно!

Анжелика 14.02.2017

А сколько примерно может храниться готовая масса? Я пару дней назад заготовила, только получилось чуть больше чем планировала {#}. До апреля пролежит, как думаете? Храню массу в холодильнике, в герметичном контейнере

Думаю должна пролежать. Многое зависит от клея.

Лен.ок 23.11.2016

Замесила я массу, но что то у меня к рукам липнет. Может клея переложила?

Скорее всего переложили клея, либо клей неважный (я как то сталкивалась с ОЧЕНЬ липким ПВА, больше абы где не покупаю).

Если дело в количестве клея добавьте воды и бумажной массы.

Лен.ок 24.11.2016

Да, Татьяна, клей подвел. Сегодня купила другой ПВА и все пока сложилось, тесто получилось элостиное. Сшила костюм новогодний,"Буратино", для племянника. Нос слепила из этой массы, поставила под батарею сохнуть. Надеюсь что все получится.

Лучше убрать от батареи (конечно если есть хватает времени)! Особенно Если они очень горячие. Вещь может сильно покоробится! Если все-таки нужно быстро, периодически подходите к батарее (особенно первые час - два) и контролируйте процесс сушки, при необходимости аккуратно подправляйте. Особенно если он весь целиком из массы без каркасов и "стабилизаторов" формы! Если что попробуйте так: острый конус из картона склеиваете, а потом поверху, массой, уже придать форму носа.

Татьяна, добрый вечер! Пожалуйста, проконсультируйте как спец по папье-маше!image можно ли в массу как сыпучий материал добавить затирку строительную в порошке ( осталась от ремонта) или крахмал обязательная составляющая? Спасибо!

Не знаю какая у Вас затирка, они разные бывают. Мне доводилось использовать и строительную шпаклевку и алебастр. Почитайте состав. Если там преимущественно мел то точно можно. А лучше всего попробовать на небольшом количестве. Крахмал способствует тому, что при сушке папье-маше меньше деформируется, есть у него такое свойство (наверняка помните крахмальные воротнички и "крылышки" у белых школьных фартуках. так что немного крахмала лучше все таки добавлять (можно вместе с затиркой).

спасибо!

ALEFTINA ALLA 19.11.2016

Спасибо за рецепт!

ЕвгенИчка 17.11.2016

Спасибо! {#}Всегда хотелось попробовать!)

Очень здорово!Пока остановилась на холодном фарфоре...но теперь и до папье-маше доберусь обязательно{#}

Юлия Брагина 17.11.2016

Спасибо огромное за прекрасный и подробный Мк. !!!

Myrka 13.11.2016

Доброго времени суток ВСЕМ!!! {#}
Я, как и многие участники обсуждения данного МК интересуюсь техникой "папье-маше". И потому стараюсь читать все публикации и МК так или иначе связанные с "жёваной бумагой" Мастер-класс Татьяны не исключение. Его прочла ещё в день публикации..., порадовалась за себя, что всё это мне знакомо))) и успокоилась))
Сказать по правде, обалдела, когда увидела какой популярностью он пользуется..., судя по количеству "Нравится" и в "Избранное".
Татьяна, поздравляю Вас!!!!{#}
И советую всем кто хочет поробовать: ХОРОШИЙ рецепт ( с маленькими "но"))! Замесила 2 года назад, храню в холодильнике и пользуюсь по сей день (тем же замесом)!!! Месите! Не пожалеете!!{#}
Одного понять не могу, как Вы смогли пройти мимо РЕЦЕПТА с ТЕМ ЖЕ НАБОРОМ ИНГРЕДИЕНТОВ, три года назад опубликованном Белозёровой Татьяной (BizWoo) здесь же на ЯМ?!!!{#}
http://www.livemaster.ru/topic/576581-massa-pape-mashe-uluchshennyj-retsept-chast-1

Здравствуйте. Я очень уважительно отношусь к мастер классу Белозеровой Татьяна . Более того первый раз ее статью я прочла по-моему раньше и на совсем другом сайт. Мел, крахмал и глина как вы видите это не новость как минимум с 1927 года. Тогда нас обеих и в помине не было. Может быть вопрос в том как расставлены акценты. Я не давала рецепт - делайте так, а старалась ответить на вопрос что будет если сделать так или иначе и почему будет именно так. Тем кто долго и давно работает с папье-маше, согласитесь, советы не нужны. Они и так знают что и как делать. Мне хотелось рассказать людям которые присматриваются к папье-маше, что это за фрукт и как его кушать.

Kukla 11.11.2016
Очень полная статья с интересными библиографическими изысканиями. Сама работаю с ПМ. Правда никогда не добавляю ни мела ,ни крахмала. И не поняла зачем они. Если не трудно объясните пожалуйста. С уважением к автору.

Здравствуйте. Сказать больше чем сказано в статье о целях применения ингредиентов сложно. Попробуйте сделать так. Смешайте равное (небольшое) количество массы одну с добавками, другую без. Попробуйте что-то слепить и высушить (из каждой свое). Возможно это поможет почувствовать разницу.

Спасибо! Папье-маше интересный, но пока не освоенный мною материал. Жду продолжения....

Спасибо за подробно изложенную информацию!!!{#}

Большое спасибо, очень интересно! Возьму на заметку! {#}

Совершенно чудесная статья о папье-маше! Все понятно, все по существу вопроса, очень приятно и понятно читать. Жду продолжения про ирструменты. Автору, Татьяне, СПАСИБО!{#}

Карри 09.11.2016

Кстати-кстати: если нужен хороший порошковый мел - так он есть в продаже, готовый, в магазинах, где продаётся всё для наших кошек-собак-птичек-рыбок... Это пищевая добавка для домашних животных. Подсыпается в корм для крепости скелета и прочего. Вкусный, нормальный пищевой мел.Отвечаю! Потому что сама его ела, когда у меня была миома матки. Я в то время из-за искажённых вкусовых пристрастий чего только не ела. И мел, и обычную глину (запекала в духовке, кушала как печенье)... а моя подруга с таким же диагнозом ещё и уголь обожала. Так что - мел вы теперь знаете, где взять, он там в килограммовой упаковке продаётся, недорого. А порошковую глину можно найти в аптеках: она продаётся как косметическая маска, в коробочках. Есть зелёная, есть голубая, есть белая. Её, белую косметическую глинку для масок, я тоже ела.))) Белая самая вкусная, нежная на вкус. Вам же нужно не по грузовику, а всего-то по столовой ложке на килограмм бумаги? Ну вот! Хватит даже и не на одну порцию рабочей массы.

А чтобы всё то дело дольше не портилось и запах не появлялся - почему бы не добавлять в массу немножко лимонной кислоты или уксуса, как в холодный фарфор с той же целью добавляют?

Ирина Тивкова 09.11.2016
Большое спасибо! Очень подробный рассказ про то, что вроде бы знаешь, а тонкости открываются полезные!

Спасибо за подробное описание технологии. А вот если изделие из папье - маше должно быть круглогодично на улице. Что необходимо предусмотреть, чтобы оно не расклеилось?

Я покупаю клей ПВА D3 - водостойкий, но он очень дорог, потому что импортный. Наши не выпускают такого. Может быть есть идеи? был опыт?

Скажу честно в возможность того, что работа из папье-маше будет находиться на улице (без навеса от дождя летом, и в снежном сугробе зимой) я не верю. Это в любом случае не однородный материал а "многокомпонентный". Но посмотрите книгу которая выложена (скан) в моем блоге "Работа из папье-маше. Практическое руководство выделки из папье-маше различных вещей." В.В. Сатунин Ленинград 1927г

https://www.livemaster.ru/topic/2064595-rabota-iz-pape-mashe-prakticheskoe-rukovodstvo-vydelki-iz-pape-mashe-razlichnyh-veschej-v-v-satunin?vr=1&inside=1

Там есть описание выделки предметов из папье-маше с пропиткой маслом и обжигом. Если только так. Либо попробовать "законсервировать" как-то изделие ну совсем ничего не пропускающим лаком (но даже не знаю каким).

Карри 09.11.2016

Ну, стоит этот самый клей "Момент Супер ПВА" Хенкель, германского производства, не так уж и дорого, в районе 300-400 рублей, но его, в банке, там приличное количество - 750 граммов, а вам нужно столовую ложку на килограмм бумаги. Было бы из-за чего расстраиваться.) Наоборот - приобретаете баночку хорошего, качественного клея, которого вам надолго хватит, прочие качественные ингредиенты, получаете хорошую, качественную массу и удовольствие от работы с хорошим материалом. На выходе - хороший продукт, возможно, шедевр.)) Успехов!!

Карри 09.11.2016

Ну, стоит этот самый клей "Момент Супер ПВА" Хенкель, германского производства, не так уж и дорого, в районе 300-400 рублей, но его там, в банке, приличное количество - 750 граммов, а вам нужно столовую ложку на килограмм бумаги. Было бы из-за чего расстраиваться.) Наоборот - приобретаете баночку хорошего, качественного клея, которого вам надолго хватит, прочие качественные ингредиенты, получаете хорошую, качественную массу и удовольствие от работы с хорошим материалом. На выходе - хороший продукт, возможно, шедевр.)) Успехов!!

Виолетта 09.11.2016

Спасибо!очень интересно!image

Mamanadya 09.11.2016

Огромное спасибо за мк.Жуть как интересно и увлекательно,очень хочется попробовать. Буду ждать 2 часть.

ПреЛенка 08.11.2016

Спасибо огромное за подробный обзор и главное за личное отношение и опыт! Рецептов много но читать было очень интересно именно из-за заинтересованного настроениия! Я так же люблю папье-маше, хотя работ из него у меня не так и много. Жду следующий пост с нетерпением. И мои 3 копейки в тему. Я добавляла шпаклевку в небольшом количестве , рулоны из-под туалетной бумаги, те что растворяются (в них странный клей типа геля- добавляют крепость очень. И еще - безумно люблю ватное папье маше. Понимаю, что тема другая.... но раз мы тут не строго академически.....

Cпасибо за МК! Очень своевременная для меня тема.

Спасибо за красивый правильный слог в статье. Очень приятно читать.

Татьяна, спасибо огромное, очень интересная и полезная статья!!!

Для всех кому интересно выложила в блоге полный скан статьи о папье-маше из учебного пособия "Умелые руки", Молодая гвардия 1953 г. на который есть ссылка в статье.

https://www.livemaster.ru/topic/2066149-statya-o-pape-mashe-iz-uchebnogo-posobiya-umelye-ruki-molodaya-gvardiya-1953-g?vr=1&inside=1&wf=0&cp=1

Замечательный рецепт! То, что надо! Жду продолжения.

Anastasiya Po 08.11.2016

Татьяна, спасибо за чудесный материал! Думается, это можно смело публиковать в энциклопедиях - емко, конкретно, понятно, полезно!

Благодарю Вас за рецепт и вдохновение! Тоже с детками иногда размачиваем рулоны с туалетной бумагой и лепим всякую всячину а о более профессиональном и долговечном я как то и не задумывалась, а зря!

Надежда 08.11.2016

Большое спасибо за столь подробное описание, уже пару лет облизываюсь на папье Маше, но никак не решалась, особенно когда читаешь в мк про строительный миксер... Ну нет у меня такой штуки, а без неё авторы утверждают, что ничего не выйдет))) поразила книга 1927 г. Как то ведь без миксеров и обойных клеев обходились)))

Очень интересно!!Вообще удивительная технология!

Ольга Гузей 07.11.2016

Татьяна! Спасибо Вам за статью! И за Ваши работы! Давно подумываю попробовать, руки чешутся прям! Вдохновляете {#}

Татьяна 07.11.2016

(У вас есть муфельная печь? У меня нет)

смеялась))))))))){#}

Как же кстати вы со своим МК! Вот как раз подыскиваю рецепт для задумок из папье-маше. Обязательно воспользуюсь вашим. Спасибо!

Татьяна,как же интересно Вы рассказали! Спасибо!

Благодарю. Очень подробно и актуально. Как раз изучаю папье-маше. Делаю пилотные работы. И ваш МК как раз вовремя. Жду продолжения.

Ольга FotoDiz 07.11.2016

Спасибо большое как раз пробую папье - маше

Очень интересное творчество! Спасибо большое!

YellowStudio 07.11.2016

Как это отличается от того что мы делали в художественной школе ...из газетimage

Здорово.. Спасибо Вам за то что вы делитесь такой"вкуснятиной"...Я обязательно попробуюimage

Rozali 07.11.2016
Спасибо !
Tatiana Knapp 07.11.2016

Огромное спасибо за MK{#}{#}, буду ждать продолжение {#}{#}

Для меня папье-маше - темный лес. Спасибо за интересное знакомство!

Татьяна, спасибо за статью, очень во время её читаю. Дело в том, что пытаюсь слепить голову. Набрала обьём и неделю стоит, нужно её как-то загладить, убрать шероховатость, сделать глянцевой, а как не знаю. Татьяна, пожалуйста посоветуйте. Может шпаклёвкой на верх папье-маше? Какой слой допустим шпаклёвки?

Конечно шпаклевкой. Если шероховатости слишком глубокие сначала "зашпаклюйте" самим папье-маше, а затем шпаклевка и шкуркой (до победного)!

Татьяна, спасибо. А шпаклёвка на гипсовой основе, акриловая?

Можно любую. Папье-маше терпит почти все. На гипсовой основе будет легче шкуриться, на акриловой "мягче ляжет" - на мой взгляд. Я как раз на эту тему пишу сейчас (в следующей МК) так, что подробнее чуть позже, а то в объем комментария все равно не влезет. {#}

Спасибо. Жду продолжения.

Татьна ,спасибо большое за ваш интересный МК !!! Ваш опыт и знания обязательно пригодится для меня.
Здраствуйте, Татьяна! Спасибо большое за знакомство с таким интересным материалом, как папье-маше! В далеком детстве пробовала работать с ним, но никогда не думала, что можно сделать такую красоту, как у вас! Удачи вам, и ждем продолжения!

СПАСИБО за Ваш труд. Очень полезно! {#}

У нас дома тоже есть риликвия из папье-маше. Снегурочка. Все думаю реставрировать ее или так лучше. Уже давно думаю лет 5 {#}

Карри 09.11.2016

Знаете, я бы оставила её как есть. Почему: удачно реставрировать - это надо иметь специальную подготовку, всё остальное будет любительщиной и может испортить раритет. Если есть возможность - проконсультируйтесь у настоящих професиионалов-реставраторов, хотя бы и по почте. Подозреваю, что по всему-то миру, по России во всяком случае, такие фигурки в музеях имеются, но артефакты прошлого дело такое, они склонны разрушаться, утрачиваться, портиться... А так вы получите инструкции от знающих мастеров. И сделаете всё, как надо. Сохранив вашу куколку в первозданном виде, вы всегда будете иметь возможность посмотреть, сравнить современные изделия, и понять, что и как оно было в натуральном виде. Припасть, так сказать, к первоисточнику.)) "Рестариврованное" же изделие вам такой возможности уже не предоставит, всё будет заделано, закрашено, заклеено... Я бы оставила в таком виде. Она и так хороша. Ну, покрасите вы её... станет ярко. И что? Ерунда получится. А так она прелесть.

А для себя, для работы, я бы сделала с неё копию. Не знаю, правда, как это делается без повреждения оригинала, но, вероятно, есть же способы. Те же мастера вам подскажут.

Здравствуйте. Спасибо за комментарий. С опытом проблем нет. По реставрации всякой всячины я тоже статью написать могу. Так уж сложилось, что когда ты умеешь лепить и рисовать у кучи знакомых и родных всегда есть любимая фенечка которая ай-ай-ай повредилась. И в итоге фарфоровые котики, пластиковые обезьянки, деревянные фигурки и прочее. Конечно же я не имела в виду просто ее поярче раскрасить, для меня реставрация это сделать так, что бы ни одна живая душа не поверила, что когда-то, что-то было не так. Вот например моя собственная статуэтка (я купила ее с отсутствующими передними лапками, выглядело очень грустно).

Я решаю для себя хочу ли я ее (снегурочку) в виде "как с производства" или мне она так (с патиной и сколами) милее. Как и Вы склоняюсь к последнему.

Карри 21.08.2017

Ну до чего же мастерски реставрировано! Снимаю шляпу!)) Собачка теперь как на родных лапках!

Спасибо!

Баба Яша 17 января

И мне нравится вот такой, без реставрации. Чудесная девушка!

Ого, надо попробовать

Я так рада, папье-маше возвращается♡ Раньше у бабушек первые игрушки на елку тоже из папье -маше были. А главное это так интересно! и не жалко материал, когда делаешь поделки с детьми.... А легкость готового изделия - ни с чем не сравнима. Мы с дочкой делали жирафа из ваты ( тоже папье -маше). Спасибо. Ждем от Вас продолжения и новостей.♡

Большое спасибо за подробный мастер-класс! Уже руки чешутся делать! С нетерпением жду продолжения! Скажите, а мел где Вы покупаете и в каком виде?

У меня есть старые запасы - две пачки мелков (видимо школьных) в гараже у свекра откопались, тру их на терке или в ступке перемалываю (по настроению), до этого была пачка парашка мела видимо строительного где-то раздобытого папой (большая была, эх жаль что уже закончилась) что буду делать когда и этот НЗ закончится пока не решила может еще у кого чем разживусь, может приспособлюсь тоже на строительном рынке покупать. В крайнем случае детский магазин типа Кораблик, Дочки сыночки и прочие никуда не денутся (и мелки там не переводятся круглогодично).

Карри 09.11.2016

Если нужен порошковый мел, то можно и строительный, там в больших количествах, а можно в магазине типа "всё для животных" поспрашивать мел - пищевую добавку. Упаковка 1 кг.Обычно его птицам добавляют.

Спасибо, очень интересно и подробно, много нашла для себя новой информации. Когда-то работала с папье-маше, очень нравится этот материал, после вашей стать захотелось возобновить свои эксперименты!
Галина 07.11.2016

"Я перепробовала за свою творческую биографию очень многое вариантов и поняла, что моим рукам нравится работать с папье-маше и глиной. Пластик и я несовместимы. "

Это и про меня {#} согласна с каждым словом в пользу папье-маше. Мне еще нравится, что фигурки из папье-маше всегда теплые на ощупь. Мои фигурки проверены стихией- у нас в этом году 2 месяца шли дожди, была страшная влажность, поделки из соленого теста, приобретенные у профессионала , разбухли, а обычное папье-маше из яичных упаковок даже признаки недовольства не показало.

Но я использую не клей ПВА, а обойный, он дешевый, но мне для фигурок подошел идеально . "Черновую" заготовку для фигурки делаю из папье-маше на яичных упаковках -так быстрее получается обьем.

Merken

Большое спасибо, очень интересно ! Присматриваюсь к другим видам творчества, ведь не всегда смогу паять и нужно будет заняться чем то другим. Удачи Вам.

Спасибо, очень интересно, захотелось попробовать сделать елочные украшения {#}

Нина (beloshvejka45) 07.11.2016

Большое спасибо за МК! Очень жду продолжения!{#}

Огромное спасибо за Ваш МК! Он просто побуждает к действию! Очень жду продолжения !

Татьяна,спасибо большое за чудесный МК. 4 года назад украшала кашпо для цетов папье-маше. Брала самую дешевую серую т/б,размоченную водой,добавляла только клей ПВА и лепила узоры,наклеивая их на обклеенное т/б майонезное ведерко.Покрыла морилкой,акриловыми красками,лаком. Любуюсь своим "творением" до сих пор. Про добавки не знала (не искала информацию). Сейчас,перед НГ стала задумываться про елочные игрушки. И вот Случай меня привел к Вам! Мораль:будьте аккуратны с мечтами -они имееют свойство исполняться!!!

С удовольствием буду ждать 2 часть! Успехов Вам,Татьяна,в своих начинаниях!!

Спасибо за статью. Очень интересны выдержки из старых книг.

Я лепила из папье-маше, как раз из газет, которые Вы не используете. Причём газеты не размачивала в воде, а рвала на кусочки величиной чуть больше ногтя на большом пальце, обмакивала в блюдце с клейстером и приклеивала на пищевую плёнку, которой была обёрнута основа под изделие. А верхний слой делала из белой бумаги, таких же кусочков.

Мне нужна была "голова", и этой головой я уже пользуюсь несколько лет.... Жива и здорОва.

А на мелкие сувенирные фигурки я использую решётки из-под яиц, размокают хорошо, мелко, и лепятся тоже хорошо.

С удовольствием буду ждать продолжения. У Вас очень красивые работы!

Сохранить

Очень интересно{#}

Оля 07.11.2016

Да все продается уже в готовом виде.Зачем замарачиваться?Разве нет?

Кому как Если Вы имеете в виду паперклей ( наиболее близкий к папье-маше промышленный вариант), то лично мне не нравится из него лепить (просто не приятно липнет к рукам) и запах тоже не нравится. И цена. Например Модельная целлюлозная масса Fila 1 кг 1200р. а себестоимость в вышеупомянутом варианте где-то 300р. Все от целей и объемов зависит. Ну и небольшая сверхъестественная составляющая: из массы которую сделал своими руками и лепится лучше. Это как тесто на выпечку, можно готовое в магазине купить, а можно самому замесить, вроде тоже самое а вкус разный

Надежда 07.11.2016

Спасибо!{#}

Пробовала лепить; салфетки и клей ПВА. Получилось прочно и без усадки, но трудоемко.

очень интересное начало! давно хотела попробовать. Спасибо!{#}

Надеждаღ 07.11.2016

Очень интересно! Захотелось повторить))

Yakukla 07.11.2016

С удовольствием прочла, руки зачесались сразу же попробывать. Спасибо, жду продолжения!

Можно поделиться своим опытом? Чтобы масса не пропадала (а у меня в гараже обнаружилась банка годичной давности в хорошем состоянии), я добавляла в неё зубной мятный порошок. Он с эфирным маслом. Следующий замес сделала просто с порошком мела, в наших магазинах продаётся 2 кг пакет за 50р, решила сэкономить. В итоге масса моя через пару месяцев заплесневела и её пришлось выкинуть. В этот раз у меня не оказалось зубного порошка и я просто добавила чайную ложку эфирного масла пихты. Думаю, подойдет любое.

Я не мелочусь- делаю сразу из трёх-четырех рулонов туалетки+ всякие сухие наполнители. Пока масса еще мокрая добавляю масло. В итоге должно слегка пахнуть, когда открываешь банку или лепишь. В сухом виде запах почти не ощущается. Как часто бывает, открытие случайное)), никто не рассказывал.
Ольга (ole45) 08.11.2016

о, идея и пазнуть будет хорошо

Спасибо! Очень интересно. Такой информации еще нигде не встречала! А чайную ложку на какой объем массы?

eCLEIRe 06.11.2016

А можно ли из папье-маше сделать цветочный горшок? Может лаковое покрытие в несколько слоёв?

eCLEIRe 06.11.2016

Спасибо за ответ.

Анна (валяшки) 07.11.2016

У меня из папье-маше кашпо сделано. За основу взято ведерко из-под майонеза и в технике маширования сделано само кашпо. А горшок любой туда всталяется, а излишки воды из кашпо просто выливаю, если такие случаются.

Автору спасибо за публикацию! Очень интересно! Хочется попробовать другие техники папье-маше!

Ольга (ole45) 08.11.2016

Хочу попробовать. Покрыть маленным яхтовым лаком или стойким акриловым. Посмотрим, что лучше будет. В крайнем случае внутрь можно другой старый горшок поставить и уже в него садить цветокю.

1. можно сделать не горшок а кашпо то, что будет украшать снаружи (между горшком и кашпо можно полиэтиленовую сплошную вкладку сделать (но не каждому цветку понравится что излишки влаги скапливаются в горшке.

2. можно, наверное, для кактуса (пустынного).

3. лак не поможет (разве что какой-нибудь яхтенный), лак сам не очень любит постоянный контакт с водой и скорее всего вздуется и отслоится.

посмотрите скан книги из моего блога там есть подходящий рецепт с пропиткой маслом и обжигом.

Делава 06.11.2016

В школьные годы очень нравилось папье-маше(обклеивание кусочками бумаги ), очень понравилась ваша статья-подробная,понятная,с вашей подачей попробую однажды лепку из бумаги.Главное -столько нужного можно самой слепить!

Заира Нагуар 06.11.2016

спасибо большое! Очень хочу попробовать это материал)))

Очень интересный и познавательный МК.

Очень интересно, познавательно и полезно!!! Статья просто супер, столько информации, и за собственный рецепт отдельное спасибо! Я давно хочу слепить большую куклу, но очень жалко на неё тратить несколько пачек дорогого ладола, тем более что опыта у меня в лепке немного. Тоже подумывала о папье-маше в качестве набора основной массы, но пугала неизвестность, отсутствиие проверенных рецептов и шаблон в голове, что папье-маше только для детских поделок (в школе на уроках труда делали поделки, но как я теперь понимаю, технология была крайе далека от реальности, мы просто клеили куски бумаги друг на друга). Благодаря вашей статье у меня в голове прояснилось и похоже свою задумку я все же воплощу в жизнь ))) Спасибо!!!

да, еще вопрос появился: а зачем бустилат в смеси? Можно ведь только ПВА обойтись? Прочитала что в составе бустилата крайне вредный для здоровья стирол - так стоит ли им пользоваться?

Можно и только ПВА (без проблем). Бустилат немного изменяет свойства массы (но не принципиально). Даже не могу сформулировать как (на уровне ощущений).

Ура-ура! Наделала папье-маше из коробок от яиц. Правда они не размололись в мелкую кашу в блендере, а как-то кусочками немного остались, и воды я многовато оставила... Пролежала эта масса дня 3 в холодильнике, я думала вылежится и немного подсохнет, ан нет - как была так и осталась, ощущение, что её там можно вечно хранить )))) Начала лепить... сначала противно как-то было, но это скорее от непривычности ощущений. Зато как БЫСТРО я набрала нужные объемы деталей куклы, это что-то! Если б только из ладола лепила, я бы провозилась в 10 раз дольше, и материала бы истратила уйму, а так оставила ладол на верхний тонкий слой и детали. Еще классно, что руки были практически чистые после лепки - да, есть ощущение сухости на руках, но именно масса к рукам не липнет.. Масса не сохнет быстро пока лепишь, зато на батарее подветривает быстро и можно дальше наращивать объем. И детали пока не потрескались (как было с одной самозасыхайкой от Джови). В общем очень интересный для меня опыт получился, взяла на заметку, черновые формы из папье-маше делать вообще красотень! Спасибо за вдохновение и полезный МК!!

Спасибо Мария! Рада что папье-маше Вам понравилось. А если из яичных коробок хотите более тонкую массу делать залейте ее горячей водой и не в холодильник, а в плед на ночь. Размоченная бумага без примесей несколько дней в тепле не испортится.

Натали (Koteika) 06.11.2016

Спасибо! Замечательная статья получилась. Давно нравится папье-маше, но никак не решусь. Теперь, если решусь все же - обязательно воспользуюсь Вашим рецептом. Спасибо, что делитесь секретами!{#}

светлана 06.11.2016

Сразу захотелось что-то сделать ! Спасибо!!

Этот материал мне очень интересен, по-настоящему работать с ним пока не научилась. Изделия из папье-маше ведь боятся влаги? Или грунты и лаки спасают?

Спасибо!

Татьяна, спасибо большое за ваш замечательный мастер класс!!!!!! Меня очень давно интересовал один вопрос. Может вы мне поможете, как специалист в области папье-маше? Вообщем, меня интересует, можно ли из такой массы (как в вашем МК) сделать голову или хотя бы лицо куклы и обтянуть ее потом трикотажем, знаете, как куклу Глорикс обтягивают пластиковую маску- лицо куклы трикотажем, а затем расписывают ее. Вообщем, подходит ли такой папье- маше для изготовления игровой куклы? Вроде папье маше боится влаги?Буду очень вам признательна, если вы мне ответите, спасибо!! Вот , кстати маска Глорикс.

А здесь, правда, не маска Глорикс, просто хотела показать, как потом обтягивают головку трикотажем.

Подходит, более чем. Воду папье-маше терпит в разумных приделах. Но полагаю раскрашенную тряпичную куклу Вы купать и без папье-маше не намерены. Приведенная Вами маска почти идеальна для формовки папье-маше. Возможны сложности только с крыльями нома (не очень хорошо видно на фото степень вдавления (ведь готовый оттиск еще вынуть надо). Статью про формовку я писать буду но не скоро, пока работаю над более общими материалами. Посмотрите внимательно книгу, которая выложена (скан) в моем блоге "Работа из папье-маше. Практическое руководство выделки из папье-маше различных вещей." В.В. Сатунин Ленинград 1927г

Там как раз есть глава про выделку кукольных голов и их формовку, сделайте скидку на технический прогресс с 1927 г, и применяйте.

Огромное Вам спасибо за ответ!!!!! Сейчас почитаю скан книги !!!!Буду ждать следующих Ваших мастер классов!!!!! Удачи Вам!!!

Папье-маше боится большого количества вод. Например замачивания в тазике, мытья под струей воды, зимовки в сугробе и т.д. Но этого боятся многие материалы например дерево, да и с пластиковых фигурок не факт, что не слезет краска. Готовые работы из папье-маше (покрытые лаком) можно протирать влажной тканью или кистью, даже мокрой и она естественно не будет впитывать влагу из атмосферы комнаты. Если посмотрите скан книги про папье-маше, выложенный в моем блоге, найдете, что есть технология при которой из папье-маше можно делать вазы (а это предполагает достаточную устойчивость к влаге).

Монументальная статья!! Спасибо!!

Елена 06.11.2016
Очень интересно и познавательно, с нетерпением жду продолжения!

Татьяна, спасибо за такую интересную и познавательную статью!

Сейчас изучаю этот материал, и думаю что он мне очень подходит, уже начала делать куклу в этой технике. Спасибо за Ваш опыт, очень мне он пригодится, еще сто раз спасибо что рассказали столько интересного об этом чудесном материале!!!

Очень интересно! Захотелось попробовать)

Ой, как заманчиво рассказали, Татьяна. Очень захотелось попробовать. Коллега на работе с детками делает поделки ( по второму варианту), а я как-то не решаюсь такое тесто намесить.

Это очень легко. Попробуйте пропитать водой пару салфеток скомкать и слепить из них забавный объемный смайлик. Почувствуете как это просто и захочется большего. Удачи!

спасибо! Очень понравилась статья! И захотелось скорее что-то сделать в этой технике. Но мне бы очень хотелось использовать макулатуру, а то сердце кровью обливается, когда вижу в подъезде, сколько газет и рекламок приносят, и все они на выброс, а так красота и экологии польза{#}

Иногда работаю с массой папье-маше. Изделие можно отполировать до состояния фарфора. Правда я из неё не лепила, а закладывала в гипсовую форму. Процесс не быстрый, но результат волшебный. Личико для куклы делала, гладенькое, прочное, самозастывайки уступают с большим разрывом.

Спасибо огромное за тонкости и нюансы!!! В своей работе тоже использую папье маше, теперь буду делать массу, основываясь на вашей статье.

Как приятно читать такую профессиональную,толковую песнь моему любимому материалу.Замечательно написано с любовью.Материал не дорогой ,но трудоёмкий и времени на сушку уходит много...существует опасность...автор может перегореть,потерять интерес...не довести изделие до конца.

eCLEIRe 05.11.2016

Спасибо,прочитала с удовольствием.

Здорово! Много где применить можно! Хочу попробовать детский манекен сделать, как думаете, подойдет такой материал?

Отлично подойдет. Что бы сэкономить массу и облегчить итоговую форму, базу я бы сделала из газет или чего не жалко. Делаем базовый цилиндр (скажем высотой 30 см, диаметром 17), оборачиваем его пищевой пленкой и вокруг лепим уже основную форму. После высыхания центральную часть можно будет вытащить Удачи!

Елена, если вы хотите сделать манекен для валяния - то не размокнет ли он? Я по-мокрому почти не валяю, но насколько понимаю, на манекене свалянную одежду формуют и сушат. Может, надо его хорошенько лаком покрыть?

Ольга Кляйн 10.11.2016
Его (манекен готовый) можно пищевой пленкой плотно обмотать...
Дизайн-Проект 05.11.2016

Благодарю за информацию! Давно интересуюсь лепкой, что-то пробовала, но тоже душа к полимерной глине не лежит, и к обычной глине, соленому тесту и разным самозатвердевающим массам тоже. Буду пробовать папье-маше.{#}

Ждем вторую часть!

Большое спасибо за мастер-класс! Я вот тоже не смогла подружиться с полимерной глиной. Не потому что не получается, а потому что как-то не лежит душа к ней. А вот глину и папье маше очень люблю {#} Из массы не пробовала лепить, а вот маски и объемные фигурки (на основе из фольги) машированием делала. Забираю Ваш рецепт массы в копилку.

Котя Котян 05.11.2016

Спасибо огромное!!ну слава Богу,ура-ура-про папье-маше. Очень интересная тема!!

Наталья (SerNa7) 05.11.2016

Вот честно, очень интересно продолжение! Прямо магическое таинство: погружение в предмет со всеми тонкостями и хитростями. {#}

Очень интересно, ждем продолжения!

Вера 05.11.2016

Спасибо. Очень хорошая статья. С подробным описанием личного опыта. Для тех, кто думает заняться работой с папье-маше это очень важно. Продолжения ждём. И фотографий, фотографий. {#}{#}{#}

Спасибо! Очень интересно. Буду ждать продолжения! Сохраню в избранном. Недавно с сыном делали подобие папье-маше, как нас учили в школе. Взяли воздушный шарик, надули, намазали вазелином, потом слой мокрых кусочков газеты, потом несколько слоев (газета кусочками и клей ПВА). Далее высушили, раскрасили. Вопрос к автору. Это тоже папье-маше или не совсем?

Да конечно папье-маше. Работа с этим материалом делиться на три варианта использования:

1. лепим из массы как описано здесь

2. обклеиваем основу кусочками пропитанными клеем (маширование) так в основном делают театральные куклы и театральную бутафорию.

3. формуем массу (которая описана в данной статье) - вприсовываем в заранее подготовленную форму.

И все это папье-маше. Материал очень разносторонний.

Татьяна, спасибо! Значит, у нас был второй тип папье-маше) Будем знать
ЕленаVasilisa 05.11.2016

Спасибо за Ваш труд Татьяна! Очень интересно! {#}

Большое спасибо! Интересный материал. Буду ждать продолжения))))

Огромное спасибо за статью, буду ждать продолжение.
Рубрики мастер-классов