Национальный колорит финского Рождества

Национальный колорит финского Рождества | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Добро пожаловать в Финляндию! В этой небольшой северной стране живет финский Дед Мороз, которого зовут Йоулупукки. Йоулупукки национальный финский персонаж, быт которого впитал в себя множество традиций жителей этой северной страны. По-фински пишется Joulupukki, что означает «Йольский козёл». Однако в современном переводе все чаще его обозначают как «Рождественский козёл» или «Рождественский дед», поскольку со временем этот финский персонаж претерпел сильные изменения. Имя Йоулупукки пришло из Средневековья. Тогда на праздник зимнего солнцестояния, который назывался Йоль, разносил подарки праздничный Йольский козёл. Позднее, с приходом и утверждением в Финляндии христианства, Йольского козла сменили на Святого Николая, а имя Йоулупукки осталось.

В 19 веке его часто изображали в козлином обличье. Йоулупукки ходил по домам с рогами на голове и в тулупе мехом наружу. В одной руке он держал мешок с подарками для послушных детей,а в другой — пучок розог (в Финляндии непослушным детям в Рождество подарки не полагаются). Дети его боялись и не любили, потому что он наказывал непослушных и уносил их с собой на праздник. До сих пор Йоулупукки приходит в дом, задавая свой коронный вопрос: «А есть ли здесь послушные дети?»

новый год

Современный Йоулупукки переоделся по моде Санты Клауса в короткую красную шубу и колпак с помпоном. Но все же сохранил национальный колорит своего гардероба. Обувается он в пьексы — кожаные сапоги с загнутыми носами. Эти национальные финские сапоги предназначаются для ходьбы на лыжах.

рождество

Старинные пьексы очень популярны в Финляндии до сих пор!

рождественский декор

рождественский венок

Йоулупукки остепенился, подобрел и стал похож на доброго деда с большой белой бородой и усами.Он ездит в санях запряженных одним оленем, которого зовут Петтери-красная морда.

К слову скажу, что Рождественский Козел не ушел бесследно из национальных традиций Финляндии. Его образ остался в рождественском украшении — соломенный козел.

новогодние сувениры

новогодний декор

финляндия

йоулупукки

Финны считают, что именно Йоулупукки является настоящим Дедом Морозом, потому что он живет в холодной Лапландии в г.Рованиеми на горе Корватунтури, которая находится на линии Полярного круга. Корватунтури переводится как «Сопка-уши». Чьи уши она напоминает, никто толком не знает: кто говорит заячьи, кто собачьи. Но как бы там ни было, считается, что именно благодаря такому жилищу-уху Йоулупукки может слышать мечты и желания всех детей.

В 1927 года Финская радиовещательная компания объявила Корватунтури постоянной резиденцией Йоулупукки. Она имеет свой официальный почтовый адрес, по которому дети отправляют письма с рассказом о себе и о своих рождественских желаниях.

финское рождество

пуансеттия

Йоулупукки живет вместе со своей женой Муори. Муори (Muori, «старая хозяйка») — олицетворение зимы, помогает своему мужу рыбачить, пасти оленей, собирать ягоды и грибы, ну и конечно, готовит ему еду.

украшения из соломы

пьексы

гномы

гном

В доме Йоулупукки и Муори полно гномов, которые помогают по хозяйству. Откуда гномы берутся? Из еловых шишек. Ходят слухи, что старуха Муори собирает шишки в лесу, на ночь складывает в большой котел и укутывает теплым пледом. К утру гномы готовы. В течение года они сидят в «Пещерах Эха» (Кайкулуолат, Kaikuluolat) и слушают, как себя ведут дети во всем мире, а перед Рождеством разбирают рождественскую почту, помогают готовить и упаковывать подарки.

химмели

Гномы — обязательный атрибут финского Рождества! Изготовленные в различных техниках, они наполняют квартиры, дома, кафе и рестораны, радуя своим ярким праздничным видом. Более того, гномы — самый распространенный подарок к Рождеству!

Все, кто хотя бы однажды побывал на Рождество в Финляндии, наверняка обратили внимание на украшения из соломы, которые подвешивают под потолком. Называются они химмели.  В финских деревнях существовала традиция накануне Рождества подкидывать солому к потолку. Народ верил, что чем больше соломинок застрянет между потолочных балок, тем богаче будет урожай и лучше жизнь у хозяев дома. Так родилось искусство плетения подвесных украшений из тонких соломенных прутиков — химмели. Название данной техники в переводе со шведского означает «небо», именно поэтому основная отличительная черта изделий — невесомость и воздушность. Основные элементы таких украшений — соломенные пирамидки, из которых собирают сложные конструкции.

Считается, что чем сложнее конструкция — тем больше достаток будет в доме.

Химмели плели молодые девушки, которые специально для этого собирались в сауне. Назывались такие посиделки дамским рождеством. Выбор места был обусловлен тем, что теплый и влажный воздух сауны не позволял соломе ломаться. Химмели помещали в домах и церквях накануне рождественских праздников и снимали лишь в середине января, а в некоторых домах они висели до лета.

Для того, чтобы Йоулупукки навестил вас в Рождество нужно тщательно убрать весь дом, сходить в сауну, нарядить ёлку, подвесить над столом химмели, нарядно одеться, приготовить для него подарок и рождественский обед. В Финляндии он называется Йоулулоунас.

По незыблемой финской традиции, утро Сочельника принято встречать тарелкой рисовой каши. Ее готовят в духовке, на молоке и воде с добавлением сахара и корицы. Но самое главное — орешек миндаля, который прячется в кастрюльке с кашей. У финнов есть поверье, что он принесет счастье тому, кто его найдет и съест.

Есть у финнов такие блюда, которое подавают не сразу после приготовления, а через денёк-другой. Речь идет о запеканках. Самые популярные — морковная и брюквенная. Их готовят заранее в большом количестве, хранят в холодильнике или в морозилке. Перед подачей на стол подогревают, и запеканка от этого становится вкуснее :)

И, конечно, какой финский праздничный стол может обойтись без сладкой выпечки! Йоулутортут (рождественское пирожное) готовится из слоеного теста с начинкой из пюре чернослива или сливового джема. Это лакомство в виде звездочки или полумесяца любят и взрослые, и дети.

Разве может быть праздник без подарков?! Открытки, свечи и подсвечники, рождественские венки, которые вешают на дверь, елочки, шишки, гномики, ангелочки, подарочный рождественский чай и кофе с корицей и гвоздикой, шоколад, предметы декора и украшения интерьера. А еще на Рождество в Финляндии принято дарить цветы!

Идея украшать к Рождеству дом цветами, возможно, родилась в  1879 году, когда в витрине одного из магазинов в Хельсинки выставили распустившийся к Рождеству гиацинт. Но только в 1920 году в магазинах начали появляться цветы, выращенные специально к Рождеству. Сначала самыми распространенными были тюльпаны и гиацинты, затем появились рождественские бегонии, морозник и молочай. Окончательно традиция прижилась в 60-е годы прошлого столетия. Сегодня Рождество нельзя представить без пуансеттии, который называют Вифлеемской или Рождественской звездой, потому что цветет она как раз на Рождество, а ее цветы по форме напоминают звезду. Популярность этого цветка с каждым годом набирает обороты и у нас в России.

Когда к Рождеству все готово, нужно не забыть позвонить в колокольчик! Услышав его, Йоулупукки обязательно к вам придет!

Вот такая получилась рождественская история :) Приятной вам подготовки к Новому Году и Рождеству!

Комментарии (44)

Спасибо!Очень \Здорово! Однажды я туду поеду!=))

Надежда, какая замечательная получилась сказка!!!! А я вот, читая про рождественского козла, вспомнила, как и у нас в деревне на святках тоже наряжали козлом в вывороченной шубе какого-нибудь человека и он заходил в дом, поздравлял с Рождеством, приносил какие-то подарки и ему вроде что-то дарили. А называли его в деревне - Коляда.

Спасибо, Нелля Львовна! Учитыва, что Финляндия до 1917 года входила в состав Российской империи не удивительно, что славянские традиции не были чужды и для финно-угорского народа.

А мне даже кажется, что эти традиции уходят корнями в такие глубокие слои исторического наследия всей европейской культуры, что являются носителями какого-то единого древнего, реликтового пласта архаичных ритуалов и культурно-религиозных воззрений.

Надя, сегодня вечером с детьми ещё раз будем читать! Ты превращаешься в настоящую сказочницу! Вся эта волшебная история, похоже, из твоего новогоднего чемодана...потому что сказки живут именно там...мы то с тобой это знаем!!!{#}{#}{#} Спасибо!!! Очень интересно и познавательно!

Все мы ждём чудес...они действительно существуют....так пусть случаются с нами !!! С наступающим!

Наташенька, мне эти сказки очень близки, ведь моя бабушка была финнкой со шведскими корнями))){#}

{#}!!! Ты горячая финская девчонка!!!

Да...Вот как-то так получилось!{#}

ой..Надюш, как интресно читать твои блоги, какая подборка информации и фото! Супер!!! {#}а то выкладывают черте что, читаешь (вернее даже читать не хочется), то прогноз погоды по москве рассказывают..то вообще не пойми зачем блог написан {#}

Леночка, спасибо, что заглянула на мой рождественский огонёк!{#}

Pular 02.11.2016

соломенные украшения используют во многих странах к Рождеству, что не удивительно, если вспомнить историю рождения Иисуса, так что это не чисто финское...кроме-того это доступный материал, а теперь еще и мода на все экологичное...и на колядки у нас тоже в шкуры рядились раньше{#}

Самая настоящая преемственность традиций!{#}

Саша Толчеева 02.11.2016

"Ходят слухи, что старуха Муори собирает шишки в лесу, на ночь складывает в большой котел и укутывает теплым пледом. К утру гномы готовы." -- АААА !!!{#}{#}{#} Я тоже ТАК хочу ! Недостаток гномов в доме ощущается повсеместно ! {#}

Саша! А еще говорят, что слухи на пустом месте не рождаются))) Видимо у старушки Муори действительно что-то получается на этом поприще))){#}

Алена (AlenaDoma) 02.11.2016
Спасибо! Сказочно!!! Так красиво, рождественская атмосфера, и интересно!
Svan (svanveyg) 02.11.2016

Интересно и познавательно. Спасибо!

Как красиво и интересно! Прямо запахом елки повеяло! Спасибо за публикацию! {#}

Марина (marina2603) 02.11.2016

Была на Новый Год в Финляндии, все верно: сказка! И деревня, и пещеры. Очень рекомендую съездить, особенно с детьми.

Марина, поддерживаю! Рождественские каникулы в Финляндии - это потрясающая сказка, незабываемые впечатления, активный отдых и целый чемодан подарков))){#}

Спасибо, очень интересно!

Нашла кое-что общее с нашими, зпадноукраинскими традициями. Например, мы тоже едим на рождество некое подобие каши - кутью, правда, преимущественно из пшеницы (впрочем, это распространено у всех славян).

Также у нас очень популярно плетение из соломы рожденственских украшений, они называются у нас "паучки"

Очень красивое украшение! Похоже на новогоднюю елку, только макушкой вниз {#}

Красивая калоритная сказка!!
Спасибо большое,Надежда!

Прекрасный рассказ!!!! И настроение сразу праздничное!!!! {#}{#}

Алсу 02.11.2016

Вчера как раз в хомячьих запасах нашла шишки. Буду делать гномов! :)

Алсу! прекрасная идея))) Пусть у Вас появятся много веселых помощников))){#}

Спасибо за интересный рассказ и новогоднее настроение!!!{#}

Интересно! И настроение сразу волшебное {#}{#}{#}

Очень интересно! Надо же как переплелись все традиции. Очень понравилось все, что из соломы!

А сладкая выпечка у нас дома на НГ точно такая же, только с разными вареньями, из слоеного и из песочного теста.

Красочные , яркие фотографии, интересный рассказ. Спасибо большое Надежда за новогоднюю атмосферу.{#}

Люба! Рада, что заглянули и зарядидись позитивом!{#}

Очень интересно! Спасибо большое!

Спасибо! Не знала, что у соломенных рождественских козликов такой глубокий смысл. Видела их неоднократно. И вообще значение соломенных украшений поразило!

Таня! Вот ведь как все просто, красиво, нарядно и со смыслом))) Я обожаю этих соломенных товарищей))){#}

Замечательная статья! Спасибо за новогоднее настроение и крупинку новых знаний)

очень понравились открытки!!! А ещё история про шишкогномов))

ОГО! Веселенькое прозвище Вы им придумали)))){#} Спасибо, Светлана, за отклик!

Спасибо, Надежда)) Мне больше всего "приготовление" гномов понравилось{#}

Аня! Это действительно потрясающий рецепт))) Ни в одной сказке я такого не встречала{#}

Красиво! Спасибо большое за предновогоднее настроение!
Татьяна 02.11.2016

Спасибо за статью! Сразу захотелось елку нарядить, украсить дом и ждать чуда!{#}

Татьяна, а еще в баньке перед ожиданием чуда попариться)))){#}

Елена Паршина 02.11.2016

Интересно и очень красиво! И сразу почувствовалось приближение Нового года!

Елена, я подумала, что если снег уже выпал, значит Новый Год не за горами))){#}

А у нас все еще тепло, ок. +20 ,золотая осень. Но стали появляться плакатики в магазинах: спешите, до Рождества всего 54 дня! )))

Елена, вот ведь как интересно получается: для Рождества не важно плюс или минус на улице))) Оно все равно придет))){#}