Стекло: история материала

Что? Где? Когда?

На нескромный вопрос, каков же точный возраст стекла, затрудняются дать ответ даже маститые ученые. Наиболее древние фрагменты стеклянных изделий, обнаруженных при археологических раскопках, датируются 3 тысячелетием до нашей эры. Однако это рукотворные предметы, а опыт использования обсидиана - природного черного вулканического стекла (а по версии поклонников «Игры престолов» — стекла драконьего) — был известен человечеству со времен каменного века.  Историки едины во мнении, что стекло стало продуктом побочного производства (по одним данным — вследствие обжига керамики, по другим — в ходе обработки бронзовых и медных изделий), что объясняет трудности с точным определением местности, где зародилось стеклоделие. 

стекло

Обсидиант — наконечники древнего оружия.

Ареалом возникновения считается сирийское побережье, Месопотамия, Финикия или Древний Египет, но конкретнее указать не представляется возможным - между данными территориями было налажено слишком тесное взаимодействие. Существует и передававшаяся из уст в уста легенда, изложенная в своем труде «Естественная история» древнеримским ученым Плинием Старшим, что стекло было получено волей случая, когда финикийские торговцы, разложив костер для приготовления ужина на кусках селитры, вместо песка и золы с удивлением обнаружили утром переливающуюся на солнце прозрачную субстанцию. Исходным материалом для создания стекла действительно служили песок, известь и органическая (зола) или неорганическая (сода) щелочь. Однако ни один из множества позднее поставленных опытов реальности изложенных Плинием событий подтвердить так и не смог.

По следам былых эпох

Желание преображать себя было свойственно и древнему человеку, поэтому нет ничего удивительного в том, что одними из первых обнаруженных стеклянных артефактов стали украшения. Именно бусы (ожерелье из неровных зеленовато-черных осколков) были обнаружены при раскопках погребения царицы Хатшепсут — не менее легендарной правительницы Египта, чем знаменитая Клеопатра, а уникальные по красоте и химическому составу бусины возрастом около 4 тысяч лет с глазовидным рисунком — в ходе исследований погребений на территории Индии, Кореи и Японии. 

история

царица Хатшепсут

древнее стекло

Бусины из стекла. Древний Египет

Поначалу стекло окрашивали путем добавления в состав различных составляющих. Медь придавала материалу голубой, лазурный цвета, сочетание меди и железа позволяло получить оттенок глубокой зелени, кобальт наделял изделие насыщенным синим, а марганец — изумительными розово-фиолетовыми оттенками. Для создания необходимого эффекта использовалось не только изменение состава на этапе производства, но и постпроизводственная обработка — роспись золотом и эмалевыми красками, привнесенная в стеклоделие арабскими мастерами. 

стеклоделие

Красители стекла.

Египтяне использовали стекло не только как основу декоративных украшений или для производства посуды (самым знаменитым творением мастеров Древнего Египта является стеклянная чаша фараона Тутмоса III), но и в ритуальных целях. Бусины отчасти и в целом стекло применяли для создания различного рода амулетов, в том для изображения священного для египтян жука — скарабея. О важности стекла и почитании процесса его творения свидетельствовали и фрески, найденные при раскопках одной из пирамид, датируемой XV веком до нашей эры. 

лэмпворк

Чаша фараона Тутмоса III

Особую роль стекла в ритуальных процессах подтвердили и раскопки древних храмовых комплексов Карнака и Луксора. Перед жертвенным алтарем, у которого отправлялись религиозные обряды, были обнаружены высеченные в камне глубокие дорожки шириной до 50 см. Найденные на дне многочисленные осколки стекла и отраженный на колоннах процесс общения жрецов с богами дали однозначное объяснение их предназначению. Наполненные осколками стекла дорожки использовались для достижения высшей степени экзальтации и религиозного экстаза.      

За семью печатями

Несмотря на то, что к XV веку до нашей эры стекло перестало быть чем-то диковинным, хотя и оставалось предметом роскоши, технологии для производства прозрачного стекла, требовавшего высокой температуры, открыли только к IX веку до  Рождества Христова.  У каждого региона была своя специфика, свой перечень используемых материалов, позволявших получить тот или иной узнаваемый оттенок, создать уникальный стиль созданного изделия. Технология и нюансы процесса держались в строжайшей тайне и передавались исключительно из уст  уста от мастера к его ученикам в течение многих веков. Первое письменное «руководство» по стеклоделию датировалось 650 годом до нашей эры и хранилось  в древнейшей из известных человечеству библиотек ассирийского царя Ашшурбанипала, дойдя и до наших дней.

Открытие, которое изменило все

Постепенно техника стеклоделия значительно усложнилась, а мастера, к пущей радости своих заказчиков, начали активно осваивать и иные формы, помимо амулетов, бус и кубков - перстни, браслеты, разнообразные предметы обихода, в том числе декоративные и бытовые. Значительно возросли эстетические требования к изделиям, и расширился спектр технических приемов обработки стеклянной массы (формовка, литье, навивка, резание, гравировка, полировка и т.д.). Одним словом, к концу I века до нашей эры был накоплен колоссальный опыт, давший толчок к поистине революционному открытию в истории стекольного дела - изобретению стеклодувной трубки, благодаря которой стало возможным создание любых желаемых форм. 

стеклодув

Стеклодувная трубка

Стеклодувная трубка появилась в Сирии на рубеже I века до н.э. - I века н.э. И именно это обеспечило государству заслуженную славу флагмана в стеклоделии на многие столетия вперед. Благодаря политике Римской империи, под чьим протекторатом Сирия находилась на тот момента, это открытие получило широкое распространение во всех римских провинциях и привело к феноменальному расцвету стеклодувного дела. Выдающимся произведением этой эпохи, дошедшим до наших дней, стала хранящаяся в Британском музее Портлендская ваза. Уникальный шедевр выполнен из двухслойного стекла насыщенного темного синего и непрозрачного белого оттенков, последний из которых представлен непревзойденным по тонкости работы рельефом семи фигур богов и смертных, выполненных методом резьбы.  

Портлендская ваза

Однако, Портлендская ваза — штучный эксклюзивный товар. Но и среди производившихся партиями изделий в римскую эпоху было то, что и по сей день остается неотъемлемой составляющей нашей жизни, — оконное стекло и плитка для облицовки стен. Рим также подарил миру смальту — цветное стекло с добавлением оксидов различных металлов, ставшее основой знаменитых римских мозаичных панно. 

Древняя мозаика

После распада Римской империи пальму первенства в выплавке смальт перехватила Византия, где мозаика повсеместно использовалась в архитектуре — от внутреннего убранства частных домов и отделки их фасадов до оформления храмовых комплексов. Византийские мастера довели производство смальт до высочайшего уровня, создав более ста вариантов цветовых оттенков. 

Нет предела совершенству 

Святая Троица европейского стеклоделия — Италия, Чехия, Британия. Каждая из этих трех стран привнесла в стеклоделие нечто настолько индивидуальное, что изменила само представление о стекле. 

Остров Мурано

Венеция — как много в этом слове…. Здесь обитало немыслимое даже по сегодняшним меркам количество стеклодувов — порядка 8 000 человек, а сами мастера обладали невероятными для средневековой Венеции привилегиями, ранее доступными только высшему сословию. Искусность венецианских стеклодувов была настолько широко известна за пределами Италии и так высоко ценилась, что правительством было принято беспрецедентное решение — смертная казнь за разглашение секрета производства венецианского стекла, отличавшегося особой прозрачностью благодаря добавлению небольшого количества свинца. 

Поговаривают, что и эта причина, а не только частые пожары из-за множества стеклодувных печей, грозившие уничтожением городу, полному деревянных построек, стала основанием для переноса производства на остров Мурано. Рукотворные чудеса из переливающегося сотнями цветовых оттенков муранского стекла считались редким и ценным подарком, а врученные венецианскими дожами — знаком особого расположения. 

Долгий период времени настойчивые попытки конкурировать с венецианским стеклом и разгадать секрет его производства предпринимали чешские стеклодувы. Результатом тщетных усилий разгадать секрет мастеров с острова Мурано стало создание собственной рецептуры и появление калиево-кальциевого соединения, отличавшегося особой чистотой, блеском и прозрачностью. Это стекло стало известно за пределами Чехии как «богемский хрусталь». Хотя имеет оно и еще одно название — «лесное стекло», полученное из-за замены соды, обеспечить постоянный приток которой в Чехию было проблематично, поташом, получаемым при сгорании древесного сырья. 

Богемский хрусталь

Лавры итальянских мастеров не давали спать и английским стеклодувам. Благодаря изобретательности и недюжинному терпению одного из них — Джорджа Равенскрофта — был изобретен аналог дорогостоящего в добыче и проблемного в обработке горного хрусталя. Заменив поташ на оксид свинца высокой концентрации, Равенскрофт получил стекло, обладающее высокой светоотражающей способностью, но при этом легко поддающееся резке и гравировке. Это событие стало отправной точкой в производстве доступных не только самым богатым слоям общества высококачественных хрустальных изделий, отличающихся особой эстетикой.  

Английский хрусталь

Свет в конце тоннеля 

Развитие стеклодувного производства длиной в несколько тысячелетий в конечном итоге не могло не привести к постановке этого процесса на поток. Хотя активное цеховое производство стекла было известно человечеству уже в течение нескольких веков, в промышленных масштабах его стали выпускать только в конце XIX века, изменив ремесленный характер стеклоделия и выпустив стекло в массы. Однако ни тысячелетия экспериментов со стеклом, ни упрощение процесса его производства, ни доступность расходных материалов не смогли изменить того факта, что стекло было, есть и будет удивительным и благодарным материалом для воплощения мастерских идей. 

Бой современного листового стекла

Литье стекла, гравировка, роспись, фьюзинг, «Тиффани», классические витражи — все это и многое другое и сегодня дает возможность для создания подлинных шедевров стеклоделия. Работа со стеклом разнится по сложности, выразительности и достигнутому эффекту, но каждая из техник придает конечному изделию индивидуальные черты. Одной из них является лэмпворк - художественная обработка стекла в пламени горелки, результаты которой отличаются редким многообразием и неизменно привлекают взгляды восхищенной публики от мала до велика.

Надеюсь, что  вам  будет интересно ознакомиться не только с общей историей стекла,  но и с историей, новаторством и особенностями отдельных техник.  Следующая публикация будет  посвящена чудесам Лэмпворка.  

Комментарии (11)
Олеся (zimorodok) 15.01.2017

Большое спасибо, очень интересно! Люблю стекло в любом виде - от бусин и бисера, до простейшего стакана. Оно меня просто завораживает. Какую-нибудь баночку или бутылку выбросить - часто рука не поднимается. Где-то на Дальнем Востоке есть участок побережья, усыпанный вместо песка осколками стекла, обкатанными морем. Наверное, если бы я оказалась там, то там бы и осталась, стеклышки перебирать{#}

Glasstoneberry 03.11.2016

Отличная статья! Благодарю!

Интересно, спасибо!

Очень хорошая статья - максимум информации по теме и очень легко читается{#} Виталий, ждём продолжения!

Большое спасибо за познавательную статью, Виталий. С чего началось и во что вылилось, сколько сейчас разной красоты из стекла делают!

Очень познавательно! С удовольствием почитала. Спасибо!

Спасибо за познавательную статью! Если честно, то вначале подумала, что на верхнем фото кремневые орудия.

Businist - Vitaliy 25.10.2016

Марина, да, очень похоже)

Интересная публикация, спасибо!

Было интересно узнать что-то новое, спасибо.

Спасибо большое за интересную публикацию!