Баламутский детектив:), или Как я искала перламутровые бусы

Дорогие мои Ку-ку и все заглянувшие на огонек!

Вы знаете, что такое баламуты? Я - знала: это такой человек. кторый всех баламутит. Но совсем недавно я столкнулась с украшением, которое тоже назвается баламутами. По русски информации очень мало. практически все источники утверждают, что это - чисто украинское украшение, часть национального костюма.

Вот тут я как-то засомневалась - неужели только на Украине носили такие бусики. Времени на роскопки у меня ушло довОльны много - почти два месяце, хотя и не регулярно, я искала информацию - помог мне,  как всегда,  англоязяычный интернет. Ну и наш родной, русскоязычный, само собой, тоже.

Итак, баламуты - ЭТО:

исковерканное название перламутра. На Украине в 19 веке  он считался «дивом заморским», а потому стоил очень дорого – позволить себе иметь баламуты могли только очень зажиточные дамы.

история украшений

Традиция носить ожерелье – намысто – на Украине сформировалась еще много веков назад.  На протяжении всей его истории намысто менялось по цвету, форме, материалу и даже по способу ношения.

баламуты

Первые шейные украшения были из косточек овощей, зерен, раковин (двустворчатых моллюсков), фруктовых плодов хорошей формы, а уже потом их заменили каменные, металлические и стеклянные бусинки. Еще позже намысто начали изготавливать из дорогих природных материалов, таких как кораллы, янтарь, жемчуг, стекло, смальта, гранат.

перламутр

Почему баламут? Потому что в дело вмешалась народная этимология – и прозошла вот такая словесная трансформация: перламутр – бэрламут -баламут.

Таким образом, баламуты – это старинноеукраинское название бус из перламутра (не путать с жемчугом, жемчуг – это то, что развивается в теле моллюска, а перламутр – это сама раковина, ее внутренняя часть).

Баламуты были во всех странах – и в Европе, и в США, вот только наывались они там просто – бусы из перламутра.

Баламуты могут быть любого цвета – и светло-песочного, и белого-снежного с переливами, и редкого коричневого.

бусы из перламутра

Традиционные украинские баламутами назывались собранные в нити рубленные цилиндры из остатков раковин, которые использовались для изготовления иконок и четок круглой или овальной формы. В Украину привозились паломниками из Иерусалима. Бусы правильной круглой или овальной формы появлялись уже в Украине, в результате метаморфозы четки-бусы. Поэтому низки баламутов короткие и если они собраны в намысто, часто там низки из бусин разной формы, иногда украшены монетами, чаще польскими серебряными злотыми.

перламутровые бусы

Бусины перламутра бываю колоссальных размеров – иногда более 2 сантиметров в диаметре. Как ни странно, купить винтажные перламутровые бусы с крупными бусинами сейчас можно, а вот очень трудно – с мелкими. Дело в том, что раньше из перламутра делали бисер и на реставрацию вышивки «ушли» все мелкие баламутики.

В Европе баламуты тоже были известны в 19 веке – до сих пор на международных аукционах встречаются перламутровые градиурованные нитки викторианской Англии.

что такое баламуты

И еще из них делали католические четки - розарий:

баламуты что такое

 Однако особую популярность перламутровые нитки получили во Франции, где в 1920-х впервые заявил о себе стиль арт деко, а затем распространился в США и большинство стран Европы. В ювелирном искусстве стали преобладать четкие геометрические формы, подходящие по стилю к одежде нового времени.  Даже если в комбинациях камней и других материалов просматривались стилизованные цветочно-фруктовые композиции, они все равно имели четкие геометрические линии.

ку-ку

Ювелиры ар деко сочетали, казалось бы, несочетаемые материалы – прозрачные камни с непрозрачными, либо использовали в одном украшении драгоценные, полудрагоценные и поделочные камни. 

И баламуты были ювелирами арт-деко очень любимы.

После войны наступил период относительного абвения бусиков из перламутра, но интерс к ним вновь вспыхнул в 60-е годы, причем они обрели новую форму. Из перламутровых бусин и руеных кусочков раковины стали делать сотуары причудливой формы.

Одним из мастеров, сумевших в 1970-е годы совместить коассиечкие круглые бусины и авангардный стиль стал американец Ли Сандсом (Lee Sands).

Свою мастерскую он открыл на Гаваях и прославился на все Штаты, а затем стал известен и в Европе, украшениями из натуральных материалов - аметиста, тигрового глаза, перламутра.
В своих украшениях не использует не-природные материалы. Самые дорогие из его творений сделаны из перламутра.

В последние десятилетия искусство создания баламутов возродилось и на Украине. Так, к инаугурации президента Порошенко для его супруги Марины Порошенко львовской мастерицей Роксоланы Шимчук были сделаны дизайнерские баламуты — изысканное ожерелье из бледно-желтых перламутровых бусин с серебряными вставками и подвеской. 

Кстати, многие изветсные дизайнеры тоже любили баламутики. Это - ожерелье от знаменитой Скиап:

На всякий случай напомнинаие для тех, кто не знаком с правилами моего блога:

Все политические комментарии или попытки свернут в сторону от культорологии будут караться на месте - очень жестко )) - сами догадайтесь - как  

Комментарии (48)
Chaus 17.09.2017

Наталия, с большим интересом почитала Ваш пост. Для меня "баламуты" нечто особенное. Не подержав их в руках, не возможно передать их красоту. Да, баламуты это перламутр, которому 40 млн.лет! Но любой перламутр это не баламуты!Помните ботичелевскую Венеру? Вернее. огромную раковину, на которой она стоит? Так вот, это не художественное преувеличение. Моллюски такого размера еще встречались в Средиземном море во времена высокого возрождения. Также, на некоторых территориях Украины, где много миллионов лет назад была вода, в карьерах и находили такие раковины. Баламуты делали вручную. Эти бусины ещё называли речным янтарём, хотя с янтарём ничего общнго нет. Это было красивое, тяжелое, дорогое. статусное украшение, которое подчеркивало достаток семьи. Баламуты считались свадебными бусами и передавались из поколений в поколения. На крупные, старинные баламуты и сейчас цены космические.

На первой фотографии авторские бусы, автор Слава Салюк.

Elena 29.10.2016

Наталия, как интересно!

Спасибо за повод поворошить шкатулку и по новому взлянуть на кое-что.

Вот вам еще пример современного прочтения-средняя нить перламутр и нужняя, тоже резные раковины.

Елена, куууу!!!

Срелняя - точно баламутикиimage . И внешняя очень красивая. И ожерелье просто роскошное - какие красивые и нежные переходы цвета!

Да, красиво жить не запретишь..баламуты - круто, конечно..а синтетический жемчуг что из себя представляет? Я в этом нибельмеса ..но что-нибудь жемчужное хочу))

Татьяна, жемчуг - это то, что растет внутри раковины. Баламуты делают из внуренней части раковины. Я сама жто долго не могла усвоить, потому что с трудом прелставляю размеры ТОЙ раковины, хихикс )).

есть культивированный жемчуг - как лосось на аква-ферме )). И есть стеклянный, и есть из ювелирного пластика.

Причем бижу может быть по цене сопоставимо со стоимостью натурального - если, например, жто колье от Мириам Хаскелл, когда стеклянные бусины несколько раз обмакивали в специальный отвар , скажем так, из рыбной чешуи и прочих секретных ингредиентов.

Очень хорош стеклянный от Marvella - его никогда не подделывали, потому что процесс сложный и трудозатрат еый, и фирма специализировалась исключительно на жемчуге.

О! Спасибо, Наталия, просветили!! Тогда что такое синтетический жемчуг - это и есть стеклянный??

Татьяна, мне не попадалось такое название, скаду честно.

он бывает натуральный, культивированный, стеклянный и пластиковыйimage )). И речной, конечно, но он - тоде натуральный.

Думаю, что синтетический - скорее пластиковый, наверноеimage , но вот точно я не уверена.

Кстати, Татьяна, я современный бы вообще не покупала нигде, кроме бвелирный хороших магазинов. Если искусственный - он на счет раз может облеть или рассыпатьсяimage , а если дорогой натуральный - то гарантия только в хорошем ювелирном.

Jenny 26.10.2016

Наташа, Кууу!!! Вот это исследование{#}{#}! Баламут-перламутр, никогда бы не догодалась и никогда бы не подумала, что украшения из него могут быь так дороги, вроде раньше речного жемчуга было много в реках средней полосы России, или раковины из которого делали баламуты это другой вид молюска?

Женя, куууу!!!

И для меня баламуты были открытием. Зорошо, что я засомневалась в том, что они - чисто украинское изобретениеimage и пошла в Европу, хихикс.

Сама бусина делается не из жемчуга, а из внутренней части материнской раковины. жто морская раковина и она долдна быть колоссальных размеров, если некоторые бусины получаются больше 2 см в диаметре.

В общем - открытие! И диво дивноеimage .

дорогие - настоящие старые баламуты, современные, даже из старых бусин переделанные стоят в разы дешевле.

на картине Ботичелли "Рождение Венеры" она стоит на раковине, которые водились тогда в Средиземном море. Есть версия, что именно из таких раковин и делали баламуты

Anna Nikolenko 25.10.2016

Спасибо, очень познавательно. По аналогии: "намысто" - это "монисто", видимо? image

"А что это у вас, дражайшая Солоха?" - "Как что? Шея, а на шее монисто!"

Аннна, добрый вечер!

Намысто - это и есть по-украински монистоimage . Просто в украинском народном костюме его принято называть именно так даже в русском языке. А монисто бывает не толлько украинскоеimage )).

А у цыган на шее ЧТО? Как называется это? Из монеток всяких.

Таня, зришь в корень image У цыган - монисто, все ищ монеток, а в украинском костюме намысто - тх камней или бусин и редких монет. У них из монет делался потрясающий подвес - дукач. Жто тоже было доя меня открытием. Надо будет рассказать об этом. Вот дукач и я бы носила!

Наталья, если ещё интересно, вот вам ссылка на мастера:

https://www.facebook.com/profile.php?id=100001521475603&fref=ts - Всеволод Бажалук

там и згарды шикарные есть, думаю, и дукач вам сделает.

а если старинный нужен - есть на Андреевском спуске магазин "Мрии Марии" - там бывают. Хозяйка - Марина Сенчило.

https://www.facebook.com/marinasenchilo?fref=ts - её профиль.

Chaus 17.09.2017

Намисто - это бусы. Монисто - это бусики с монетами

Наташа, ку!!!! Нет, и как тебе это удается?! Вот читаю я твои посты....и вспоминаю то, что забыла давно)))) У моей бабушки был, настоящий перламутр, какие то кусочки, и ...от чего то отвалившиеся, от какого то украшения ( она была модницей)))) я вот с ними играла в детстве))) Потом никогда не видела таких. Они были такие твердые - твердые, и переливались всеми цветами, но немного приглушенными оттенками.

Марина, я - ведьмаimage )), летаю на помеле и чутьем чуюimage , хихикс, какую тему выкопатьimage )). А если серьезно - в антикварно-винтажноМ Мире нас ждет столько удивительных открытий, что диву даешься

По описанию - бусинки были самыми настоящими перламутровыми. Я так понимаю, что часто современные перламутровые бусины оказываются прессованными, зотя есть и натуральные, конечно.

Ага,вот чего мы в детстве делали из рябины и прочих даров природы-намысто оказывается!))) Всем Ку-ку!)Наташа,как всегда ,грандиозный труд!!!

Оксана, куууу!!!

Точно - наши рябиновые намысто были самыми лучшими и красивыми в мире image

Спасибищеimage !

Галина 25.10.2016

Наталья, спасибо за инетерсный и познавательный рассказ. Всегда интересовалась историей народного костюма, но вот об этом не знала. Нигде не попадалось. А подборка фотографий просто рокошная. Ещё раз СПАСИБО!

Галина, спасибо! Мне и самой было очень интересно. Я поэтому так и рылаimage )) информацию, потому что зацепили и меня чудесные бусики и их волшебное названиеimage

Я у тебя в магазине не нашла бусОВ-баламутов)) Где они?

Танюшик, у меня нетутиimage . Потому что мне цена на антикварные баламуты в 39-40 тысяч кадется громаднойimage ))

Что?!!! Сколько?!!

Ага )). На Украине их продают на вес - если не ошибаюсь, грамм баламутиков среднего размера стоит 10 долларов. Не удивляйся - настоящие натуральные баламуты и янтарь продают на вес. И цена стартует ОТ 10 долларов за грамм.

Наташа!!!!

Красиво!!!

Мне очень понравилось - когда много)))

Ну надо же - из перламутра в баламуты!!! {#}

Лена, кууууу!!!

очень красиво - и с кораллами тоде.

Удмвительно, как в народе приспосабливают непонятное слово под вполне понятные баламуты image .

Я гордЮсь, что накопала информацию - всё так отрывочно, что я сначала просто не помогла понять - что есть чтоimage ))

Оп-ля! Вот кто такие баламуты! В я-то думала, что это балаболы и мутноводы в одном лице. А это ПЕРЛАМУТРЫ!! Спасибо, Наташ, я хоть теперь не опозорюсь в определенном кругу.

Мне фотка первая понравилась, где красивая девочка и много-много бус.

Ага, мне тоде. Баламуты просто роскошны вместе - тока представь, Скока жто весит!!!

Ирина 25.10.2016
Наташа, здравствуйте! Я тоже думала, что баламут это тот, кто всех баламутитimage . Теперь буду знать другое значение этого слова. Какие роскошные баламуты от Скиапарелли! Аж пальцы скрючилоimage ! И ещё наверно, у вас скоро появятся баламутики в магазине?
LisaSamara 25.10.2016

у меня вот от Скиапарелли не открылось фото - буду дома еще раз смотреть в другом браузере

А так видно?

С пеламутровыми бусиками и Хаскелл экспериментировала. сейчас попробую найти ее "бпламутики".

Вот классическая нитка от Хаскелл.

RESERVED for tolchevaolga1 Vintage Mother of Pearl Bead Necklace signed Miriam Haskell

Ирина 25.10.2016
Чудесные! Ничего лишнего! В моём понимании это лучше всего!

Даааа!!!! Классика и благородствоimage .

Украинские для меня - все-таки многовато, хотя с дукачами очень красивые - если одна нитка.

Сейчас современенные мастерицы делают очень красивые. например, вот таки:

Ирина 25.10.2016
Тоже красиво! Но не мой стильimage

Ира, это национальные бусы - к народному костюму, так что и не мой тодеimage

А вот ее один из самых известных каталожных сетов с перламутровыми бусикнами - под натуральный. Это стекло.

Картинки по запросу haskell necklace mother of pearl beads

LisaSamara 25.10.2016

неа, хром у меня нехромированный тут image дома с планшета гляну

нет, Ира, у меня же просветительский блогimage . Я помогаю только друзьям, когда они просятimage )).

Кууу!!!

Баламутики роскошные - да, но они настоящие и большие стоят под 40 000 - и не от Скиапареллиimage ))

LisaSamara 25.10.2016

Наталья, красиво как! сразу такие бусы хочется... намочить - кажется что мокрые они будут красивее

а вообще - какого же размера должна быть раковина, чтоб напилить из нее таких крупных бусин?!

Лиза, куууу! намоченные они ровно такие жеimage )).

И стоят - как билет на самолетimage )).

раковины должны быть ооочен толстые - поэтому сейчас их практически и не делают. Но бывают просто колоссальных размеров. Мне лично нарвится средние и маленькие - как жемужная ниткаimage )).

А на Украине любили как раз чем больше, тем лучше - это и красиво очень тоже.

Картинки по запросу бусы баламуты

LisaSamara 25.10.2016

мне казалось намоченные они блестят image

Нет, не блестят. тигр - как раз мой и он не блеститimage )).

LisaSamara 25.10.2016

тирг шикарный! пусть и грустно-серьезный image

Не прошли по фотрмату баламуты Марины Порошенко вблизи. Даю в комментах: