Нюансы раскладки шерсти и валяния основы сумки

Найди все необходимое в разделе материалы для творчества
Нюансы раскладки шерсти и валяния основы сумки | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

В этом мастер-классе я хочу поделиться нюансами раскладки  шерсти и  валяния основы сумки(без ручек, самый простой вариант) в технике мокрого валяния. Мастер-класс рассчитан на мастериц, которые уже имели опыт в мокром валянии.Так как фото я делаю редко, мои подсказки будут в основном в печатном виде. Итак, начнём.

Шерсть для валяния сумок.

В своих работах я использую шерсть в виде гребенной ленты. Я работала с такими видами шерсти –Семёновская/Пехорская (тонина 23 мкм, тонина 27 мкн), Троицкая шерсть (тонина 23 мкм) , украинского производства( тонина волокна  26-29микрон) , австралийский меринос 21 мкм  производства Германия, австралийский меринос 21 мкм Англия .

 Поработав с вышеперечисленными видами шерсти, в итоге я остановилась на шерсти производства Германии и Англии 21 мкм. Она немного подороже, но в готовом изделии она лучше смотрится, на ощупь изделие  более мягкое. Мне нравится ещё работать с Семёновской шерстью , но цветовая гамма  в выборе не широкая. Если выполнять работы по приваливанию декоративных волокон и тканей нужно знать правило :  чем тонина меньше — тем привалять что-либо легче. Так что покупая Семёновскую шерсть,обращайте внимание на тонину, выбирайте более тонкую (23мкм) и вам легче  будет приваливать декоративные волокна.

В Семёновской шерсти содержание растительных остатков больше чем в мериносах Германии и Англии, но не критично . Ну и цветовая гамма шире в мериносах иностранного производства.

По стойкости в окрашивании  все виды шерсти надёжные. Подвела однажды только Троицкая шерсть, но я  работала с ней один раз, потому, возможно, это случайность.

 Необходимое количество шерсти для сумки.

 Количество шерсти ,которое понадобится для изготовления сумки, зависит от вашей задумки и на это влияют такие показатели:

- размер сумки

- степень  плотности стенок сумки

- будете ли вы делать  ручки для сумки из шерсти.

- наличие декоративных  элементов

Поэтому учитывайте все эти элементы при просчете количества шерсти.

Если сумка среднего раз мера  25 х 35 см со средними двумя  ручками вам понадобится 400г шерсти.

Эскиз и выкройка

Прежде всего  необходимо сделать эскиз сумки в натуральную величину на бумаге (я использую  для этого остатки  обоев). Затем необходимо  перенести  выкройку на непромокаемый материал (обычно используется подложка из строительного магазина ,продаётся на метры, я беру подложку средней толщины ). Эту выкройку  строим с  добавлением на процент усадки шерсти. Чем тоньше вы хотите сделать стенки сумки — тем процент усадки будет больше.

Для сумки в 5-6 слоёв*  процент усадки будет 30%. Например ваша задуманная высота сумки 30 см,значит на выкройке высота будет (30Х30%/100+30) 39 см.

Для такой же сумки в 4 слоя –процент усадки я даю 40%. Соответственно на выкройке  наша высота будет (30Х40%/100+30) 42см.

Для 3 слоёв  я добавляю 45% на усадку

Для  2 слоёв ,например, для чехлов д/ планшета и телефонов  добавляю  на усадку 50%.

 *Слой — это раскладка шерсти пасмами  сначала по вертикали + раскладка по горизонтали.

  Не забудьте добавить в выкройку нужные  сантиметры на дно сумки (здесь принцип подсчета тот же — с учетом усадки)

Раскладка шерсти.

Для того, чтобы  в сумке не было дыр и при раскладке шерсть  ложилась равномерно,  я делаю раскладку слоями: сначала 1-й слой раскладываю на выкройку. Пасмы шерсти раскладываю так, чтобы они выходили за границы выкройки на 4-5 см.Затем этот слой  смачиваю мыльным раствором.Накрываю  его плёнкой,придавливаю и разглаживаю шерсть. Загибаю припуски шерсти на тыльную сторону выкройки и переворачиваю. Тот же процесс проделываю и с другой стороны. Чтобы не путаться в количествах слоёв –делаю запись на листике (1/1  и 1/2 — что означает 1- й слой 1-я сторона и 1-й слой вторая сторона соответственно) и т.д и т.п. (2/1 и 2/2….) Так вы никогда не запутаетесь в слоях, потому как определить на глаз количество слоёв  в процессе валяния вам будет трудно, а  в результате ошибки в сумке стенки  будут видимо отличаться. Начиная с 4 го слоя припуски шерсти на боках не делаем,раскладку выпоняем  впритык к краю, чтобы не утолщать их.Такая раскладка трудоёмкая, но результат всегда отличный. 

Раскладываем первый слой

мастер-класс по валянию

мокрое валяние

Намоченную мыльным раствором шерсть,накрываем плёнкой-пупыркой, придавливаем рукой.

валяние сумки

Припуски шерсти загибаем на тыльную сторону выкройки.

раскладка шерсти на сумку

Переворачиваем и  раскладываем первый слой со второй стороны.

мастер-класс по сумке

Переворачиваем на первую сторону и загибаем припуски.И так ещё 5раз :)

Вот как выглядит заготовка сумки после раскладки перед валянием:

Процесс валяния.

Как только шерсть разложена, можно попить чаю  и отдохнуть.Затем  начинаем  валяние. В самом начале я использую вибрационную  шлифмашинку. Если в сумке нет рисунка или декоративных нитей,  то  процесс  работы машинкой занимает  минут 10 на обе стороны. В принципе, больше не нужно, остальное  можно сделать руками. На руки одеваю перчатки.Валяю  через плёнку-пупырку , сначала руками, потом беру скалку. Валяю рулончиком, в разных направлениях, по принципу компенсации(сначала в одну сторону, потом в другую, переворачивая сумку). Как только вы увидите, что волокна уже начали приваливаться  друг к другу и как будто  выкройке внутри стало тесно,необходимо сделать разрез-вход в сумку.Я дёлаю разрез  ножницами и не вынимая выкройки продолжаю валять, шерсть начинает быстрее уваливаться. Потом  вынимаю плёнку и валяю уже до готовности сумку разными способами. Периодически выравниваю скалкой сумку. Не забываю прикладывать свой эскиз, чтобы не перевалять  или  не довалять  изделие. Не забывайте, что в эскизе не учитывается глубина  дна сумки, поэтому по высоте изделие всегда в итоге  будет длиннее, чем эскиз.

Если верхний  край изделия  сумки у вас получается не ровный, то вы можете в процессе валяния подрезать ножницами край, а ещё лучше обрезать край ножом со съёмными лезвиями. После этого обязательно нужно завалять срезы.

 Если вы приваливаете к сумке ручки, то при раскладке ручек учитывайте, что возможно вы будете верхний  край срезать. Добавьте 1 см на срез неровностей, а то в итоге ручки могут оказаться слишком высоко и нарушат гармонию и пропорцию изделия.

Работаю вначале машинкой.

Валяю  рулончиком.

Валяю разными способами: мну, тру.

Катаю.

Примеряю эскиз.

Готово!

Спа-процедуры для сумки.

И последний этап. Теперь необходимо сумку хорошо прополоскать в теплой воде. Для того чтобы сумка лучше держала форму, я подкрахмаливаю изделие. Если у вас есть сальвитоза, то можно пропитать ею. Для подкрахмаливания использую кукурузный крахмал, картофельный крахмал может на светлой шерсти оставлять разводы. Хорошо отожмите сумку руками. Я не рекомендую использовать для сушки изделия стиральную машину , так как  она может вам высушить сумку однобоко и в итоге изделие будет кривое. Затем я  сумку в мокром виде прокатываю скалкой, чтобы хорошенько разровнять её. Придаю форму руками, формирую дно. Потом набиваю сумку полотенцами  и ставлю на просушку в тёплое место. Сохнуть может несколько дней. После того как сумка просохнет, можете отпаривателем  «пройтись» по сторонам сумки . Вот и всё — основа  сумки  готова.

И так на весь процесс валяния может уйти часов 8 (вместе с созданием выкройки). На основу сумки  с цельноваляными  ручками будет затрачено больше времени. Ручки валяются отдельно перед  основной работой.

 Приятной работы!

Комментарии (18)

Да уж...у каждого свой путь в войлоке)

Мне бы столько уверенности на 6 году...

Вот этот снимок говорит о том,что изделие ещё надо хорошо увалять.

На хорошо свалянном изделии не должно быть никаких заломов и бугров.

И ещё одно отступление...к самой тоненькой шерстке всегда труднее привалять декор,т.к. чем тоньше волосок,тем и чешуйки на нём меньше и тоньше.И наоборот. К шерсти 21-23 микрона можно и синтетику привалять и лён,и даже джинс....а вот к 18 мкронке попробуйте привалять так,чтоб было эстетически красиво..Можно,но труднее

Валенки раньше передавались в семьях по наследству,так почему же сумка должна служить так мало? У меня есть сумка ей 5,5 лет.....она с каждым годом выглядит только лучше.

У вас так красиво оформлены сумочки в магазине,но я бы их все доваляла. С лица этого не видно,т.к. декора много,а вот оборотная сторона бугристая...

Спасибо за комментарий и свой опыт. Сумки мои доваленные, -дальше валять нет смысла-это не валенки) .У каждого свой уровень довалки, главное чтобы не было рыхлости и недовалки-это очень заметно в готовом изделии.Нужна вам больше усадка -пожалуйста делаете.Во всём должен быть смысл и понимание.Я делаю сумки разных форм и размеров, сделала у же больше 20 сумок разным людям и никто не разу не пожаловался , на то что что то не так при носке.Сама ношу свои изделия - и рада уже больше трёх лет.Соглашусь что к 21-23 микронам можно привалять что либо, но к 27-29 попробуйте-скольких сил это стоит.Если бы это было иначе, мастера по одежде не пользовались бы тонкими мереносами. Как раз к тонкому и приваливается.А про то что сумки служат мало- я нигде не писала, вы что то путаете.Я говорила в комментариях о подкрахмаливании и эффекте водоотталкивания, так это две большие разницы.Даже когда подкрахмаливания эффект уходит с сумкой ничего не происходит.Это я делаю потому что мне так хочется, да и грязнится сумка в таком случае меньше.Да мои сумки красивые,.Сделаны с душой, умом и фантазией.А бугристость это как раз признак доваленности. Видели ли вы бугорки в самом начале валяния-их не может быть.потому как шерсть между собой не сцеплена, бугристость начинается когда шерсть сваливаться начинает.Такчто вы в данном случае не правы. Может чисто визуально для других изделий из шерсти бугристость не нужна, например, в одежде и шапках, а вот в сумках она не критична, тем более с декором. Я вообще считаю, что это фактурность, добавляет изюминку в изделие.Так что на" вкус и цвет"-мы св ами просто расходимся во взглядах.

Лада. они у вас действительно не доваляны. Обычно толстый войлок- это гладкий , не бугристый войлок, это точно

Спасибо и вам за отзыв, выше я написала своё понимание доваляного войлока в сумках. Мне валенок в сумках не нужен.У каждого своё видение готового изделия. У меня видение такое.Практичности оно не уменьшает,а делает изделие удомным в использовании, мне не нужно, чтобы сумка"колом" стояла. Возможно в валянни уже укоренились обычаи за рамки которых уже никто выйти не может.Только во всём должен быть смысл. Повторюсь-мне бугристость нравится.Сумки мои не разлазятся, носятся долго.Вы вправе иметь своё мнение, я его уважаю.Моё видение войлока-вот такое.

Ну, извините

Извинений не нужно image каждый имеет право на своё мнение.Это площадка для дискусий. Может мы вместе выработаем что то новое и от этого наши изделия станут ещё интереснее. Спасибоimage

Татьяна (tancha11) 17.10.2016

Лада, спасибо за МК и за ваши наработки. Валяю не первый год, но все равно читаю все МК. Всегда интересно, как работают другие мастера

Спасибо большое, я тоже смотрю и читаю МК других мастеров-всегда нахожу что то новенькое для себя,всегда есть чему учиться.

Спасибо за МК, Лада!
Согласна, что таким способом выкладывать слои - дольше всего получается, но зато так - аккуратнее и надежнее всего. Точто таким же способом выкладываю сумки, записывая каждый раз количество слоев)) Как говорится, хочешь побыстрее - не торопись!

Спасибо Вам!

Я рада, что у меня есть коллеги по раскладке {#}.Рада , что мы сходимся во мнении -что так аккуратней получается.Симпатичная сумочка у вас получилась, очень нежные цветы.У меня с похожим весенним рисунком есть, только рисунок в технике сухого валяния. Вот её я и ношу три зимне весенних сезона)Спасибо Вам, что не поленились написать.

Лада, с интересом почитала ваш мастер=класс. Тоже увлеклась сумками - это захватывающее занятие. Но, уж простите, не думаю, что сумку нужно крахмалить или пропитывать сальвитозой. Сумка должна быть уваляна намертво, до звона, чтобы потом хозяйка могла её спокойно стирать и на выходе получать такую же сумку как была, а не бесформенную кашу, чтобы под дождь без страха можно было попасть, чтобы форму держала и нагрузку. Со своей сумкой целенаправленно ходила всю прошлую зиму в магазин, набивала продуктами, тестировала. И ничего с ней не случилось - ни с формой, ни с ручками.

Ну и еще улыбнуло про дыры - это после шести-то слоев?

Успехов вам!

Мне нравится подкрахмливать, даже если у сумки 6 слоёв и хорошо уваляна и держит форму. На мой взгляд после подкрахмаливания создаётся эффект водоотталкивания и сумка меньше набирает влаги в осеннюю и зимнюю погоду.Эффект останется конечно до первой хорошей стирки или уйдёт со временем.Но ничто не вечно image Свои сумки я ношу уже по три сезона не снимая,они ни разу не намокли, не потеряли формы и "каши из них не получилось". я их застирываю местами,не стираю полностью-, т.к у меня много декора не в технике мокрого валяния . Я для декора рекомендую сухую чистку, поэтому не все мои изделия можно стирать, об этом я предупреждаю покупателей и заказчиков.Пачкаются чаще всего ручки,их можно постирать не трогая всей сумки. А про дыры вы можете смеяться, но это был мой случай в самом начале валяния image Пока я не примепнила послойную раскладку- у меня и в 6 слоях были дырки и неровности.Потом мне этот способ понравился и я так им и пользуюсь: легче варьировать со слоями и толщиной стенок сумки( не всегда мне в итоге нужна очень толстостенная сумка), легче приваливать ручки из шерсти, шерстяную акварель делать, разные эффекты и вообще как-то аккуратнее получается сумка. Спасибо вам за вопрос и свой опыт.

"...По стойкости в окрашивании все виды шерсти надёжные. "

Ну не скаааажИте! {#} После синей или голубой - практически любого производителя! - руки будут приятно-голубовато-мертвецкого оттенка. {#} После красной, соответственно, очень часто красноватенькие. Ну и другие оттенки случаются.

И ещё. Вы пишете конкретный такой процент усадки в зависимости именно от количества слоёв. А разве у шерсти разных видов (и пород овец) одинаковый процент усадки?

Спасибо за вопрос .У меня руки не красятся- я в перчатках работаю,в конце уже только валяю без перчаток но руки у меня не красились.Чуть цвет есть у мыльного раствора при валянии, но это мне кажется допустимым.Цвет готового изделия не отличается от цвета материала.С Троицкой шерстью такое было- мыльный раствор был сильно окрашен и при полоскании вода окрашивалась, потому больше с ней не эксперементировала. По усадке-из своего опыта валяния сумок отследила зависимость от количества слоёв. Возможно и разная шерсть даёт разную усадку.Но я придерживаюсь правила количество слоёв и у меня усадка получается такая как я указала с любой шерстью.Просто если у шерсти тонина больше -слоёв надо меньше делать не 6, а 4 делать, чтобы получить нужную толщину. В последнее время я работаю с мериносом 21 мкм ну или с Семёновской 23мкм, поэтому эти данные будем считать больше к этим видам шерсти относятся.Спасибо за интерес к теме,и для себя уточню ещё раз)

скажите пожалуйста, а что шелковая подложка для сумок не используется? Т.е. только шерсть?

вы имеете ввиду внутренню часть сумки? я не приваливаю ничего внутри, потом шью чехол из вискозы с карманами, мне так нравится image Может я не совсем правильно поняла вопрос - но шёлк можно использовать при валянии сумок в качестве декора. В данном случае я делала основу сумки без декора, без декоративных нитей.Потом я делала сложный декор. Вот что получилось из этой основы.

Рубрики мастер-классов