Создаем браслет «Королевский стиль» из сутажа с кристаллами Swarovski

Найди все необходимое в разделе материалы для творчества

swarovski

В творчестве просто головокружительное разнообразие направлений, стилей, материалов и инструментов. Все их невероятно увлекательно изучать и пробовать, особенно если к вашим услугам подробный и красочный урок от мастера, знающего свое дело.

Сегодня в рамках совместного проекта с Swarovski мы представляем мастер-класс по сутажной вышивке с кристаллами, где Зоя Числова покажет основы и нюансы работы в этой технике на примере браслета «Королевский стиль».
Зоя Числова — амбассадор Swarovski, автор книг «Украшения из сутажа» и «Украшения из лент шибори».

Сутажная вышивка — интересная техника создания необычных украшений, которая позволяет мастеру добиться замысловатых форм с красивыми изгибами, обрамляющими прекрасные кристаллы и бусины.

Для всех, кто захочет воплотить в жизнь этот проект, мы приготовили приятный бонус: используйте специальный промокод Royal на sw-strazy.ru для получения скидки 10% на покупку любых материалов, представленных на этом сайте: 

сваровски

Используйте специальный промокод Royal на sw-strazy.ru для получения скидки 10% на покупку любых материалов. Промокод действителен до 14 ноября, указать его нужно в комментарии к заказу.

Для работы понадобится:

Материалы

Комплект кристаллов Swarovski от sw-strazy.ru: 

  • камни 4120 18.0x13.0 Crystal Dark Red F — 2 шт.;
  • камень 4120 18.0x13.0 Crystal Royal Blue F — 1 шт.;
  • камни 4122 8.0x6.0 Crystal Royal Green — 2 шт.;
  • камни 4122 8.0x6.0 Crystal Royal Red — 2 шт.;
  • камни 4122 8.0x6.0 Crystal Royal Blue — 1 шт.;
  • камни 4122 8.0x6.0 Crystal Dark Red — 2 шт.;
  • жемчуг 5810 MM 6.0 Crystal Iridescent Red Pearl — 8 шт.;
  • жемчуг 5810 Scarabaeus Green Pearl, 4 мм — 6 шт.;
  • жемчуг 5810 Crystal Scarabaeus Green Pearl, 6 мм — 5 шт.;
  • касты (оправы) 4122S MM 8,0x6,0 1PH2 No Plating — 7 шт.

Бисер:

  • бисер Delica, размер 11/0. Цвет #DB514 (металлизированный, стальной синий);
  • бисер Delica, размер 11/0. Цвет #DB268 (непрозрачный глянцевый, темное олово);
  • бисер Delica, размер 11/0. Цвет #M24 (микс Matte Heavy Metals, матовые металлик);
  • бисер TOHO, размер 15/0. Цвет #741 (медный изнутри, алебастр);
  • бисер TOHO, размер 15/0. Цвет #PF557 (Permanent Finish гальванизированный, золотой);
  • бисер TOHO стеклярус, размер #1 (3 мм), цвет: #705 (матовый радужный, синий ирис);
  • бисер TOHO, размер 11/0. Цвет #769 (матовый непрозрачный, пастель, синий).

Другие материалы:

  • сутаж (итальянский, 4 мм, но можно использовать и турецкий, 3 мм, и пр-ва Евросоюз, 4 мм) — 7 цветов, небольшими отрезками (около 50 см каждый);
  • жесткий моделируемый фетр (вискоза, шерсть), размер листа: 30х45 см, производство: Германия (Rayher);
  • иглы для бисероплетения №12;
  • клей «Момент гель»; клей Момент «Супер-гель» (моментальный);
  • японская нейлоновая нить для бисероплетения TOHO One-G (серый цвет);
  • кожа для изнанки (темно-синего цвета);
  • ножницы острые;
  • круглогубцы, тонкогубцы, кусачки;
  • пины — 2 шт., колечки — 4 шт., замочек — 1 шт.

Итак, слово мастеру:

Предлагаю сделать фантазийный браслет из сутажа с прекрасными кристаллами
Swarovski из новой коллекции осень-зима 2017-2018.

Безусловно, форма здесь условная, у каждого, кто будет делать такого плана браслет, в итоге получится свое, индивидуальное украшение. Моя задача — показать максимальное количество вариантов шитья сутажа, его элементов, применения кристаллов в украшении и прочие нюансы.

Существует несколько способов крепления кристаллов. Самый простой из них — помещение в специальные по размеру и форме оправы, но таковые не всегда есть, поэтому предлагаю сделать оправу из бисера двух размеров. Здесь снова встречаются варианты ее изготовления, я покажу один из них: когда кристалл нижней частью вклеивается в фетр, и ее не надо оплетать, экономится время и бисер. 

Начнем! 

Делаем в жестком моделируемом фетре крестообразный разрез, чуть меньше диаметра кристалла, смазываем его обычным клеем «Момент Кристалл Гель», фетр впитывает клей хорошо, так что можно не экономить. И вклеиваем кристалл в разрез, при этом край кристалла почти прижимается к поверхности фетра:

сутаж

Вот так это сооружение выглядит сзади: 

сутажная вышивка

Делаем оправу из бисера Delica №11, для кристалла размером 18х13 мм мне понадобилось 38 бисерин в первом ряду. Итак, вкалываем иглу с ниткой вертикально, почти около края кристалла, снизу (с изнанки) вверх. Самое главное, быть внимательным именно при формировании первых двух рядов и число набранных бисерин в первом ряду всегда должно быть четным: 

браслет своими руками

Набираем 4 бисеринки, вкалываем иглу около набранной четвертой бисеринки на изнанку и дальше нам надо прикрепить эту нитку с нанизанными на нее бисеринками к фетру. Можно набирать хоть сразу все нужное количество бисерин или по 6–8 штук, главное, прикреплять потом нитку. Для этого входим между второй и третьей бисерины, вкалывая иголку с изнанки около края кристалла: 

сутаж мк

И входим иголкой по другую сторону нитки, вводя иглу под углом на изнанку, и тем самым таким стежком закрепляем нитку с бисеринами: 

мастер-класс по сутажу

Продолжаем набирать первый ряд бисерин, снова входим иголкой максимально близко к уже набранным бисеринам и повторяем весь процесс, пока кольцо не замкнется:

мастер-класс по сутажу

Чтобы бисерины легли ровно, пройдите сквозь все бисерины иголкой с ниткой:

Формируем второй ряд оправы. Проходим иголкой с ниткой в любую бисерину первого ряда, нанизываем на нее бисеринку. Набираем бисерины через одну (та бисеринка, из которой выходит нитка, не считается, после нее пропускаем одну и входим в бисерину): 

Когда ряд заканчивается, надо быть особенно внимательными! Проходим иголкой с ниткой в две бисеринки: в последнюю набранную первого ряда и первую ряда только что сформированного (второго). Как понять, что пора заканчивать ряд? Когда получается как бы «дырка» большая между бисеринами — на этой стадии многих посещает мысль, что сделано что-то не так, на самом деле так и должно быть. На фото чуть дальше будет лучше видно эту самую «дыру»:

Остальные ряды теперь будут формироваться одинаково. Нанизываем по бисеринке в образовавшиеся «зубцы» — между бисеринами второго ряда:

Вот промежуток, который сигнализирует об окончании ряда:

На четвертом ряду вшиваем бисер №15, он меньше размером и стянет нашу оправу:

Хорошенько стянув оправу (не переживайте, нитки выдержат), уходим на изнанку, проход иголкой через бисерины наискосок вниз:

Делаем узелок, я обычно цепляюсь за любой стежок на изнанке и делаю узел:

Ножницами обрезаем лишний фетр. Сколько же оставить фетра вокруг кристалла? Из расчета 1 слой сутажа равен 1 мм и плюс небольшой запас — все лишнее мы сможем срезать уже потом, когда кристалл будет обшит сутажом:

Таким образом оплетаем три кристалла, можно разным цветом бисера. Теперь надо подготовить маленькие кристаллы. Для них есть оправы с отверстиями внизу, чтобы можно было их пришить к фетру — А4122/s 8х6 мм. Вставляем кристалл в оправу и тонкогубцами аккуратно прижимаем лапки оправы к кристаллу:

Так мы подготовили кристаллы для дальнейшей с ними работы — обшивания сутажом:

Выходим с изнанки иглой с ниткой около бисерной оправы кристалла:

Нюансы работы с сутажем:

прошивая несколько слоев сутажа одновременно (а я рекомендую начинать сразу шить все слои), сначала необходимо набраться терпения, потратить время, и совместить все эти слои между собой по ширине и высоте, собрав их между пальцами. Я придерживаю слои сверху и внизу. Раскладывать и совмещать слои сутажа удобнее на столе, иногда приходится провозиться довольно долго (сутаж, особенно жесткий, капризен, а уж если он хранился в тугих мотках, то еще и мог деформироваться): 

при шитье сутажа всегда надо попадать иглой в центральную бороздку. Если игла проходит в сутаж (сколько бы ни было слоев) легко, не встречая сопротивления, значит все правильно. Как только чувствуете, что игла застряла, можно (не вынимая ее) немного пошевелить внутри слоев и «нащупать», таким образом, середину. В данном случае проходим от внутреннего слоя (тот, что будет у оправы) к внешнему:

сшивая слои, не стягивайте их сильно ниткой, иначе сутаж будет морщить и «проваливаться» между бусинами, особенно это касается мягкого сутажа, без основы внутри. Такой сутаж требует особенной деликатности при сшивании. Проходим теперь слои в обратном направлении, от внешнего слоя к оправе, при этом (когда игла упрется в оправу), поднять ее вверх:

Дальше уходим на изнанку, иголку вкалываем в фетр между слоем сутажа и оправой:

Таким образом, мы закрепили слои между собой и прикрепили их к фетру. Дальнейшие стежки буду немного другие. Поверните фрагмент изнанкой к себе (в процессе работы все время отслеживайте ровность слоев сутажа, переворачивая изделие на изнанку и наоборот; я постоянно верчу в руках украшение) и сделайте как бы скользящий стежок, почти параллельно поверхности фетра. И войти надо только в крайний, наружный слой сутажа (все слои на данном этапе прошивать не надо!), чтобы просто подготовиться к следующему движению:

И теперь, когда нитка у нас выходит из наружного слоя, проходим иголкой снова через все слои к оправе, сшивая их между собой:

И таким же образом прошиваем сначала одну часть овала, потом другую, стежки сами по себе маленькие, а шаг между ними — около сантиметра, слишком часто не надо. Потом, в процессе, еще не раз все это прошьется. Как показала практика мастер-классов, наибольшую сложность поначалу представляет необходимость удерживать одновременно в левой руке само украшение и сутаж и иногда элементы, которые пришиваются, а в правой руке иголку с ниткой, бисер, бусины. Однако со временем и практикой все приспосабливаются и находят удобное именно для них положение рук и материала в них. Надо набраться терпения и не торопиться.

Теперь надо сшить слои (немного даже стянуть) внизу кристалла. Выходим ниткой с иголкой в наружный слой:

И прошиваем все шесть слоев под кристаллом, пройдитесь пару раз туда-обратно, равномерно немного стягивая слои к центру:

Не старайтесь стянуть слои так, чтобы пустота около оправы (где фетр виден) исчезла, ее мы замаскируем, вошьем жемчужину. Выходим во внутренний слой оправы:

Нанизываем жемчужину, потом бисеринку, проходим снова в жемчужину (бисеринка фиксирует жемчужину) и в сутаж с противоположной стороны. Чтобы жемчужина крепче держалась, можно еще раз проделать все то же самое, прошить аналогичным образом (естественно, пройтись только иголкой с ниткой). Отрезаем хвосты сутажа под кристаллом, оставив около пару сантиметров. Если фетр виден из-за наружного слоя сутажа, то аккуратно срежьте его:

Другой кристалл будет обшит двумя слоями сутажа и появится вшитая жемчужина! Обшиваем кристалл так же, как и первый, сутажом. После того как сутаж стянется по центру, выходим с изнанки иголкой в образовавшийся изгиб сутажа под углом 45 градусов (если представить, что сам изгиб это прямой угол):

Нанизываем жемчужину 6 мм. Для удобства работы можно положить фрагмент на коврик, я кладу на ладонь:

На глазок формирую из всех слоев сутажа петлю по диаметру жемчужины и прохожу слои сутажа, чтобы в образовавшуюся петлю вшить бусину:

Прохожу иглой с ниткой в обратном направлении (верхние слои, потом жемчужина и следующие слои сутажа):

Заворачиваю хвостики сутажа на изнанку и прошиваю их произвольно. Главное, пришить их к фетру и сшить между собой:

Лишние длинные концы, если они остались, обрезаем:

Теперь надо сшить получившиеся фрагменты между собой. Чтобы было удобнее пришивать их, концы сутажа нижнего кристалла (который без жемчужины) можно немного зафиксировать супер-клеем:

И потом уже сшить их между собой:

Готовим третий фрагмент (обшиваем сутажом). Вот вид с изнанки:

Теперь добавим еще элемент украшения, вошьем между слоями сутажа стеклярус 3 мм (можно также вшивать небольшие жемчужинки или любые другие бусины). Входим в сутаж вокруг одной из жемчужин, нанизываем стеклярус:

Дальше пройдите два слоя отрезков сутажа, около 8 см:

И прошиваем в обратном направлении: проходим два слоя сутажа, стеклярус, сутаж завитка и выходим на изнанку:

Продолжаем шить так же, вшивая между слоями сутажа стеклярус:

Закончить этот элемент можно вшив жемчужину 4 мм:

Центральный фрагмент браслета готов:

С изнанки все выглядит примерно вот так:

В произвольном порядке можно украсить браслет жемчужинами, обшитыми сутажом. Изготавливаются они каждая отдельно и на основе их можно потом много чего придумать.

Приготовьте жемчужину 6 мм и три отрезка сутажа примерно 5–6 см длиной:

Совместите три слоя сутажа и, прежде чем вшивать бусину, прошейте слои (начиная с внутреннего, узелок маленький, «хвостик» срежьте, нить одинарного сложения, и длинной ее не надо делать, будет путаться с концами сутажа). Иголка входит ближе к концу отрезков, со стороны светлого сутажа (который будет около жемчужины):

Прошиваем три слоя, выходим снаружи и снова входим в обратном направлении (вкалывать иглу надо практически в том же месте, где она вышла, чтобы стежок был незаметен — еще одно правило!). Нанизываем жемчужину, оборачиваем вокруг нее сутаж, проходим в следующие слои сутажа:

И еще раз в обратном направлении: три слоя сутажа, отверстие в жемчужине и снова три слоя сутажа:

Теперь надо стянуть сутаж под бусиной, для чего спускаемся иголкой вниз наискосок под бусину, но не под самое ее основание, иначе сутаж не стянется плотно и обрамление получится слишком тугое, бусина будет выпячиваться вперед:

Несколько раз проходим через все шесть слоев под бусиной, не стягивая слишком сильно. Я противник того, чтобы были в готовом изделии видны нитки в местах сшивания, поэтому (если необходимо) маскирую такие моменты вшиванием бисера, бусин и других декоративных элементов:

Отрезаем длинные концы сутажа:

Вшиваем получившийся фрагмент (можно сделать таких несколько, варьируя размер и цвет жемчужин и цвета сутажа):

Обшиваем маленькие кристаллы Swarovski сутажом (пришиваем за отверстия в оправе кристалл к фетру и пришиваем слои сутажа):

Внизу сшиваем все слои, концы обрезаем (оставляем пару сантиметров):

Продолжаем пришивать кристаллы и жемчужины: 

С изнанки все выглядит примерно так. Чтобы не образовывались на изнанке бугры, старайтесь, чтобы концы сутажа не наслаивались друг на друга, старайтесь их располагать рядом:

Также можно дополнительно нашить слои сутажа (только не вшивая между ними бисер) вокруг одной из бусин, например:

Как один из вариантов оформления декоративного элемента для сутажного браслета, при обшивании маленького кристалла можно также вшить жемчужины по бокам:

Получившийся элемент можно пришить к боковинам, получится продолжение браслета. Прежде чем пришивать, попробуйте разные варианты расположения:

Прошейте фрагменты несколько раз, чтобы они были плотно пришиты друг к другу:

Если образовалась пустота, можно вшить жемчужину:

Также можно вшить жемчужины разного размера и цвета по краям сутажа:

Сверху жемчужины можно сделать такой бисерный «мостик», выходим ниткой с одного края жемчужины, набираем на нитку бисер и пришиваем по другую сторону жемчужины:

Пришиваем аналогичным образом второй небольшой фрагмент с другой стороны браслета:

Предлагаю оставшуюся длину браслета выполнить в технике бижутерной сборки. Пришиваем цельное металлическое колечко (диаметр около 6 мм) с изнаночной стороны браслета, но чтобы примерно половина кольца была видна снаружи:

Прежде чем продолжить сборку, оформим изнанку, иначе потом шить ее будет неудобно. Почти всегда я придерживаюсь того мнения, что изнанка должна быть пришита. Это придает изделию аккуратность, законченность и прочность. Я не делаю предварительную выкройку из бумаги (или картона). Почему-то у меня никогда силуэт не совпадает с реальностью. Поэтому методом проб и ошибок я выработала свою методику. Вырезаем кусок кожи, несколько больше по размеру, чем готовое украшение и приклеиваем его (только слегка намазав клеем центр изделия), края остаются не приклеенными. Клей использую обычным «Момент Кристалл Гель» (прозрачный):

Пока клей немного зафиксируется, можно сразу обжать фрагмент по руке, чтобы придать ему выгнутую форму:

Далее я переворачиваю фрагмент к себе лицевой частью и обрезаю кожу приблизительно по контуру, с небольшим припуском:

Далее переворачиваю изнаночной стороной к себе и уже обрезаю кожу более точно, в идеале с изнанки слой кожи должен не доходить до крайнего слоя сутажа (он должен быть виден). При этом не обязательно идеально точно вырезать контур кожи. В процессе пришивания кожу будет будто утягивать под слой сутажа, и все будет аккуратно смотреться. Если в процессе пришивания будет необходимость немного скорректировать контур кожи — нет проблем (поскольку край кожи клеем не проклеен, и есть возможность отогнуть его и подрезать до нужного размера):

Заключительный этап формирования изнанки: ее надо пришить к сутажу. Берем новую достаточно длинную нить, делаем небольшой узелок, хвостик отрезаем. Со стороны изнанки, между кожей и фрагментом, входим иглой с ниткой под слой сутажа. Потом, когда начнем шить изнанку, узелок спрячется под кожу и будет незаметен:

И выходим наружу (в наружный слой сутажа) и практически в том же месте, где иголка вышла, входим обратно на изнанку и в кожу:

Дальше делаем вертикальный стежок, для чего входим иголкой под внешний слой сутажа (для этого мы и срезали кожу, чтобы было удобнее шить). Таким образом, если посмотреть на браслет сбоку, то видно, что на нужном слое сутажа образуются стежки горизонтальные, а со стороны изнанки стежки будут вертикальные. При этом нитки лучше брать в цвет кожи. Я оставила нитки прежнего цвета — серые, и если делать стежки сбоку практически как точки, маленькие, то цвет нити будет незаметен, стежки воспринимаются как декор, а не как недостаток: 

Вид с изнанки:

Чтобы закончить сборку, нам понадобятся инструменты (слева направо): круглогубцы, кусачки и тонкогубцы:

Нанизываем на металлический штифт бисер, жемчужину 8 мм, и должно остаться около 1–2 мм свободного края штифта:

Тонкогубцами сгибаем штифт максимально близко к бисеру, под углом 90 градусов:

Дальше берем круглогубцы, диаметр колечка, которое мы сейчас будем формировать, зависит от того, в каком месте круглогубцев мы начнем сгибание. Чем ближе к основанию круглогубцев, тем больше в итоге диаметр. Я начинаю сгибать сам штифт посередине и серединной же частью круглогубцев, и просто загибаете штифт вокруг лезвий круглогубцев:

Оставляем небольшой зазор колечка, чтобы надеть его на вшитое кольцо. Окончательно замыкаю кольцо я тонкогубцами:

Дальше нам понадобится разъемное кольцо, если такового нет, то кусачками перекусываем целое кольцо:

Надеваем колечко, на него замок-лобстер и тонкогубцами смыкаем все разъемные детали:

С другой стороны повторяем весь процесс, только вместо замочка крепим кольцо:

Браслет готов! Центральный элемент в самой широкой его части получился 6,5 см, длина фрагмента 11 см, за счет штифтов можно сделать любую длину (в данном случае браслет на руку 13,5 см):

Купить кристаллы Swarovski можно здесь: 

Комментарии (63)

Спасибо, чудесный МК. Однажды была очном МК, поняла какой это труд, какую фантазию нужно иметь.В итоге выбрала кожу, но к сутажу неровно дышу)))

Очень познавательно

Лена (selena-dance) 29.11.2016

Ооочень классно.

Как здорово, что мне случайно удалось найти ваш МК!!!

Интересное сочетание цветов!!

Спасибо, что создаете такую красоту!!!

Когда изделие делает мастер своего дела, всегда кажется, что все так легко и просто! {#}

Вот сейчас возьму и сделаю!!!{#}

А когда начинаешь, оказывается упс...{#}

Очень люблю смотреть мастер класс настоящего мастера!

Спасибо!!!

Очень красиво!

ЕвгенИчка 02.11.2016

Спасибо! Очень красиво! Восторг!!!!{#}

Очень красиво. Вы умница. Я недавно увлеклась сутажной вышивкой. У меня было очень много вопросов.Посмотрев Ваш мастер-класс ответила для себя почти на все. Остался один. Скажите пожалуйста а делаете ли вы перед работой эскизы ?

очень рада, что понравился мой МК! Эскизы не рисую, а если и рисую, то оооочень схематичные, без доскональной прорисовки всех деталей и завитков!

HobbyDom 01.11.2016

Очень подробный МК, спасибо! И украшение великолепное! Только я не совсем поняла, какие нитки используются в работе.

спасибо! Я использую разные нитки, для бисероплетения, такие как Nymo, S-lon

Вдохновляет! Великий опыт мастера!

На самом деле так все понятно и круто...я обязательно воспользуюсь

Спасибо за МК. Читала как захватывающий рассказ. Очень доступно и понятно написано.

спасибо еще раз всем, очень рада, что МК нравится и оказался полезным!

Ирина 24.10.2016

Очаровательная работа, спасибо за открытый урок мастерства!

Такая красота!Всегда восхищалась работами этого мастера!Просто чудо!

Наталья Сова 23.10.2016

Спасибо!

Класс МК! Благодарю!

Очень интересно, спасибо{#}{#}

Спасибо !

Круто!{#}

Потрясающий урок, спасибо большое! Радует обилие столь подробных фотографий, будто вживую посмотрел за работой мастера.
Итог вышел очень красивым) Обязательно попробую сотворить чудо по вашему МК image

Чудесный мастер-класс {#}

Спасибо за подробнейший МК! Очень понравился!

Очень здорово! Спасибо за МК!

OlikaOlika 19.10.2016

Очень красиво!!! {#}

Спасибо! Люблю наблюдать за творческими процессами даже тех видов творчества, в которых не работаю. Но так захватывает! Просмотрела все до конца, очень интересно.

Инга 19.10.2016

Спасибо большое!

Большое всем спасибо за такие приятные слова!!!!!! {#} Очень рада, что МК оказался информативынм и полезным, дался он мне не совсем легко, поэтому радость моя вдвойне!!!!!!!!!!!!!!!!!

Спасибо огромное за подробный мастер-класс!

Благодарю за МК! Подробный и аккуратный!

Супер работа!!! Браво!!! Спасибо за МК.{#}

LUBAVICH 19.10.2016

спасибо! успехов в творчестве!!!

Galina Bass Atelier 19.10.2016

Зоя, мастер-класс супер!!!

Педагог Вы восхитительный!! Настолько все прекрасно объяснено!

Зоя! Класс! Вот ведь свезло, я ещё совсем не сутажничила, есть повод. СПАСИБО!

Спасибо за мастер-класс! Очень интересно посмотреть, как другие мастера делают сутажные украшения. Я в браслетах всегда делаю изнанку на тонком пластике. И изнанка выравнивается, и браслет остается гибким.

Beajure 18.10.2016

Интересное сочетание цветовimage

Юлия (Belasla) 18.10.2016

Обалденное украшение! Спасибо за МК!!!image image image

Спасибо за подробный МК с обилием последовательных поясняющих фото. Работы Зои меня давно восхищают и было очень интересно посмотреть, как они создаются.

Поразило, что не используется под кожу никакая подложка чтобы выровнять рельеф. Вот в брошах это обычно картон. Но здесь браслет и он должен гнуться. И как не разлохмачиваются так коротко обрезанные хвостики сулажа?! Поразительно!

Вот то сокральное знание, которого мне не хватало! Я уже с полгода пытаюсь сделать сутажную брошь с достаточно большой бусиной агата. Уже несколько раз пробовала ее и сутажем и бисером обрамить, но из-за выпуклого дна бусины у меня ничего путного не получалось. А оказывается, нужно надрез в подложке сделать. Огромаднейшее спасибо!!!!

Спасибо за мастер-класс, Зоя! Меня давно интересовало, как изготавливаются сутажные украшения. Теперь понятно - достаточно долго и сложно. Но очень интересно!

Интересная техника и золотые руки искусного Мастера! Спасибо!

Кажется всё так просто, а на самом деле совсем не просто. Я работала и иногда работаю с сутажом, поэтому знаю, сколько терпения и труда вложено в этот браслет. Насколько был тернист путь, прежде чем мастер смог добиться такой ровности и идеальности линий, такой аккуартной изнанки.

Супер! Очень понравилось! Спасибо, Зоя! Наиценнейший МК!

Волшебно! Так подробно и хорошо описано-отфотографировано! Зоя - Вы молодец! Рукодельница-мастерица! {#}

Очень красиво! Это сколько же труда нужно, чтобы сделать такое, да еще и МК выложить! Спасибо!

Интересно! Спасибо!❤

Спасибо! Очень подробно и интересно!

Спасибо за качественный МК , красивый, эффектный браслет !

Юлия 18.10.2016

Спасибо! Интересный и подробный мк с потрясающими кристаллами,))Мне очень нравится эта новая коллекция))

Зоя молодчинка!

увлекательно спасибо!

Кажется всё так просто..., а нет... усидчивость, аккуратность нужна и набитая рука Мастера!

Интересный МК!{#}

{#}Красиво!!! Спасибо

Niakrise (Вера) 18.10.2016

Зоя, спасибо за подробный МК. Твои МК что "живые", что электронные очень полезные, подробны и вдохновляющие {#}

Ольга 18.10.2016

Очень красивый браслет !!! Зоя, спасибо Вам за мастер-класс !

невероятно! из ...... ниточек , бусинок появляется шедевр! красота!!!!!!!!

Очень красиво!

Какая же красота!!!!!

ELENA (ellvik) 18.10.2016

Спасибо! Очень интересный и подробный МК!

Красивый браслет получился! {#}

Бесподобно! У Вас золотые ручки!{#}{#}

Спасибо за такой подробный урок! Очень интересно было понаблюдать за процессом. Мне сразу пришло в голову, что это такой сутажный фриформ. {#}

Было очень интересно посмотреть и результат понравился{#}

Спасибо, очень красиво!{#}

Рубрики мастер-классов