«Деревянная керамика»: мои секреты обработки древесины

«Деревянная керамика»: мои секреты обработки древесины | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Хочу поделиться техникой обработки древесины, которой пользовался долго и успешно. Я называю её «деревянная керамика» (далее — ДК), поскольку процесс этот связан с глубоким обжигом поверхности дерева. Я применял ДК при изготовлении небольших (до 30...40 см) статуэток, однако мне известно об использовании подобной техники в мебельном деле — там обжигу подвергалась поверхность досок для корпусной мебели.

Основной смысл ДК — глубокий обжиг поверхности деревянного изделия до образования толстого слоя древесного угля с последующим снятием этого слоя куском шерстяного войлока и полировкой поверхности чистым войлоком. В результате имеем рельефную поверхность золотисто-каштанового тона с тёмным узором зимних годичных слоёв и мягким шелковистым блеском.

Инструменты и материалы, потребные для ДК:

- портативная газовая горелка (продаётся в инструментальных магазинах вместе с газовым баллончиком). Горелка должна давать узкую ровную струю пламени и допускать возможность его регулировки;

- натуральный шерстяной войлок (например, голенище старого валенка);

- старая зубная щётка (для очистки войлока от угля);

- акварельная кисточка и баночка с водой (для защиты тонких мест от перегорания);

- туалетная бумага (для конечной обтирки изделия после очистки и полировки).

Ваши ногти должны быть коротко острижены: случайное касание ногтем обрабатываемой поверхности оставит на ней заметную царапину.

Работая в помещении, обязательно обеспечьте себя хорошей вытяжкой и респиратором: будет много дыма и летучей чёрной пыли. 

дерево, обработка, деревянная керамика  

Из древесных пород для ДК лучше всего подходит ель с толщиной годичных слоёв 1...1,5 мм. Сосна, как правило, содержит в себе больше смолы, которая распределена в древесине не так равномерно, как у ели. Включения смолы и смолистые сучки затрудняют обжиг и последующую обработку.

Интересный результат даёт обработка огнём изделий из осины и подобных ей пород. Появляется невидимый ранее тонкий узор текстуры на красивом золотисто-каштановом фоне. Однако мягкие породы труднее в применении ДК: чересчур активно горят, уголь образуется более вязкий и трудный в удалении, а поверхность легко повредить чрезмерным усилием на войлоке.

Древесина для ДК должна быть комнатной сушки. Недостаточно просушенную заготовку буквально разрывает при обжиге. Причём чем толще и короче изделие, тем больше вероятность растрескивания. Я покупал для своих изделий хвойные бруски сечением 45...50 мм, распиливал на заготовки, удаляя сучки, и выдерживал приличное время дома. Обычно при этом у недосушенных заготовок появлялись торцевые трещины. Поэтому и распиливать надо с запасом по длине, и смотреть внимательно перед началом резьбы.

Твёрдые породы дерева для ДК неинтересны. 

скульптура, обработка древесины  

Подготовка изделия к обжигу.

Первое, о чём следует помнить, это утрата мелких деталей. Никаких черт лица, пальчиков, резких складок одежды — формы должны быть плавными, перетекающими одна в другую. Собственно, основной причиной моего отказа от этой технологии послужила именно потеря деталей. Первоначально я стремился к выразительному обобщению форм, но на определённом этапе творчества именно детали начали меня интересовать, и тогда ДК потеряла свою привлекательность.

Ещё только начиная резать, подумайте, как «расположить» фигуру в заготовке, чтобы годичные слои образовали на поверхности выигрышный рисунок. Овал лица или намёк на его черты тоже ведь можно изобразить годичными слоями. Помните, что пламя не заходит в узкости и щели, и резкие переходы форм могут после обжига остаться уродливыми рубцами на обработанной поверхности.

Наличие сучков и смолистых участков сильно усложняет обжиг: на засмолке горит испаряющаяся смола, а поверхность обжигу почти не подвергается. После обжига в этом месте остаётся твёрдая корка, которую трудно счистить. Если всё-таки вы попали на смолистый участок (внутренний мир древесины бывает непредсказуем), то следует выжечь всю выступающую смолу, защищая прилегающие части от чрезмерного выгорания (техника обжига подробно описана далее).

Тонкие места фигуры (запястья, лодыжки, шея) должны иметь сечение не менее 3...4 толщин годичного слоя, иначе после обжига их легко сломать при очистке и полировке. Любая склейка обожжённого изделия, как правило, заметно его портит.

Я всегда ограничивался резьбой и не шлифовал изделие перед обжигом. Грубые "штрихи" резца сглаживаются огнём. В этом одно из преимуществ ДК: без абразивов, морилки и лака вы за час-полтора получаете удивительную рельефную поверхность со слабым запахом костра. 

обжиг, обработка поверхности  

Обжиг изделия.

Вблизи рабочего места не должно быть легковоспламеняющихся предметов. Имейте в доступе средства тушения огня, держите свободным выход на случай пожара.

Заранее смочите водой с помощью кисточки тонкие места, чтобы не дать им воспламениться раньше времени. В течение обжига смачивание, возможно, придётся повторять.

Напрвьте струю пламени на поверхность изделия, держа его так, чтобы пламя не обожгло вам пальцы. Начать обжиг лучше с наиболее полных форм, так как обожжённая поверхность способна к самовоспламенению, и тонкие части легко потерять, упустив их из своего внимания. Обжиг должен идти исключительно под струёй пламени — тогда вы можете им управлять. Как только заготовка начинает гореть самостоятельно, немедленно сбивайте пламя коротким взмахом, куском войлока или влажной кистью — эти предметы должны быть под рукой. Убедитесь, что тление остановлено (не видно искр, не выделяется дым), в противном случае примените к тлеющему месту влажную кисть. Особенно опасно тление тонких частей фигуры.

Обжиг поверхности следует вести до образования заметного слоя рыхлого древесного угля. Этот слой имеет глянцевую поверхность, а под струёй пламени светится красноватым светом. Постепенно продвигайтесь, давая возможность поверхности остыть, чтобы перехватить изделие и не обжечься. Я не пробовал обжигать на опоре (штативе) или пользоваться защитными перчатками, так как в моём представлении это сильно ограничивает маневренность и внимание, а они при обжиге важнее всего.

Опорную поверхность изделия обжигать не следует, разве что по краям. 

обжиг ручной работы, декоративная поверхность  

Обработка после обжига.

Отрежьте продолговатую полоску войлока, один её край можно сделать зауженным для обработки проёмов и впадин фигуры. Убедитесь в отсутствии внутри войлока посторонних твёрдых включений (мне в войлоке попадались щепки, которые портили поверхность изделия).

Протирайте обожжённую поверхность изделия плоскостью или ребром войлочной полоски, удаляя уголь. Избегайте чрезмерного нажатия, чтобы не поцарапать поверхность и не сломать тонкие части. Страхуйте тонкие части пальцами руки, держащей изделие. По мере загрязнения войлока очищайте его щёткой. Всё это, как и обжиг, должно происходить под вытяжкой, а органы дыхания следует защитить респиратором. 

Механическую очистку (с помощью вращающегося войлочного круга) для скульптуры малых форм я не рекомендую, так как она чревата неравномерностью обработки и местными повреждениями поверхности изделия.

После первичной очитски осмотрите поверхность изделия на предмет «недожжённых» мест или ступенчатых выгораний, а также механических повреждений. Дефектные места следует обжечь и очистить заново. Не пытайтесь «выжечь» трещину, если таковая появилась в процессе обжига. При дальнейшем обжиге она будет только углубляться. С трещиной придётся смириться, если она небольшая и не портит главного вида изделия — дальше, чем есть, после обжига она уже не пойдёт. Скорее, наоборот: пересушенная при обжиге древесина будет набирать атмосферную влагу, и трещинка станет закрываться.

Если внешний вид очищенной поверхности вас устраивает, приступайте к полировке. Для этого используйте чистую войлочную полоску и меньшие, чем для очистки, физические усилия. Несмотря на периодическую очистку щёткой, в процессе работы войлок «тупится», теряя свои шлифующие свойства, поэтому не жалейте полосок, меняйте их почаще.

После полировки, когда поверхность изделия уже лоснится и кажется чистой, следует протереть её мягкой туалетной бумагой. Вы увидите, сколько ещё чёрной пыли осталось на ней. В заключение, когда на бумаге не оставалось тёмных следов, я осторожно протирал поверхность чистыми ладонями и пальцами, дабы удалить волокна бумаги и получить удовольствие от осязания полученного рельефа.

Поверхность после такой обработки защищена от биологического воздействия и не требует никакого покрытия — напротив, любое дополнительное покрытие только испортит её, лишив естественности и живости. Разумеется, изделия ДК не предназначены для экспонирования под открытым небом — для «наружных» изделий существуют свои технологии обработки и защиты. 

Комментарии (45)

помечтала как бы смотрелись более динамичные предметы) спасибо!

Приветствую! Очень интересная информация... Благодарю! image )
Selski's (selskisvet) 10.10.2016

Пользуйтесь, если нужно {#}

Фантастический результат! Дерево и так красивый материал, но с Вашей обработкой проявляет себя во всей природной красоте. Спасибо за статью.

Selski's (selskisvet) 06.10.2016

Спасибо Вам за интерес {#}

Ух ты!!! Впечатляет уже процесс, а результат сражает наповал! Смотрится просто бесподобно!!! Так вот, где "прячется" настоящее дерево! Спасибо за публикацию и бесценный опыт.

Selski's (selskisvet) 05.10.2016

Буду рад, если Вам пригодится {#}

Марина-Алтай 04.10.2016

Здорово! Константин, а бусины или кабошоны деревянные можно таким способом изготовить? И при носке будут ли царапины возникать (все таки это не статуя).

Selski's (selskisvet) 04.10.2016

Я думаю, что можно. Здесь будут две трудности: во-первых, нужно изобрести способ удерживать бусину в струе пламени (можно насадить на спицу, например). Во-вторых, если не нанести прочное защитное покрытие, бусины быстро вытрутся до белизны об одежду. Любое покрытие сделает обожжённое изделие более тёмным, уменьшив контраст между линиями годичных слоёв. Но рельеф останется, и он сам по себе интересен. Несколько своих статуэток, имевших дефекты, я покрыл акриловой краской под медь, и результат мне понравился. Возможно, интересным будет кабошон обожжённого дерева в металлической оправе. Только не пытайтесь обжигать древесину твёрдых и ценных пород - толку не будет. Используйте хвойную древесину - сосну и ель.

Марина-Алтай 05.10.2016

Хорошо, спасибо, взяла на заметку.

Очень интересно и красивый результат. Техника сама по себе не сложная, сложно только предугадать кнечный результат. Наверное при этой технике был большой процент брака? Жаль столько труда, если что-то пойдет не так.

Selski's (selskisvet) 04.10.2016

Когда техника отработана, и накоплен опыт по выбору материала (взяв брусок дерева в руки, уже чувствуешь, достаточно ли он сухой), то процент брака незначителен. Самым обидным бывает появление скрытой трещины или "смоляного кармана" - их не угадаешь. Пока не освоил защиту тонких мест мокрой кисточкой, случались перегорания шеи или рук. Иногда в тонких местах статуэтка ломалась при очистке и полировке. Клеить тогда бесполезно: шов будет очень заметен. Несколько статуэток после склейки покрыл акриловым "металликом" под медь и серебро - получилось интересно благодаря выраженному рельефу, но у покупателей восторга не вызвало {#}

Декупаж-СЮИТА 04.10.2016
Константин, спасибо огромное, что "предъявили миру" такие шедевры! Очень впечатляющие работы! Восхищена Вашим талантом, трудолюбием и таким трепетным отношением к материалу, с которым работаете! Увидеть в обычном деревянном бруске какой-то будущий образ, выявить этот образ и придать ему завершенности такой тонкой работой - это фантастика! Очень люблю подобный способ обработки древесины (называется он браширование с обжигом), применяю его на досках для панно. Совершенно волшебный процесс! Пыльно, грязно, трудоемко, но наслаждение от работы и конечный результат того стОит.
Selski's (selskisvet) 04.10.2016

Значит, я всё-таки не один, кто играл с огнём {#}

Желаю Вам удачи в творчестве!

Декупаж-СЮИТА 05.10.2016
Да, поиграть с огнем - это непередаваемые ощущения image Ну, а если серъезно, сейчас эта техника пользуется успехом у мастеров, работающих с деревом, в том числе и в декупаже. Уж очень теплые и неповторимые получаются вещи... Если в поисковике на ЯМ набрать "декупаж браширование", то можно увидеть много интересных работ. Константин, Вам тоже от души желаю удачи и неугасаемой творческой искры!!!

Какие необыкновенные скульптуры!!! Спасибо за знакомство с такой интересной техникой!!

Selski's (selskisvet) 04.10.2016

Буду рад, если кому-нибудь пригодится {#}

Как же интересно! И какие красивые работы!{#}

Selski's (selskisvet) 04.10.2016

Спасибо Вам за интерес! {#}

Вау,вау вааау image Здорово!

Спасибо за публикацию!

Selski's (selskisvet) 05.10.2016

Спасибо Вам за интерес {#}

Очень красивые скульптуры!

Selski's (selskisvet) 03.10.2016

Спасибо!

PAL живопись 03.10.2016
Возможно мой совет Вам пригодится. Торцы брусков перед сушкой можно прокрасить масляной краской. Сохнуть будут равномерно и не потрескаются. Через торцы быстрее испаряется влага, вот и трещины от этого.
Selski's (selskisvet) 03.10.2016

Спасибо за совет! Буду использовать {#}

Интересно и необычно! Результаты очень понравились{#}

Selski's (selskisvet) 03.10.2016

Благодарю за внимание {#}

Какая интересная техника! Статуэтки замечательные получаются! {#}

Selski's (selskisvet) 03.10.2016

Спасибо! {#}

спасибо за знакомство с новой для меня технологией обработки дерева, очень красиво!

Selski's (selskisvet) 03.10.2016

Спасибо Вам за интерес!

Даже не знала,что существует такой способ обработки дерева. Спасибо за знакомство)

Selski's (selskisvet) 03.10.2016

Спасибо Вам! Я продавал и выставлял свои работы в этой технике с 1992 по 2006 годы, но никто не перенял мой опыт. Надеюсь, теперь, благодаря ЯМ, кто-нибудь заинтересуется и продолжит.

Очень красиво! И технология обработки интересная {#}

Selski's (selskisvet) 03.10.2016

Спасибо за интерес {#}

Интересно. Даже и не слышал про такое.

Selski's (selskisvet) 03.10.2016

Я взял эту технику из природы, увидев однажды остатки сгоревшей тайги, над которыми поработали ветры и дожди. Поэтому и первые опыты ставил с водой и щёткой, постепенно дойдя до сухого войлока {#}

Очень красиво! Вот только я тут пару моментов не увидела (возможно по невнимательности...{#}) какой примерно по толшине слой в уголь должен прогореть? И интересно было бы увидеть статуэтку "до"..

Selski's (selskisvet) 03.10.2016

К сожалению, у меня нет фотографий процесса, поскольку я уже 10 лет его не использую (в основном из-за утраты деталей при обжиге). Слой угля трудно оценить по толщине (где-то около полумиллиметра). При обжиге основная примета - красноватое свечение поверхности под струёй газового пламени и образование ровной глянцево-чёрной корки. Здесь просто нужно попрактиковаться немного, и всё станет понятным {#}

Очень красиво и интересно. Получается, что самая фактурная сосна и ель. А на лиственнице не пробовали?

Selski's (selskisvet) 03.10.2016

Спасибо за интерес к материалу. С лиственницей работал мало из-за её твёрдости и неподатливости. При обжиге она тоже довольно строптива - требует больших усилий для очистки от угля, обнаруживаются недожжённые участки. Конечный результат при этом существенно не отличается от сосны.

Очень красивые работы и такой приятный, насыщенный цвет.

Спасибо за знакомство с техникой!

Selski's (selskisvet) 03.10.2016

Очень надеюсь, что эта техника кому-то пригодится {#}

Дааа, результат впечатляет... Очень красиво получается! image

Selski's (selskisvet) 03.10.2016

Спасибо! {#}