Купчиха за чаем

Купчиха за чаем | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Первоначально чаепитие на Руси считалось одним из символов зажиточной и благополучной жизни: из-за своей дороговизны чай был по карману далеко не всем. Только в начале XIX века чай стал доступным и начал прочно входить в русский быт: без него не обходилась ни одна встреча, ни одно семейное торжество, не заключались брачные союзы и торговые сделки. Чаепитие на Руси наполнилось своей философией. И, конечно же, стало сюжетом многих картин Наверное больше других художников оду чаепитию в своих работах воплотил Борис Михайлович Кустодиев. 

Одним из излюбленных персонажей произведений Бориса Кустодиева была дородная, пышущая здоровьем купчиха. Купчих художник писал множество раз — в интерьере и на фоне пейзажа, обнаженными и в нарядных платьях. 

кустодиев

борис кустодиев

картины кустодиева

купчиха за чаем

русская живопись

русская живопись

Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности. В сидящей на балконе за столом, уставленным яствами, дебелой, необъятной толщины русской красавице, образ купчихи приобретает подлинно символическое звучание.

Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе, изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт.

Спелый красный арбуз с черными косточками, жирный кекс, булочки, фрукты, фарфор, большой самовар — все это написано необыкновенно вещественно и осязаемо, но нарочито упрощенно, как на лавочных вывесках.

 С чем  же пили чай, что подавалось к чаю?  Первое, что буквально бросается в глаза при рассматривании картины  – это присутствие арбуза в «домашних» чаепитиях. Согласитесь, несколько неочевидная закуска к чаю

 Арбуз надрезан - получается, что стоит он на столе не для антуража. На картинах  арбуз нарезан на дольки и готов к непосредственному потреблению. Так что, скорее всего, его ели именно с чаем. Некий смысл в этом странноватом сочетании, на самом деле, есть.  Наверное, арбуз призван несколько разбавлять и охлаждать горячий и сладкий чай.

русская живопись

 Виноград и яблоки, приготовленные для съедения купчихой, закуски для чая достаточно распространенные и очевидные. Из современной русской чайной культуры фрукты практически полностью исключены. Тогда как на Востоке чай с фруктами пьют очень часто – и от восточных людей эту привычку могли заимствовать и русские. Кстати, чай с фруктами (и с сухими, и со свежими) действительно очень вкусен!

Кстати, и яблоки, и виноград, и арбуз могли употребляться не с чаем, а между чаем. Одной чашкой домашнее чаепитие ограничивалось очень редко!  Чай пили долго, со вкусом - выпивали чашек пять-десять. {#} Целый ритуал получается {#}

Тем более в варианте «Голубого домика» – на таком балкончике можно ой как долго  просидеть. И ежели все это время чай без перерыва пить – обомлеешь. А если делать «фруктово-ягодные» перерывы – то, вроде как, будет полегче.

В голодный 1918 год, (а именно в этот год была написана "Купчиха за чаем") , в холод и разруху больной художник Борис Михайлович Кустодиев  мечтал о красоте, полнокровной яркой жизни, обилии, спокойной размеренной жизни.

Мечты о воплощались в его полотнах - колоритных и очень национальных! 

Копию картины  "Купчиха за чаем" можно посмотреть пройдя по ссылке:

 http://www.livemaster.ru/item/16877977-kartiny-i-panno-kartina-maslom-kupchiha-za-chaem-b-kustodiev

больше фото: 

Всем спасибо!

Приятного чаепития,  а также достатка и благополучия в жизни

Комментарии (3)

Девочки, спасибо, что прочитали! Всем хороших выходных и вкусного уютного чаепития! самое время - осень за окномimage

Спасибо огромное!

Наталья, спасибо за прекрасное чаепитие! ЛУЧИК СОЛНЦА В ДОЖДЛИВЫЙ ДЕНЬ!