Великие художники Китая. Ван Си Мэн и его свиток «Горы и воды на тысячу ли»

Великие художники Китая. Ван Си Мэн и его свиток «Горы и воды на тысячу ли» | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Ван Си Мэн родился в 1096 г., точная дата смерти неизвестна, предположительно около 1119 г. 

Ван Си Мэн — выдающийся художник конца эпохи династии Северная Сун. 
О жизни этого человека известно совсем мало, лишь то, что он обучаясь в Академии живописи, был замечен самим императором, который лично курировал это учебное заведение. Таким образом, талант художника был признан на самом высоком уровне.
Из всего его творчества до наших дней дошёл лишь один свиток, на котором оставил свой колофон Цай Цзинь, премьер-министр правительства императора Хуэйцзуна (1101—1125). 
Это единственный источник сведений о художнике. 
В колофоне Цай Цзинь сообщает, что свиток «Горы и воды на тысячу ли» был создан в 1113 году Ван Си Мэном, которому тогда было около 18 лет, и что художник через несколько лет после этого скончался совсем молодым.

Кисти Ван Си Мэна принадлежит самое грандиозное произведение пейзажного жанра. Свиток «Горы и воды на тысячу ли» имеет размеры 51,3 см на 1188 см и хранится в музее Гугун, Пекин.
Работа написана в характерной для академического художественного образования традиции панорамно-монументального пейзажа, посредством которой в изображении передавалось многообразие и изменчивость природы.
Свиток написан на бумаге минеральными красками и тушью. 

Цветовое решение выдержано в интенсивных светящихся сине-зеленых тонах и дополнено коричневыми оттенками, которые усиливают контрастность. Следует отметить и то, что подобное цветовое решение отличает именно академический подход к изображению пейзажа. 

Золотисто-бирюзовый колорит в живописных картинах был распространен в эпоху династии Тан (7-10 века н.э.). 
И в отличии от набирающего популярность в 12 веке н.э. жанра черно-белого туманного пейзажа, который развивался благодаря так называемым художникам-интеллектуалам, которые подчас были и литераторами; цветная и яркая работа Ван Си Мэна не нашла особого отклика у современников. Говоря современным языком, художник не был модным.
Ученые предполагают, что обращение художника к яркому полихромному решению пейзажа было своеобразной попыткой восстановления славных древних традиций живописи.

Фрагменты свитка: 

ван си мэн

художники китая

сине-зеленый пейзаж

цинь люй

горы

пейзаж

 

китайская живопись

гохуа

калина татьяна

рисуем в подольске

© Калина Татьяна, сентябрь 2016

Комментарии (18)
Приветствую! Достаточно интересная информация... Благодарю! image

Просто поразительно! До какого уровня поднялись художники 12 века! Здесь передана вся сущность ГОР. Только великий мастер смог передать нам впечатление от созерцания горных вершин так, что это трогает душу людей через 9 веков!

Разве это не чудо?{#}

Спасибо огромное за публикацию!

Kalina-ART 23.09.2016
Irene. Лен, как философия жизни., спасибо за отклик)

Спасибо за публикацию!

На творчество Рериха этот свиток не повлиял ли? При его-то увлечении Востоком. Голубые горы – на рериховские чем-то похожи.

Kalina-ART 23.09.2016
Снежная филигрань (Евгения), да, конечно! Он действительно знаток Востока.\nРерих обошел весь Тибет! Был большим знатоком буддизма. А буддийские и даосские храмы украшает огромное количество живописных работ в самых лучших китайских традициях.

Какая красота и величие! Просто неземной свет! У меня именно такое ощущение, цвета за счет контраста создают свечение. Спасибо, очень понравилось!

Kalina-ART 23.09.2016
Виктория (VikoBatik), да, свечение сюрреалистическое, и все из-за тех технологий, что применялись в древности. Красящие пигменты в красках того времени только натурального происхождения: это перетертые минералы, сок растений и физиологические жидкости некоторых живых организмов, где несущий состав был тоже натуральным, например вываренный из сухожилий клей, белок яйца, мед, если говорить о водорастворимых красках. После написания работы свитки обрабатывали специальными масленными смесями, дабы защитить шелк или бумагу от поедания насекомыми. Но эти масла со временем сильно изменяли исходный цвет произведения на золотисто-охристый. Порой случается, что дефект переходит в незапланированный, но не прекрасный эффект) Ну, а краски и через 1000 лет свежи и сияющи)

Красивые цвета, такое завораживающее сочетание цвета вершин гор и неба. Красиво очень! Спасибо)

1100 см - это же 11 метров! Ничего себе свиток! Спасибо, очень интересно.

Ох, эти великолепные горы image И выполнены в таких нейтральных тонах....

Спасибо за публикацию!

Kalina-ART 22.09.2016
KreatiweStudio (Кристина), всегда, пожалуйста!) Но я бы не назвала столь яркие открытые цвета нейтральными)
De-Si-Re Юлия Ру 22.09.2016
Красиво - э о ДА! Но у меня есть впечатление, что художник писал все одну и ту же картину. Очень однообразно.
Kalina-ART 22.09.2016
De-Si-Re Юлия Рудакова, нет, однообразия там нет вовсе. Во-первых, это свиток-панорама длиной почти 12 метров. Таким образом художники того времени решали вопрос передачи пространства и перспективы. \nДалее, такой свиток рассматривается на столе, разворачивая один конец и сворачивая другой. И это настоящее путешествие! \nТам есть горы, долины, рощи и леса, различные строениея человека: деревушки и мосты. Где-то хорошая погода и водная гладь спокойна, а где-то бушует буря. \nВозможно, на фото это плохо видно. И посдеднее, нужно помнить, что этот свиток очень и очень древний.
Красиво! Спасибо большое!
Оксана 22.09.2016
Спасибо за публикацию. Тонкая работа, гармония.

Красивое сочетание цветов. Когда смотришь на саму цветовую гамму и прислушиваешься к себе, то ощущается как внутри наступает умиротворение и спокойствие. Цвета не раздражают, не "возбуждают" эмоционально, а именно успокаивают. Интересно было бы увидеть самого мастера и понять, что он был за личность.

Kalina-ART 22.09.2016
Татьяна (kamen-mineral), да, у меня тоже этот свиток вызывает ощющение покоя. Мечтала иметь хотябы фрагмент репродукции! Когда была в Китае, мне посчастливилось купить книжку-раскладушку с репродукцией всей этой работы. Радости моей не было предела!)))) не омрачала радость даже мысль о той сумме денег, что за нее отдала)))) А спокойствие, думаю, не столько в цвете, столько в том посыле, что заложил автор. Дело в том, что древние мастера тщательно готовились к работе. Работали и совершенствовали не только технику письма, но и сознание, и разум. Нельзя было писать картину в неуравновешенном состоянии души, поскольку считали, что это отразится на работе и потом скажется негативно на зрителе. Древние говорили, что живопись должна иметь смысл, а смысл должен быть счастливым) Можно было браться за работу только при полном спокойствии, в состоянии дао)
Kalina-ART 22.09.2016
Татьяна (kamen-mineral), можно ли увидеть портрет автора, не знаю. Мне его портреты не встречались.\\nНо мне он представляется слабым и болезненным юношей.\nДа и была вся эта история почти 1000 лет назад)