Мой Питер. Часть 2. В двух шагах от родного дома.

Мой Питер. Часть 2. В двух шагах от родного дома. | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

В активной подготовке к аукциону, завершающему флешмоб "Это Питер, детка", так и не успела закончить рассказ о прогулке с младшим сынишкой по местам боевой славы моей юности! Исправляюсь. питер

Здесь http://www.livemaster.ru/topic/1969857 я познакомила вас с моей родной улицей Моховой... А теперь предлагаю продолжить прогулку по улице Пестеля в сторону Летнего сада...

Вот такой вид открывается на улицу Пестеля с угла Моховой

санкт-петербург

 Конечно, в пору моей юности, улицы выглядели немного по-другому: асфальт сменили тротуарные плиты, появились рекламные щиты и роскошные вывески...  Но архитектура-то осталась неизменной! Кстати, на месте этого углового магазина справа, где сейчас расположен большой антикварный магазин, о чем нетрудно догадаться по окончанию "РИАТ" на маркизах, раньше находилась аптека. Мы с мамой частенько туда заходили за витаминками. А сейчас за огромными витринными окнами видны антикварные скульптуры и мебель.

А теперь обратите внимание на дом слева... Этот дом на улице Пестеля за номером 13-15 известен как Доходный дом Якова Владимировича Ратькова-Рожнова. Он имеет двойной номер 13-15, потому что занимает два прежних владения.  В 1898 г. участки №13 и №15 приобрел крупнейший петербургский домовладелец  В.Я.Ратьков-Рожнов, занимавший в течение ряда лет пост городского головы. Он не пожалел денег на то, чтобы снести старые дома и заменить их одним, но значительно большего объема, построенным с учетом новейших требований, прекрасно понимая, что все затраты окупятся в короткий срок.

история

К составлению проекта владелец привлек популярного столичного зодчего П.Ю.Сюзора, который проявил себя смелым новатором. Традиционную арку, ведущую во двор, он увеличил до гигантских размеров, прорезав ею фасад на высоту четырех этажей.Этим приемом он связал внутридворовое пространство с улицей, повысив тем самым его значимость. В результате была преодолена самая негативная сторона петербургской застройки, когда парадному фасаду противопоставлялся мрачный, убогий двор. Здесь дворовые фасады столь же пластически насыщены, как и уличный, а перспектива двора с уходящими в глубину рядами эркеров, неожиданно открывающаяся в просвете "триумфальной" арки, принадлежит к наиболее эффектным архитектурным картинам города. Благодаря такому приему повышалась и доходность участка: домовладелец получал дорогих и комфортных, "барских" квартир намного больше, нежели терял полезной площади, за счет устройства арки на главном фасаде. Правда, избавиться от дворов-колодцев и здесь не удалось, но в них выходили второстепенные комнаты.

творчество

Дом 13-15 по своей стилевой характеристике типичен для П.Ю.Сюзора и всего архитектурного направления, известного под названием эклектики. Излюбленными источниками для Сюзора служили ренессанс и ранний французский классицизм(так называемый "стиль Людовика XVI"). Иногда он прибегал к вольному цитированию, как бы принося на фасады своих построек фрагменты прославленных архитектурных шедевров. Мотив украшенных скульптурой обелисков, которые помещены на пилонах по обеим сторонам арки, впервые был использован на парижских воротах Сен-Дени, сооруженных во второй половине XVII века, а в Петербурге воспроизведен на портале Михайловского замка. Однако набор атрибутов связан, по-видимому, и с деятельностью Ратькова-Рожнова, который был, в частности, владельцем крупного пароходного общества "Самолет". Поэтому, кроме традиционных воинских доспехов, здесь изображены носы кораблей и якоря. Кадуцей (жезл древнеримского бога торговли и ремесел Меркурия), сноп пшеничных колосьев и топор указывают на те хозяйственные сферы, в которых развивалась деловая активность хозяина дома, - торговлю, сельское хозяйство и строительство.

 экскурсия        воспоминания

Архитектор применил здесь композиционные приемы, которые можно обнаружить во многих построенных им жилых зданиях. Это горизонтальная,  или дощатая рустовка,  подчеркивающая устойчивость нижней части здания, несмотря на введение огромных окон-витрин в первом и втором этажах, отводившихся под торговые помещения; массивные прямоугольные эркеры, создающие в перспективе улиц крупный объемный ритм; декоративные завершения в виде фигурных фронтонов, оживляющие силуэт застройки. Дом на улице Пестеля как бы обобщает достижения зодчества конца XIX века и предвосхищает архитектурные искания нового столетия.

историческая справка     история санкт-петербурга

история архитектуры

Ну что, налюбовались?... Тогда пойдемте дальше.

Мы идем по Пестеля. Проходим  Гагаринской улицы. Сворачивать на нее не будем, так как  нам не по пути. Скажутолько, что, конечно, она не имеет никакого отношения к Юрию Гагарину. {#}Довольно протяженная Гагаринская улица начинается от набережной Невы и упирается в улицу Пестеля, где мы сейчас с вами и находимся. А название свое улица получила от пристани на левом берегу Невы, которая называлась Гагаринская пристань, названная так по стоящему рядом дому государственного деятеля времен Петра1 князя Матвея Петровича Гагарина.

В советское время улицу пытались переименовать трижды.

1.Сначала, в октябре 1918 года – в улицу Герцена в честь Александра Ивановича Герцена(25 марта (6 апреля) 1812, Москва — 9 (21) января 1870, Париж) — русского публициста, писателя, философа, педагога, принадлежащего к числу наиболее видных критиков официальной идеологии и политики Российской империи в XIX веке, сторонника революционных буржуазно-демократических преобразований.

Однако двумя годами позже, в январе 1920-го, в честь А. И. Герцена назвали Большую Морскую улицу.

2. Затем, 24 апреля 1925 года – в Наримановскую. Нариман Кербалай Наджаф оглы Нариманов (1870–1925) – азербайджанский писатель и политический деятель. В 1920 году Н. Нариманов возглавил Совет народных комиссаров Азербайджана, а в 1922 году – Союзный совет Закавказской федерации, объединившей Грузию, Армению и Азербайджан и существовавшей до 1936 года. Нариманов — крупный азербайджанский романист и драматург. В своих произведениях он отражал этапы борьбы за раскрепощение Востока. 

Название Наримановская все-таки не прижилов, и еще почти 30 лет улица оставалась Гагаринской

3. 15 декабря 1952 года произошло самое удавшееся переименование – в улицу Фурманова. Дмитрий Александрович Фурманов (1891–1926) больше всего известен своим романом «Чапаев», но самое интересное его произведение, пожалуй, – роман «Мятеж», рассказывающее о малоизвестных событиях, произошедших в 1920 году в Средней Азии. К сожалению, талант Д. А. Фурманова не успел раскрыться – он умер от менингита в возрасте 35 лет.

Поскольку я родилась в Ленинграде, то и ходила я своими молодыми ножками  по улице Фурманова. С возвращением в 1991 году городу  его исторического названия — Санкт-Петербург -  началось и массовое возвращение исторических названий улицам, проспектам и площадям города. В  1998 года Гагаринской улице также  вернули историческое название.

А теперь интересная историческая справка о том, чье же имя носит Гагаринская улица!!!

27 (16 по старому стилю) марта 1721 года в Санкт-Петербурге был повешен бывший губернатор Сибири Матвей Гагарин.  Казнь состоялась в присутствии Петра I и сенаторов. По воспоминаниям современников, после казни Петр учинил празднество – с оркестром, пушечным салютом и роскошным пиром, – на котором заставил присутствовать даже  родственников казненного. Тело князя Гагарина, если верить источникам, висело еще семь месяцев в назидание бесчестным чиновникам . Послужной список коррупционера довольно солиден: воевода в Нерчинске, глава Сибирского приказа, Московский комендант, генеральный президент и Сибирских провинций судья, Сибирский губернатор. Вот на Сибири князь и попался. За считанные месяцы сибирского губернаторства князь Матвей сколотил состояние поистине фантастическое, превратившись в одного из богатейших людей Российской империи.  Губернатор вовсю брал взятки с купцов, установив в Сибири собственную монополию – на водку (вино), пиво, табак, экспорт хлеба, меха. Еще подмял под себя всю торговлю с Китаем, превратив ее в сугубо свое дело (хотя это была государственная монополия) и став крупнейшим контрабандистом России.

Но, собственно, кого этим можно было удивить в насквозь коррумпированной петровской России, если в казнокрадстве погрязли абсолютно все сподвижники Петра? Попытки Петра Алексеевича хотя бы умерить аппетиты соратников были тщетны: «птенцы гнезда Петрова» искренне не понимали, почему им нельзя воровать. Нужен был показательный процесс. По ряду причин лучшей фигуры для такой расправы, нежели князь Матвей, было не найти. Главным мотивом, видимо, стало то, что Гагарин покусился на семью монарха. Супругу Петра, Екатерину, он, по сути, просто купил – регулярными подношениями алмазов, рубинов и прочих драгоценных каменьев. А попутно князь Матвей «прикупил» и окружение царицы. Кстати, один пункт обвинительного акта так и гласил: пытался подкупить сенаторов и людей, близких к царю. После ареста, проведенного по всем канонам спецопераций, Гагарин провел в тюрьме три года. За это время семь раз его подвергали жестоким пыткам: огонь, дыба, кнут. Но князь вынес пытки «с неслыханным мужеством», не признавая себя виновным. «Сдал» его родной сын, дав нужные следствию показания. Этакий петровский "Павлик Морозов"

После казни имущество опального сановника конфисковали, а конфискованными имениями Гагарина Петр наградил следователей. Самое большое разочарование ожидало самодержца, когда он узнал, что львиную долю того, что подлежало конфискации, князь Матвей успешно вывел из России в лондонские банки. Лондонские счета Гагарина, утверждают, были много круче зарубежных счетов князя Меншикова, умудрившегося вывести за кордон 9 миллионов рублей – это два с половиной тогдашних годовых бюджета страны! Все попытки Российского государства вернуть деньги князя Гагарина из-за рубежа оказались тщетны: лондонские банкиры отказались выдавать вклады кому-либо, кроме прямых наследников князя Матвея. Последним безуспешно пытался получить «золото Гагарина» император Николай I.

Вот о каких событиях из истории России напоминает нам сейчас Гагаринская улица в Санкт-Петербурге.

Да, мне сложно было привыкать к "новым" названиям переименованных улиц. Ведь даже наши родители не всегда знали исторические названия тех улиц, по которым мы ежедневно ходили. Но как много открывается новых событий и новых имен. Так что я ЗА то, чтобы знать историю своего города и своей страны...

Недалеко я вас провела, а информацией загрузила по полной. Но надеюсь, что вам было также интересно, как и мне. Обещаю следующую экскурсию не откладывать надолго, а поскорее дойти до любимого Соляного переулка, с которым связано много интересных историй.

Буду рада вашим комментариям с пожеланиями и впечатлениями от прочитанного.

Ну, и совсем в заключение - ШУТКА ЮМОРА, как любит говорить мой старший сын Леонид.

Дочь издевалась над младшим братом и сделала вот такую фотку. Мне показывает и говорит "Смотри, мама, какой "ботан"... Маркушка у нас хорошо учится и очень рассудительный молодой человек. Но глядя на эту фотографию я чуть не лопнула от смеха и вспомнила такую историю. Марк был совсем маленький. Я как-то спрашиваю его: "Сыночка, и что же ты у меня  такой красивый?" От отвечает: "Это потому что у меня мама красивая". Я говорю: "А умный то почему такой?"... Ну, думаю, сейчас скажет, что папа умный... А он в ответ: "Это потому что я в садике учусь"...

Ну, так вот копания исторические у меня в сыночка младшего. )))))))

Комментарии (25)

Опять хочу в Ленинград!!! {#}Спасибо за чудесную познавательную экскурсию! Мы, москвичи, обожаем Ваш город. Сначала нас возят туда родители, потом сами возвращаемся вновь и вновь, надеясь узнать и увидеть что-то особенное, неизвестное, затем возим туда своих чад,.... Потом они сами начинают летать в Питер или едут в Санкт-Петербург, в зависимости от настроения, цели или финансов... Я тоже такие экскурсы в историческую Москву делала все время учебы моих детей - Москва Пушкина, Литературная Москва, Шехтель в Москве и пр. интересно было их удивлять каждый раз, когда гуляли по пройденным уже местам, и они сами рассказывали то, что узнали раньше, вдруг подкидывать им новый факт или, рассказав про интересное событие в этом месте, увидеть глаза, в которых новый вопрос! А за этой легкостью - такой труд по выискиванию этих самых фактов...

Может и вправду слетать в Питер?...

Очень приятно, что экскурсия понравилась! Спасибо за комментарий! Очень рада! {#} А мои дети теперь в Москву ездят на экскурсии, а свой город еще плохо знают. {#} Это удивительно, но бегая по делам между красоты такой, перестаешь ее замечать. И самый лучших выход из состояния привычки - приезд гостей! Вот тогда, глядя на их восторженные лица, сам начинаешь осозновать, что привыкать нельзя. Необходимо иногда прогуляться, наслаждаясь, а не бежать сломя голову. {#}

Вы молодец!!!замечательная публикация,с удовольствием почитала,погуляла!прекрасные фото!!!!ЗАМЕЧАТЕЛЬНО!!!!!{#}

Светлана, благодарю от всей души. Заходите еще. Следующая улица, на которую мы заглянем в следующий раз, Соляной переулок. А на нем расположено художественно-промышленное училище, известное в советские времена как Мухинское. {#}

Ирина 23.09.2016

Замечательный рассказ! Готовая экскурсия, можно туристов водить! Вчера только читала про питерские экскурсии, каких только нет! С нетерпением ждем продолжения, чрезвычайно интересно. Спасибо вам. image )

Ирина, спасибо за добрые слова. И я очень рада, что мои записки оказались интересными окружающим. Обязательно буду продолжать.

TALIA 22.09.2016

Ирина, очень тщательное продуманное путешествие)))) И семья у тебя замечательная!!!

Наталья, спасибо! {#} Я такая болтушка, что медленно двигаюсь. Вообще-то это мы ходили в конце августа с мужем и ребенком в кино на мультик "Жизнь домашних животных/". Шли от станции метро Чернышевская до кинотеатра Родина минут 35, заглядывая в мои родные места. Я щелкала фотиком, а мальчики поторапливали, потому что боялись опоздать на сеанс. А в своих записях я удалилась от метро всего минут на 10 ходьбы. {#}

Ирина, спасибо за интереснейший рассказ! Многих фактов из него я раньше не знала...хотя ходила по этим улицам множество раз.

Виктория, когда переименовали улицы, вернув им исторические названия, я не могла в своем городе сориентироваться. Например, детская поликлинника, куда меня мама водила, находилась на улице Петра Лаврова. До сих пор, когда я слышу Фурштатская улица, вздрагиваю, пытаясь вспомнить, что за зверь такой... только потом доходит, что это и есть та самая улица Петра Лаврова. ))) И так со многими названиями, которые были родными с детства. Привычка - вторая натура. {#}

Зато старые названия запомнились и прижились и часто новые не могут их вытеснить из речи ))). У нас есть улица, которую оооочень давно переименовали, а корренные жители так и называют ее, как в 19 веке - Полгора. А больница расположена на улице, раньше называемой Глинище ( image ), переименовали несколько лет назад в Пирогова, но так и зовем - больница на Глинище...

Это точно, Ольга! Я тоже долго привыкала к историческим названиям улиц. До сих пор в голове происходит определенная работа, чтобы понять, что же за улица такая и где находится? {#} Привычка - вторая натура!

{#}Ирина,спасибо за экскурсию !Очень интересно!

Наталья, очень рада, что понравилось. Значит, буду писать про Санкт-Петербург и дальше и себе на пользу, и вам на радость. {#}

Меня тоже последнее время то ленинградит, то питерит, то петербуржитimage Ира, а ведь непосвещенные туристы наверняка думают, что улица в че ть космонавта названа. Лучше б так, чем в честь такого вора. Да, если сейчас ввести такую практику в стране, то Россия стала бы много богаче, и казнокрадов бы здорово поуменьшилось, как и числа чиновников )))

Ольга, когда писала, именно об этом и думала! {#}

Спасибо,Ирина!!!И я даже уже опять жду продолжения)))

Марк -потрясный!{#}

Светлана, спасибо! {#} Марк у нас да, ребенок еще тот. У него старший брат на 10 лет старше и сестра на 8,5, так он с детства был очень общительный; и с детьми, и со взрослыми общался легко и непринужденно.Сейчас, когда ему уже 12, это качество очень подкупает В таком еще небольшшом человечке ощущается внутреннее достоинство.{#} А домашнее прозвище у него - Мась. Это от "младший" , "маленький", "масенький" - так Масем и остался. {#}

Очень довольна, что вам нравится, девочки. Фотографии, кстати, мною сделаны в конце августа, так что свеженькая экскурсия. ))) Я стараюсь собрать разрозненные исторические факты, поэтому у меня занимает написание блога много времени и не получается делать это так часто, как хотелось бы. Но постараюсь выйти на регулярность не реже раза в неделю. ))) Город большой, хватит надолго. )))

Ириш, спасибо за интересный рассказ! Ведь благодаря тебе мы снова и снова возвращаемся в Питер!)))) Прочла также на одном дыхании. Фотографии замечательные. Питер красавец! Спасибо тебе еще раз!!!

Наташечка, я рада, если могу доставить тебе удовольствие побывать в Питере не выходя из дома. {#} Буду и дальше стараться.

Ирина,прочла на однои дыхании! Спасибо за такую экскурсию! Очень понравилась!{#}

Ирочка, моя ты хорошая, спасибо тебе за твои рассказы,{#}

Я всё больше и больше узнаю об этом прекрасном городе и ещё больше его люблю, потому что в нём живут такие замечательные и душевные люди как ты{#}

Сынуля очень классный и радостный !!! Ириша, ты молодчина !!!

Как же ты всё успеваешь !!! И творить , и мужчин растить !!! И призовой розыгрыш вести !!!

Молодчина !!!{#}

Ириночка, с удовольствием почитала продолжение рассказа о Питере, кусочки истории и факты, о которых не знала.

Очень приятно и легко читать, когда пишет об этом человек, любящий свой город !!! Настоящая мини - экскурсия получилась, а фотографии просто восторг !!!

Для меня побывать в Петербурге пока остаётся мечтой !!! Но она обязательно сбудется !!!