Цветоведение было одним из моих любимых занятиях, когда я училась живописи в студии замечательного художника А.К. Назарова. Некоторые моменты, касающиеся взаимодействия цветов, показались особенно интересными.
Существует два способа смешения цветов: механическое и оптическое. Важно помнить о том, что результаты часто получаются разными, и применять существующие законы в своем творчестве.
Механическое смешение цветов происходит, когда художник смешивает на палитре краски для получения нужного цвета.
Оптическое смешение цветов достигается при определенных условиях, когда два исходных цвета расположены рядом. Этого можно добиться, например, быстро вращая диск, окрашенный в разные цвета. Именно такое упражение мы выполняли на занятиях, а потом дома показывали детям. На ось моторчика от детского электрического конструктора типа Электроника нужно наколоть диск, половина которого покрашена в один цвет, а другая половина - в другой. При вращении диска моторчиком (от батарейки) цвета сливаются и превращаются в один, при этом он часто сильно отличается от цвета, который получился бы при механическом смешении этих же цветов. Сравнение результатов механического и оптического смешения некоторых цветов можно увидеть на рисунке:
Другой вариант получить оптическое смешение цветов - посмотреть с большого расстояния на поверхность, покрытую мелкими мазками, точечками различных цветов. Этот прием использовался художниками-пуантилистами, среди которых наиболее известны Жорж Сера, Поль Синьяк, Анри Кросс, Люсьен Писсарро, Камиль Писсарро. Результаты моих экспериментов с этой техникой приведены ниже.