Пишем фантазийную картину «Танцевала в подворотне осень вальс-бостон»

Найди все необходимое в разделе материалы для творчества
Пишем фантазийную картину «Танцевала в подворотне осень вальс-бостон» | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Мастер-класс написан для начинающих живописцев. 

Сразу скажу, что цифра, указанная в графе «Время», носит приблизительный характер, так как сюда не включено время на подсыхание картона после проклейки и грунтовки и промежуточную сушку картины после подмалевка.

Для создания картины нам понадобятся:

1. Картон.

2. Желатин пищевой.

3. Акриловый грунт Сонет.

4. Примерный набор масляных красок (я использую Мастер класс):

    - белила титановые — обязательно;

    - краплак розовый прочный — обязательно;

    - кадмий красный светлый (можно темный);

    - кадмий желтый светлый;

    - индиго;

    - умбра ленинградская или марс коричневый прозрачный;

    - голубая ФЦ (можно заменить небесно-голубой или ультрамарином);

    - охра желтая или золотистая;

    - кадмий оранжевый (но можно обойтись желтым плюс красный);

    - сиена жженная или марс коричневый.

3. Кисти — на фото ниже (3 штуки, но без веерной можно обойтись).

4. Разбавитель №4 — Пинен, можно заменить тиккуриловским уайт-спиритом без запаха (значительно дешевле).

6. Палитра любая (можно заменить самодельной, см. ниже).

7. Емкость для разбавителя — небольшая баночка.

8. Тряпочка, чтобы вытирать об нее кисти, испачканные в краске.

9. Желательно небольшой мастихин для смешивания колера на палитре.

осеннее настроение, осень 2016

Недаром многие художники говорят, что их вдохновляет поэзия, музыка. Ведь один вид творчества всегда сопряжен с другими. Это все, что дарит нам воображение, эмоции, словом, правое полушарие нашего мозга. Вот и я, прочитав про объявленный на Ярмарке конкурс, посвященный осени, сразу тихонько запела "На ковре из желтых листьев в платьице простом из подаренного ветром крепдешина танцевала в подворотне осень вальс-бостон..." дальше не буду переписывать содержание известной песни Розенбаума. Просто скажу, что, несмотря на то, что я в общем и целом прохладно отношусь к творчеству этого барда, эта песня одна из моих любимых песен вообще. И пришла у меня идея не то чтобы сделать мастер-класс, а написать небольшую картину, которая у меня будет ассоциироваться с эти романтическим образом осени.

Я представила себе, как это будет выглядеть, но поскольку с рисованием у меня неважно обстоят дела, я занялась для начала поиском подходящих картинок в сети интернет. Я и не собиралась найти готовую картинку и срисовать с нее. Мне нужно было составить примерный макет картины. Нашла  несколько фото с симпатичными петербургскими домами. Немаловажно, они были сфотографированы в нужном мне ракурсе. Нужна была обязательно просторная арка. Иначе как еще изобразить танцующую в подворотне Осень?! А потом я нашла несколько фотографий танцующих женщин.

Дальше пошел в работу фотошоп. Как скомпилировать нужное изображение и подходящий фон я уже писала в мастер-классе "Снегирь" >>

Сейчас было то же самое, но процесс более длительный. Я собрала несколько вариантов. Потом остался один, вот этот

картина

Но потом я решила, что мне трудно будет писать дом с такими архитектурными подробностями и я переделала рисунок по-своему, выбрав ракурс попроще. Снова в фотошопе вставила девушку-Осень. Вот это меня уже устроило

картины

Возможно, кому-то может показаться, что девушка танцует и не вальс, возможно даже фламенко, как мне сказала племянница. Но кто знает, как осень танцует вальс? Мне главное было изобразить кружение.

Дальше начался процесс уже самого написания, но прежде нужно перевести силуэты домов и Осени на картон. Нужно было укрупнить рисунок до размеров картона.

Я воспользовалась программой, о которой сама недавно узнала. Если нужно кому-то, программа называется ProPoster. Она условно бесплатна. Для небольших изображений. То есть бесплатно выдается  на печать 3 начальных фрагмента. Один фрагмент приблизительно равен формату А4. Мне и двух хватило. Раньше я сама резала картинку в фотошопе. Можно и так.

Дальше распечатала на двух листах и обратную сторону листов густо заштриховала мягким карандашом. Можно переводить рисунок при помощи копировальной бумаги.

Да, картон у меня предварительно был проклеен желатином и загрунтован  двумя тонкими слоями акриловым грунтом Сонет.

После того как я перевела контур рисунка, я покрыла весь контур, практически весь картон, тонким слоем уайт-спирита слабопахнущего Тиккурила. Можно разбавителем Сонет, но я уже давно пользуюсь Тиккурила. Это экономически выгодно. Так как я много использую разбавителя, хотя бы для мытья кистей во время и после работы.

Разбавителем рисунок покрывается для фиксации. Далее надо подсушить картон. Это происходит достаточно быстро. Определяется на ощупь.

Потом я уже работаю на льняном масле и для лучшего взаимодействия картона с красками, покрываю картон очень тонким слоем льняного масла. Таким тонким, чтобы ладонь слегка скользила, но не было бы явных следов масла. Если переборщили, можно протереть салфеткой или тканью.

Все, подготовка закончена, начинается непосредственный процесс творчества. Я решила, что я буду писать в стиле импрессионизма, то есть спонтанно, мелким мазком, но все-таки решила сделать легкую цветовую подложку. Как правило, импрематура, делается в классической многослойной живописи, но ведь и Ренуар делал легкий подмалевок. Вот и я решила сделать. Чтобы сделать такой легкий прозрачный подмалевок, нужно развести краску маслом (если вы пишете на другом разбавителе, можно  им), но масло подойдет во всех случаях.

картина маслом

Как вы видите на фото, каждый элемент подмалеван своим цветом, но очень тонко. Краска разводится маслом до состояния акварели, но кисть должна быть полусухая. Белила на этом этапе не используются.  Ничего не должно течь. Для чего это все нужно? Так удобнее потом писать густыми мазками. Во-первых,  в силуэтах уже не запутаешься, во-вторых, уже примерно понятно какие, где оттенки, где световые, где теневые. В общем, новичкам очень рекомендую.

Здесь использованы такие цвета как охра желтая или золотистая, краплак розовый, голубая ФЦ или другие сине-голубые. Но с голубой ФЦ будьте осторожны, она очень насыщенная. Ее лучше использовать с белилами и также очень сильно разбавлять маслом. Зеленоватые оттенки получаю путем смешивания желтой и голубой. Фиолетовые — голубой и розовой. Немного использую сиену или марс коричневый.

картина в подарок

Асфальт подголубила, где-то зеленоватые оттенки, где-то серые.

картина для интерьера

Платье Осени я писала для начала краплаком, смешанным с сиеной, можно марсом коричневым. Чтобs слегка приглушить розовость, а получить цвет багряных осенних листьев.

картина в детскую

В конце первого этапа я набросала на асфальте коричневых пятен, там, где мне бы хотелось увидеть "ковер из желтых листьев".

После первого этапа, подмалевок нужно просушить. Поскольку картина небольшого размера, слой краски очень тонкий, достаточно было 14 часов, но многое зависит от условий. Поэтому осмотрите и ощупайте пальцами картон (или холст), прежде чем начать работать дальше.

Начинаем второй этап, непосредственно написания картины густыми масляными красками. Начинаю с дальнего плана, то есть стены, расположенной прямо перед нами  небольшой плоской кистью наношу мелкие мазки, переходя от голубовато-сиреневых к бежево-коричневым.

настроение

Окна обвожу рамами темными оттенками коричневого. Делаю это для удобства кистью для акварели (белка или куница), с хорошо собранным кончиком. При этом краску развожу маслом достаточно жидко, тогда линии получаются достаточно ровными. Но в данном случае я не стремилась выписать очень ровно, это же фантазийный сюжет. Поскольку изображаю начало вечера осеннего дня, значит, некоторые окна уже освещены. Соответственно их пишу с желтыми всполохами. Темные окна, как обычно или синие или темно-серые. Но я опять же добавляю каких-нибудь оттенков еще, для живости. Да и потом, где стекло, там рефлексы.

фантазия

Сразу прописываю часть стены с окнами, которые находятся правее фасада, это сложный фасад дома, та часть будет немного темнее, она за выступом.

фантазийный сюжет

Теперь перехожу к левой части дома и левой части подворотни. Заходящее солнце слегка освещает эту часть дома, поэтому ее пишу в желто-оранжево-охристой гамме. Частично пишу выгнутый козырек над дверью. Арку прописываю, кроме пока куска ободранной штукатурки.

вальс-бостон

Далее работаю над сводом арки, стеной над ней и стеной справа. Поскольку арка достаточно высока, часть заходящих солнечных лучей освещает и ее, поэтому свод арки пишу мазками охристыми, желтоватыми, немного голубого и, конечно разными оттенками серого. Серой краски у меня нет, не знаю, выпускается ли она вообще, но у меня ее много разной образуется на палитре, когда я ищу нужный цвет, смешиваю разные колеры. Поэтому, если вам нужен серый цвет в процессе работы, не счищайте сразу все пробы и замесы. Могут пригодиться.

Естественно, что правую часть стены подворотни пишу более холодными и темными тонами, но внизу немного теплого даю, там же листья, значит, и рефлексы теплые будут.

песня

Следующий этап. Пишу кирпичную кладку, там, где облупилась штукатурка. Делаю замес из марса коричневого и чуть красного или розового, охры с красным, чтобы получить кирпичи разных оттенков. После того, как написала, решила, что они получились чересчур яркими. Нужна патина времени. Поэтому поверх сделала очень легкие мазки почти белым, слегка сероватым. Пространства между кирпичами "замазала раствором" серо-голубые оттенки и серо-зеленые. Кстати, еще прописала коричневую дверь, пока на палитре есть замесы разных коричневых.

стихи

Теперь пишу асфальт и листья на нем. Для асфальта опять же беру разные серые и голубой, очень бледный, тут уже белила использую вовсю. Листья кидаю мазками охры, желтого  разбеленного. Изредка оранжевый и чуть бордового (розовый+коричневый).

листья

Вдали у стен мазки мельче и бледнее, ближе к арке и фигуре Осени — крупнее и ярче.

желтые листья

Теперь пишу саму девушку Осень. Платье багряного цвета. Темный цвет это краплак розовый плюс сиена или марс коричневый, в самых темных добавляла синего, вплоть до фиолетового.

Где-то мазки красного кадмия, есть немного оранжевых. Там где платье просвечивает, там розовый с белилами. По краям, желательно, чтобы платье как-бы растворялось в воздухе, поэтому там я мягкой синтетической кистью слегка растушевывала светлый край платья. Но только очень легко!

жёлтый

Потом волосы. Сначала, слева и посередине я пололжила темно-коричневый (можно марс, можно умбру жженую), потом нанесла основной ее цвет волос рыжий. Тоже мелкими мазками, используя оранжевый в смеси с красным, охру желтую и немного желтого.

Часть спины и ноги покрыла темным телесным (розовый, желтый, белила, немного марса), в тенях положила фиолетовый.

золотая осень

Вот осталось дописать мелочи, но важные мелочи.

Итак. Добавила голубоватым тоном световые полоски на водоотливах подоконников.

Акварельной кистью написала фрагменты чугунного литья у козырька над дверью.

Раньше у меня не получались тонкие линии, но я узнала недавно, что их нужно проводить осень жидко разведенной краской. И все получается.

Слева на кирпичной кладке я подчеркнула несколько швов более темным тоном и сделала более явной, толстой облом штукатурки.

Подвела толщину «ковра из желтых листьев», то есть усилила темно-коричневым подложку в местах, которые ближе к нам и смотрят на нас.

Потом наложила светлые места на ножки девушки. И сделала более выпуклыми, неровными камни, из которых сложен свод арки.

золотистый

Потом еще раз подкорректировала ноги Осени и всё. Поставила подпись. Картина закончена.

Еще хочу добавить, что эта небольшая картина на картоне может быть и законченной картиной, а может послужить и эскизом к большой картине на холсте. Я именно так и решила после того, как закончила эту работу. Буду писать более подробно в большом формате.

А теперь большое спасибо всем, кто имел терпение дочитать и досмотреть этот урок до конца. Если я что-то забыла написать или что-то изложила непонятно, спрашивайте, пожалуйста. С удовольствием отвечу на все вопросы. И, профессионалы, извините, если что-то не так сделано или изложено. Я ведь всего лишь пишу для тех, кто начинает это трудное, но удивительно приятное дело — написание картин! Я и сама начинающий.

Комментарии (63)
Инна Ермакова 05.10.2016

Очень приятная картина и сюжет. Листья, замечательный козырек, окна такие фантазийные.

Но, позвольте немного замечаний. (художника каждый обидеть может {#}) Понимаете, архитектурные детали требуют точности (если, конечно, это не Эшер) я немного порисовала линии...еще бы арку саму поправить, но мышкой сложно...

И с девушкой осенью, увы, тоже не все в порядке, если тело дорисовать под платьем - то все увидите. да и платье (простое) несколько смущает, когда представляешь, как оно будет выглядеть, если его развернуть...

Спасибо, Инна! Когда буду писать большую картину по этому эскизу, обязательно учту эти замечания. Не со всеми прямыми на Вашей правке согласна, но с некоторыми да, я поторопилась. Ну что делать, не довелось мне по-настоящему учиться рисунку, живописи. Всё это лучше делать в детстве, юности. Вы, как я поняла, посмотрев Ваш профиль, тоже не учились. Возможно, у Вас больше способностей или таланта. Но Вы меня понимаете, какое это счастье писать!

Инна Ермакова 07.10.2016

Спасибо, что не обиделись, Любовь! Мне вот всегда нравится, когда критикуют )) - это значит, что мою картину внимательно рассматривали, а не просто из вежливости сказали "великолепно". Если бы ваша такая оригинальная и яркая картина не привлекла мое внимание, я бы и не увидела небольшие ошибки... (лини не все правильные, в таком сложном рисунке надо перспективу строить)

И да, вы абсолютно правы, писать это такое счастье!

❁ МИРАБЕЛЬ ❁ 17.09.2016

Очень по осеннему {#} Удачи на конкурсе !

Вызывает восторг !!!!!!!!
Юлия (Belasla) 17.09.2016
Любовь, очень интересная картина:-) замечательно все описано, спасибо за МК! :-):-):-)

Вдохновляюще! Да! Давно я в руки кисти не брала...Душа просит, а рука робеет...

Здорово!!!!!!

Замечательный МК!!! Прочитала с большим интересом!!!

Спасибо, Любовь, что поделились своими приемами!!!

ActressVesna 16.09.2016

Очень здорово! :) спасибо!

Спасибо. Мне приятно!

met (ETTIBRASLETTI) 16.09.2016

Я сама самоучка в рисовании, и конечно не могу не порадоваться Вашему МК, ведь многое, что дают художественные школы, курсы и т.п. приходится изобретать самому, методом проб и ошибок. Подробный МК и хороший результат. Тоже голосую

УРААА! Спасибо!

Мария 16.09.2016

Супер, очень красиво.

Вдохновляет!

Благодарю за красивый МК)!!!

С радостью голосую!

Очень рада. Спасибо!

Здорово получилось! Чувствуется дыхание осени... даже снова захотелось взяться за кисти с маслом...

Спасибо! А за кисти нужно браться!

Rainbow Любовь 16.09.2016

Красивая картина, наполненная музыкой! Спасибо! Удачи!

Рисовать совершенно не умею, но получила, даже просто пробежавшись по фотографиям, безумное наслаждение...

А "Вальс-бостон" - моя любимая песня с юности...И как здорово Вы передали настроение !!!

Любовь, успеха! И спасибо Вам! А я обязательно выкрою время, чтобы детально рассмотреть и прочитать...Может даже нарисовать попробую....{#}

Спасибо на добром слове! И обязательно попробуйте порисовать!

Это интересно. Удачи! {#}

Я рада. Спасибо!

Очень лёгкая картина! Уютный дворик и чудесный танец! Прямо чувствуешь, как взлетают, кружатся и шуршат листья, потревоженные осенним танцем! И сам мастер-класс мне тоже очень понравился - все очень подробно и понятно! Голосую!!!

Спасибо за оценку!

Город, супер! Жила там в детстве,всего год, но память на всю жизнь,пейзаж неповторимый!

solka 15.09.2016

Спасибо! Очень интересно!

Замечательная осень!Вдохновляет!:-) Удачи !
Анна 15.09.2016

Красивая осенняя картина!

Интересный процесс! Спасибо!

Удачи в конкурсе!!!

Спасибо!

Любовь, мне безумно понравился ваш урок! Какая же вы талантливая! Картина потрясающе уютная, теплая. Очень хочется, глядя на нее мурлыкать песню Розенбаума.... Благодарю!

Насчет "мурлыкать" это я согласна{#}! Каким шикарным баритоном он поет эту песню!

Любовь, как красиво! Замечательный мастер-класс! Удачи Вам!!! {#}

Спасибо, Татьяна!

Прекрасные творения!!!

Интересно, спасибо)))

И Вам спасибо!

Люба, у тебя, как всегда все предельно ясно и подробно, молодец, Мк продолжайте делать, у тебя хорошо получается!

Прекрасный МК! Чудесная картина! Удачи Вам!!!)))

Спасибо!

Легкость во всем.

Если Вы участвуете в конкурсе, с удовольствием отдаю свой голос за Вашш М.К.

С уважением, Ирина.

andrey (book777) 12.09.2016

Интересно. Благодарю.{#}

Рада, Андрей, что Вам понравилось!

lena_marficheva 12.09.2016

Чудесная картина! спасибо!{#}{#}

Елена, это Вам спасибо!

Larisa Sidorenko 12.09.2016

Я.я - новичок! Вернее, захотелось таковым стать)) после такого подробнейшего МК. Ну, всё разложено по полочкам - грех не воспользоваться! Правда, как истинный дилетантище , ещё не знаю, где всё нужное у нас купить, но - узнаю.{#} Спасибо за МК, голосую с удовольствием!

Larisa Sidorenko 12.09.2016

В избранное забрала, чтоб всегда под рукой))

Обращайтесь, Лариса, всегда подскажу что купить еще, что можно купить или сделать дешевле. Поделюсь своей "экономией", хотя живопись штука затратная)) Но что поделать, охота пуще неволи!

И снова я восхищаюсь Любовью. Начав рисовать совсем недавно, она не только пишет картины по МК прекрасных художников, но и сама ищет новые способы для воплощения в живописи своих собственных идей. {#}

Спасибо, Татьяна. Всегда приятно, когда работы находят отклик в чьем-то сердце

отличный, очень подробный МК! Новичку в самый раз! Голосую за Вас! и удачи в конкурсе!!)

Спасибо, Светлана!

Есть настроение - а это самое главное.

Да, Светлана, я испытывала подъем во время этой работы.

LOLITA 12.09.2016

Ах какой зажигательный танец, как все понятно и поэтапно расписано. Спасибо, Любовь:)))

Спасибо, Лолита!

Как интересно, атмосферно..Очень здорово!

Спасибо, Марина! От Вас особенно приятно услышать такое.

Как вы замечательно Питер нарисовали!

А с этим бардом я живу на одной улице.

Здорово! А какая улица? Я в Питере всего 2 раза была. Но этот город меня восхищает! Надеюсь, в следующем году там еще побывать.

Рубрики мастер-классов