Мастер-класс: нэцкэ «Жаба на венике» из бивня моржа, или Как выбрать сюжет для творчества

Найди все необходимое в разделе материалы для творчества
Мастер-класс: нэцкэ «Жаба на венике» из бивня моржа, или Как выбрать сюжет для творчества | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Вчера немного пообщался с коллегой, и встал такой вопрос — откуда взять вдохновение?

Быть может, оно приходит и уходит? Или нужно сделать что-то особенное со своим сознанием, чтоб поймать «тот самый момент»?

Будучи откровенным, не претендую на однозначно правильный ответ в таком сложном и глубоком вопросе.

Наверняка, все зависит от личности и особенностей каждого человека: кому-то необходимо побыть неделю без сна, другой может испытывать вдохновение лишь до тех пор, пока не поест. Третий и вовсе пользуется методиками К. Кастанеды.

А в моем случае вдохновение — непрестанный труд. Чем больше работаешь, чем больше совершенствуешься и создаешь новых (хотя, что ново под Луной?) работ, переосмысливаешь сюжеты, находишь иной угол обзора классики.

То есть, хотите вдохновения — творите! Постоянное творчество приводит к еще большему творческому потоку — как и в случае с деньгами! Когда вы пользуетесь различными «самоистязательными» техниками, это похоже на выигрыш в лотерею — мучения, а затем резкий безудержный «взмыв» вверх и такой же резкий спад, когда силы совсем истощились. И куда это «вдохновение» направится, одному Вдохновению и ведомо, порою кажется, что творишь нечто такое, такое... А потом глянешь, и понимаешь — приливы и отливы, скорее всего, привлекут такого же «приливистого» коллекционера на твое творение :) А зачастую это не самый надежный клиент, как мы все знаем.

Выбирая же «Путь Черепахи» — умеренно, без спешки, резких поворотов, высоких скоростей, а главное — находясь в своем любимом, собственными руками (в случае черепахи, наверное, для этого есть специальные железы) выстроенном «панцире» — и маленькими шажками двигаемся вперед.

Естественно, необходимо просматривать работы коллег, черпать вдохновение в природе, пище, наслаждениях — во всем понемногу.  Бывает, что в голове крутится сюжет — и вот, чудом находится материал именно для этой работы. 

А бывает совсем наоборот — смотришь на объект, и «видишь», что «спрятано» в его облике. 

Чем больше опыт у мастера — тем меньше материала расходуется, тем ближе его произведение к природной форме, тем более скупыми и размеренными становятся движения.

Меньше движений — больше результата, вот еще одно правило. Есть мастера, кто работает над одним шедевром долгие годы, по мазку в день — и из-за нехватки обильной практики, их работа может так и не стать шедевром. А те, кто ежедневно делает несколько работ, путь не всегда шедевров, пусть даже часть из них летит в камин — могут чисто случайно, незаметно для себя самого, создать нечто действительно удивительное. Забавно, но тот, кто скажет «Я создал шедевр» — зачастую просто лицемерит. О шедевре говорят зрители. 

Помним, мастера, что мы творим в первую очередь для себя, но наши работы должны вдохновлять подрастающее поколение и, конечно же, зрителя!

А теперь сам краткий Мастер-Класс:

Знакомый прислал в подарок небольшой кусочек бивня моржа, найденный на морском берегу. Сколько он пробыл в воде — точно неизвестно, но его необычная расцветка (стандартный цвет клыка моржа — молочно-белый, с переходами к цвету топленого молока) говорит, что он относится к «мореной кости» — то есть той, что пробыла в определенных условиях не менее ста лет, а море за долгое время обкатало его и придало форму, свойственную прибрежным камням.

мастер класс создание, мастер-класс по живописи, ярмарка мастеров

мастер-класс резьба, мастер-классы по куклам, вдохновение

Какой же сюжет выбрать для такой формы материала? 

Будем исходить из 3-х пунктов:

1. Нам необходимо максимально показать цвет материала — значит, форма должна быть довольно массивной, без мелких деталей.

2. Море создавало эту форму, быть может, сотни и тысячи лет! Изменить форму — значит пренебречь особенностью и редкостью материала.

3. Исходя из того, что материал в своем роде единственный и неповторимый (второго такого кусочка можно и за всю жизнь не встретить) — необходимо взглянуть на работу классиков жанра, дабы увековечить и свое произведение.

И для этого можно листать каталоги, журналы (конечно, лучше «живой вариант», но можно и в сети — только с цветопередачей не то).

И вот, проведя некоторое время в поисках, обнаруживаю подходящий сюжет — нэцкэ «Крыса на венике».

Крыса на венике. Была такая традиция  — когда крысы покидали дом, хозяин шел к крысолову за новой крысой, хорошо ее кормил - чтоб привела в дом побольше друзей. Таким образом, в доме воцарялся достаток и благополучие. 

А у меня во дворе когда-то жили жабки :) 

Жаба — символизирует богатство и бессмертие. А еще она ловит мух! 

Вот так родился сюжет: нэцкэ Жаба на Венике :)

А теперь сам процесс резьбы (который и демонстрирует классическое «убираю лишнее»).

В несколько движений намечаю расположение Жабы, используя бор «пламя свечи» — он очень хорош для создания краевых линий.

мастер класс резьба, мастеркласс мастерклассы

Теперь бором «игла» создаю очертания будущих лап, головы, веника:

мастер-класс по резьбе, сергей полунин нэцке

Работаю с бором «игла», а так же конусным бором намечаю детали:

мастер класс по резьбе, художественная резьба

Продолжая работать с бором «игла», прорабатываю детали:

мастер-класс скульптура, художественная кукла

И с другой стороны:

мастер класс скульптура, мк по лепке

Тщательно шлифуем  и делаем отверстия «химотоши» — для того, чтоб удобно было носить как брелок или подвеску :) Используем для этого сферические боры различных диаметров (для того, чтоб с одной стороны завязать узелок).

мастер-класс миниатюра, мк в москве по кукле

А вот и готовое изделие:

мастер класс по миниатюре, мк москва

Надеюсь, вам понравилось, как я обыграл форму материала!

Пишите в комментариях, что думаете по поводу моих методов вдохновиться — наверняка вам есть что добавить!

Рад ответить на любые вопросы :)

Комментарии (10)
Озеленитель 13.09.2016

Талисман биржевого спекулянта? {#}

Уютный чердак 11.09.2016

Мне кажется такие публикации нельзя называть просто " Мастер- класс". Еслибы вы сделали видео на все 4 часа, я бы посмотрела! Жаба прекрасна!{#}

Большое спасибо, мне приятно делиться опытом, ведь именно художественная резьба по кости, несомненно, один из первых видов искусства и ремесла, ныне предан забвению - люди чаще носят на теле камни, металл и ткань, забывая о том, что кость, будучи некогда частью живого существа, имеет очень сильную взаимосвязь с владельцем и служит не просто украшением, но и обретает частичку настоящей живой души. Наверное, будет уместно сравнить с хорошей кожаной обувью, когда она становится любимой, несмотря на почтенный возраст image Украшения из благородных пород кости переживают тысячелетия, их нельзя переплавить, распилить, растащить на кусочки, как бывает с драгоценностями. Костяные предметы передаются из поколения в поколение, а знаменитый китайский прозрачный фарфор изготавливают именно из костной муки (костяной фарфор).

Я занимался резьбой по камню и по дереву, но именно кость обладает некими свойствами, столь мистическими и загадочными, для осознания которых необходимо носить свой "предмет силы" некоторое время.

Благодарю за мастер класс.Я тоже люблю обыгрывать кусочки)))),они как бы сами говорят,что из них вырезать.

Ирина Тивкова 11.09.2016

Очень понравилась и философская "преамбула", и жабка! Спасибо большое!

Совершенно с Вами согласна, когда постоянно что-то делаешь, результат становится все лучше и лучше. И новые вещи сами собой придумываются. А жабка получилась чудесная.

Про крыс никогда такого не слышали{#}

Жабка замечательная получилась! Было интересно наблюдать за процессом, спасибо!

У нас тут лягушки примерно 0,7-1 см размером, непонятные ощущения особенно когда их много скачет - будто асфальт двигается хаотично

У Ларисы 11.09.2016

Прекрасно!

Какая изысканная кропотливая работа! Вдохновение приходит и уходит, на него нельзя полагаться, вы правы только работать и работать, и пусть не каждое произведение станет шедевром, появляется опыт. Лично я использую в качестве девиза латинский афоризм "Ни дня без строчки" или если дословно: "Ни дня без линии", который приписывают древнегреческому художнику Апеллесу. Спасибо, Сергей, за то, что показали процесс создания чуда.

ЮС-Бижу 11.09.2016

Вот так рождается искусство{#}

Рубрики мастер-классов