Женский головной убор: эволюция, статус, женственность

Женский головной убор: эволюция, статус, женственность | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

«Шляпка, которая идет тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Э.М.Ремарк.

Предполагая некоторый исторический экскурс, начну, пожалуй, издалека. Знаете ли вы, что в Древнем Египте наличие головного убора и его величина были определяющими царственную особу знаками? Надевался такой головной убор на парик, а свои волосы сбривались налысо. Вот попробуйте в такой сложной конструкции на голове сутулится или суетиться. Все спешащие, резкие движения уступают выразительно-медленным и царственно-величественным однозначно. Допускаю даже мысль о том, что делалось это специально, дабы выработать у фараонов нужную манеру держаться.

шляпка 

Мода менялась. Эталон красоты тоже. Демократичность и универсальность стали свойственны моде буквально в последние десятилетия. А вот знатным горожанкам Европы Средневековья предписывалось носить такой головной убор, как генин. Генин — высокий конусообразный убор (высотой примерно около 1 метра). Предполагают, что генины придумала и ввела в моду в 1395 году Изабелла Баварская. Лишь через сто лет он исчез из одежды светской, но не перестал существовать совсем, его стали носить масоны. Пожалуй, страсть к такого рода головным уборам стала редким примером парадоксального влияния модного костюма на моду в архитектуре. Ведь для того, чтобы знатная дама могла войти в здание, стало необходимым увеличить высоту дверных проёмов. В социальном и бытовом смыслах опять же очень удобно — сразу видно, особа какого статуса «вхожа» (буквально) в то или иное помещение. Впрочем, готический стиль предполагает стремление вверх в любых категориях.

индивидуальный стиль

Сегодня, конечно, не высота и пышность головного убора являются определяющими статусность дамы и её приверженность модным направлениям. Но кое-что из тех времён всё-таки сохранилось. И хотя ныне идеология гендерного равенства диктует свои законы, я глубоко уверена, что настоящая женственность будет всегда более привлекательна для противоположного пола, чем унисекс. Давайте обратимся к статистике. Здесь налицо удручающая картина — проблема одиноких женщин стоит на сегодня крайне остро. Вопреки распространенному мнению, девочек на свет рождается меньше, чем мальчиков. По словам Валерия Елизарова («НИ» заведующего лабораторией экономики народонаселения и демографии экономического факультета МГУ), речь идет о соотношении приблизительно 100 к 106. «Однако уже к 30 годам происходит выравнивание числа мужчин и женщин, а после этого возрастного рубежа наблюдается явный перевес в пользу прекрасной половины человечества», — отметил собеседник «НИ». Многих мужчин губит злоупотребление алкоголем, часть из них погибает в автомобильных катастрофах, в результате бытовых драк и вооруженных конфликтов. Именно этим, по словам эксперта, и объясняется наблюдающееся сегодня массовое одиночество женщин. «К среднему возрасту конкуренция становится очень высокой. Поэтому даме после 30 отыскать достойного жениха с каждым годом становится все труднее и труднее», — говорит г-н Елизаров.

«Следовать моде — смешно, а не следовать — глупо.» 

Коко Шанель.

С увеличением скоростей и ритмов современного мира, заметной стала тенденция на уменьшение головного убора. Двадцатый век окончательно распрощался с романтикой серебряного, девятнадцатого. А войны и революции начала века диктовали моде не только длину и пышность юбок. Шляпки, времён НЭПа уверенно распрощались с широкими полями. Они стали компактными и удобными для передвижения на общественном транспорте и в автомобиле. 

женственность

красота

Скажем, что и теперь широкополую шляпку можно увидеть по большому счету только на отдыхе, на пляже, ну и разве что на сцене. Да, технократический путь развития общества всё более и более делал женщину феминисткой, уравнивая её в правах с мужчиной, но при этом и обезличивая, лишая её женственности. Многолюдность развитого мегаполиса не терпит излишеств. Здесь становятся существенными такие категории, как удобство, необходимость экономии времени. Городской стиль зачастую составляют теперь спортивная обувь и одежда, джинсы. Эта, своего рода униформа, не имеет ни пола, ни собственного лица.

мода

И я вовсе не против, сама ношу джинсы с удовольствием, но не заигрались ли мы в равенство? Не сотворил ли излишний феминистический порыв с нами злую шутку? Я это всё к тому, что иногда мы забываем, что значит быть женщиной в глобальном, биологическом, сакральном смыслах. Опустим привычную всем трактовку о предназначении женщины - быть матерью, остановимся на сакральном. Часто ли надевает современная женщина юбку? А ведь юбка — это обязательный атрибут женственности. И не потому, что это красиво. Ношение юбки имеет свой магический смысл. Женщина устроена так, что получает энергию снизу, от Матушки Земли. Это энергия материи, в том числе выражаемая и во всех материальных благах — недаром Земля олицетворяет собой изобилие, выраженное в плодах, которые она дала. Матка — это сосуд, где накапливается женская энергия. У мужчин этого органа нет, им некуда накапливать энергию с такими качествами, потому они могут получить ее только от женщин. Но когда женщина одевает брюки и джинсы, она тем самым перекрывает себе энергетический канал связи с Землей, зажимает все органы малого таза, закупоривает движение крови и энергии, оставляя свой священный сосуд пустым. И ей нечем делиться. В итоге получается, что на тонком уровне нарушается обмен энергиями, женщина питает свой дух, укрепляя и усиливая его по мужскому типу, и взаимодействует с мужчиной как мужчина.

Так о чем это я... О головном уборе. Вот! Как тут не вспомнить русский народный костюм?! Как мудры были наши предки, наряжая невесту в кокошник и как сильна была женщина своей женской природой! Так вот... надеюсь замысел моей статьи становится более-менее понятен. В социальном, визуальном, сакральном смыслах женщину делаю женщиной манера держаться и манера одеваться. Прибавьте сюда наличие вкуса, способность разбираться в стилях и модных тенденциях, а также, что, пожалуй самое главное — умение и чёткое знание того, что именно тебе идёт, что создаёт твою индивидуальность. Пожалуй, наличие шляпки в наше время тождественно осознанию собственно себя женщиной. 

Ударим шляпками по унисексу и отсутствию индивидуальности!

Автор.

Пусть это похоже на некий вызов, но я за юбки, шляпки, кружева!

Давайте посмотрим-ка теперь, кто же носит индивидуальный головной убор, то есть шляпку сегодня. Это малоизвестные широкой публике принцессы и другие члены королевских семей Европы и Японии, их окружение. Почему? Да потому, что шляпку, как и корону нужно носить достойно! Вот вам стиль, вот осанка, культура одеваться, если хотите. Королевские скачки славятся, прежде всего как повод «выгулять» очередную шляпную обновку. Все светские мероприятия, свадьбы и приёмы не обходятся без неё — без шляпки). Традиция носить шляпки в Великобритании, Нидерландах, Монако, Швеции, Дании, Испании, Японии сохранилась в наши дни, и это не случайность.

Красота, проверенная временем, всегда актуальна!

Комментарии (39)
Добрый день! Достаточно позновательная информация... Благодарю! :-)))

Очень люблю красивые женственные шапочки, но к сожалению в них сейчас не ходят. Как-то в Париже я купила себе очень красивую шляпу со сложными полями и букетом очаровательных цветов. Решила щегольнуть в ней дома. Еду в автомобиле и понимаю, что могу стать виновницей ДТП, так как мужчины водители просто шеи сворачивали, разглядывая мадам в шляпе от кутюр.А как увидела лица гаишников, то поняла, что шляпу надо срочно снять. Так и пылится у меня на полочке. А так жаль!

Vintage-cafe 10.09.2016

Что и требовалось доказать - мужчины реагируют на даму в шляпе.

Ну а с ГАИшниками это, конечно неувязочка вышла(

{#}немного отойти от темы (о феминизме...). "Феминизм — до первого достойного мужа, коммунизм — до первого личного капитала, атеизм — до первой тряски в самолёте"{#}. По моему глубочайшему уразумению (пришедшему с возрастом) мужчины и женщины не РАВНЫЕ, мы - РАЗНЫЕ, тем и создаем общую гармонию. За тему - спасибо, надо будет на осень еще шляпку купить!

Страстоцвет. 07.09.2016

Конечно разные, абсолютно согласна, и это прекрасно, и это надо подчёркивать! Но почему мы не равные-то? убей не пойму! Неужели кто-то хуже или лучше, у кого-то прав больше, а у кого-то меньше? Слово равный имеет значение не одинаковый во всём, а одинаковый по какому-либо признаку (см. словарь). Феминизм борется за одинаковые права женщин и мужчин, а не за равные обязанности, не за их похожесть, не надо мешать всё в одну кучу. А за фразу "феминизм - до первого достойного мужа" спасибо! Пойду, расскажу мужу, что:

1. муж у меня недостойный;

2. я неправильная феминистка, ибо в глазах продвинутого общества каждая нормальная феминистка, должна выкинуть каблуки, платья, юбки, ненавидеть мужиков, выйти на работу и строить карьеру, пить, курить, материться, постричься под машинку и носить такую же шапку, что и муж {#} и уж тем более не сидеть ночами над вязанием, вышивкой очередной шапочки или сборкой браслетиков.

Vintage-cafe 07.09.2016

Конечно, Вы правы. Разные, ещё какие разные.

Потому и уравновешиваем друг друга, правильно)

Очень спасибо, Ирэн{#}

Бальзам не тема , ударим шляпками по феминизму!!!{#} больше шляпок...ещё больше!!!!

Страстоцвет. 07.09.2016

По феминизму надо не шляпками, а личным примером)))). Откажитесь от всех благ, предоставленных вам феминизмом и дочерям своим запретите: голосовать, учиться, пусть рожают в 16 и замуж выходят не по собственной воле, а по отцовсокому распоряжению. Ни водительских им прав, ни родительских, т.к. согласно дофеминистическим порядкам, право распоряжаться судьбой членов своей семьи у мужчины-главы семьи, а не у матери. Так же приветствуется отказ от частной собственности, не было её у женщин в европейских странах и Америке примерно до середины 19 века. Как говорит народная мудрость наших предков: "Курица не птица, баба не человек"

А шляпы и образы на фото, у Вас шикарные, и я всеми руками и ногами за такую женственность и красоту. Но давайте будем объективны, к чему это мракобесие по отношению к феминизму, как таковому?

Vintage-cafe 07.09.2016

Наташ, да никакого мракобесия, если Вы читали - сама ношу джинсы...и размышляю на эту тему , просто РАЗМЫШЛЯЮ - ...а не заигрались ли мы?..", чтож Вы так набросились-то? Я такая же как и Вы , как и все мы, вот хотела хоть ненадолго вытащить наши... из штанов, так тут такое началось....Обидно, что Вы меня не поняли. Речь шла не о правах и достижениях, а о внешнем облике женщины, и тут всё-таки она должна отличаться о мужчины. В этом я убеждена абсолютно.

А Вам спасибо, что не бросили , ответили... и продолжили, зацепило значит...

Элеонора Д 07.09.2016

{#}Не надо искать какие-то" оправдания" и " подтверждения" , что Вы такая же как все . Не обращайте внимания на тех, кто не понял. Это прекрасно, что не такая, прекрасно что та носит джинсы, та носит шляпки, та волосы покрасила в кричащий цвет и ... Это ШИК. Мы все шикарные Российские девушкин, женщины, дамочки ... Не зря иностранцы едут за нами в Россию. С ув. Элеонора

Vintage-cafe 08.09.2016

Элеонора, Вы правы, каждому своё.

СПАСИБКО!{#}

Ну уж, зачем же в другие крайности?! К этому никто не призывал{#}

Vintage-cafe 07.09.2016

Благодарна за поддержку, знаю Что в Вашем случае, Алина, личный пример налицо.

Прекрасные творения, тонкие, высокохудожественные! Браво!{#}

Vintage-cafe 07.09.2016

Благодарю всех за участие и интерес к теме. Выбор за каждым из нас, что и говорить...

Мода 21 века демократична и эклектична как никогда. И город с его скоростями живёт своей жизнью, НО как прекрасна женщина, хранящая свою тайну...

... И каждый вечер, в час назначенный,
(Иль это только снится мне?)
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
И странной близостью закованный
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.
И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.
В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.

А. Блок

Или вот ещё :

…Пусть заедает суета,
И угрожает стресс,
Но дама в шляпке, господа,
Совсем не та, что без…

Кому принадлежит авторство - не знаю

Ирина 06.09.2016

"Кабы я была царица......." Да, и шляпки носила бы, и кружева, и каблуки, и сумочку такую мааленькую, и даже..... страшно сказать......ДИАДЕМУ!.......

А так, по жизни, например сегодня - до трамвайной остановки, трамвай, метро с пересадкой.... вечером до метро, две пересадки, опять в метро, одна пересадка, догнала уходящий автобус (быстро бежала, однако, молодца!), от остановки по дворам - и домой! За спиной рюкзачок - осанку царскую вырабатываю.

"Кто тут последний в цари(цы)? Никого? Так я первый(ая)!".....

Элеонора Д 06.09.2016

Спасибо за тему в публикации. Хочется добавить, что у нас не закончилась мода на шляпки. Я их делаю очень давно и до сих пор обращаются покупатели прежних лет . Лия Ахиджакова никогда не появляется без шляпы , она так ей идёт . У меня есть одна " поклонница" моего творчества, у которой 300 шляп, для хранения есть отдельное отделение в гардеробной. Правильно подобранная шляпка или шляпа очень придаёт любой женщине, девушке статусности., заметного внимания мужчин.

Vintage-cafe 07.09.2016

Элеонора! Рада Вам, спасибо)

Vintage-cafe 08.09.2016

Дорогая, Iren, допускаю, что при изучении архитектуры никому и в голову не приходит изучать историю костюма. Однако, напротив, при изучении моделирования и проектирования костюма изучается как раз связь между этим и другими видами искусств. Ни коим образом не хочу умалять Ваши знания, однако, вот, нашла кое-что из достоверных источников, может быть и какому-нибудь знатоку архитектуры пригодится:

"...Особенно тесной и органичной является взаимосвязь костюма и архитектуры, что находит выражение в единстве образного решения, похожести силуэта, закономерностях пропорционального внутреннего членения формы и т. д. Не случайно в древности одежду называли «домом для человеческого тела», подчеркивая тем самым родство между двумя видами творчества — зодчеством и костюмом.

Действительно, ни с каким другим родом искусства костюм не может быть так близко сопоставлен, как с архитектурой. Костюм — не живопись, хотя живописные качества ему присущи. Костюм — не скульптура, хотя, занимаясь формообразованием, дизайнер создает объемно-пространственную структуру. В одежду же мы «входим», как в архитектурное сооружение, она ограничивает наше тело, служа ему защитным футляром..."

Подробнее здесь:

Т.О. Бердник "Моделирование и художественное оформление одежды".

Об авторе можно поинтересоваться на официальном сайте СКФУ, где кандидат философских наук, профессор декоративно-прикладного искусства и костюма, Татьяна Олеговна Бердник и трудится.

От себя добавлю, что статья не претендует на статус научной, исследовательской, это всего лишь повод обратить внимание на то кто мы сегодня, кем были наши предки, может быть посмеяться над собой. Видимо доля юмора, заложенная в ней доступна только избранным.

Страстоцвет. 06.09.2016

традиционная женская одежда народа, который знает о чакрах и энергиях практически всё

Вот она - настоящая ведическая женщина

Vintage-cafe 07.09.2016

Благодарю за красочное продолжение темы{#}

У нас на телевидении есть ведущая Катя Осадчая- у неё каждая шляпка -шИдевр))

Vintage-cafe 06.09.2016

Превосходно! Вот - человек нашел себя, красиво подчеркнув свою индивидуальность.

Спасибо большое за фотодополнение{#}{#}

Спасибо! Прочитала с интересом, соглашусь по всем пунктам.

Лет 7 назад вязала 2 одинаковых шапки- одну для дочки, а другую для ее знакомого парня, вот когда я удивлялась, что "точно такую же"))) Спасибо вам публикацию и красивые фотографии{#} Ваши шляпки- супер!

Vintage-cafe 06.09.2016

Спасибо, Татьяна! Да-да всё это и происходит-то вроде незаметно. Исподволь. Однако, есть, я думаю повод задуматься. Причем без навязывания мнений, так темка для размышлений.

К шляпе, оказывается, привыкают легко и быстро.

Тетя моя начала их носить после 50, но так свыклась, что свое лицо без шляпки уже не воспринимала.

Другие тоже.

Vintage-cafe 06.09.2016

Спасибо большое. Именно. привыкают потому что и времени то прошло не так много с тех пор как.... Я помню свою маму в 60-е г. на фото в шляпке. Очень развита культура ношения этого головного убора в Москве и Питере. Там дамы так прекрасно умеют преподнести себя в шляпках. Думаю, это наследственное от бабушек-пробабушек. Очень не хотелось бы терять такую красоту с уходом поколения.

Спасибо за интересный материал и красивую подборку фотографий! Безусловно современная одежда уравнивает мужчину и женщину. Да,хочется юбку и шляпку И красивую укладку и маленькую сумочку. И часто в шкафу висит ТО самое заветное платье и нарядные туфли... С мыслью : в театр обязательно надену.. И, знаете ,надела платье в театр.. и была одной из немногих НЕ в джинсах... Сейчас в театр бегут после работы ,а туда редко наряжаются..

К сожалению современная сумасшедшая жизнь заставляет надевать удобную одежду ,потому что в транспорте жарко и тесно ,и бежать в толпе удобно в куртке и кроссовках... Но попрежнему в шкаф повесила красивое платье... в театр ,например..{#}

Vintage-cafe 06.09.2016

Непременно должно быть платье и юбки. А ещё шляпки к ним. Попробуйте провести эксперимент, надев шляпку. Вы заметите совершенное иное отношение к себе. В хорошем смысле, конечно{#}

Only you... 07.09.2016

Вспомните, как же приятно было чувствовать себя одной из немногих в платье, в театре!

Прямо как Жемчужина на бархате... {#}

В театр только на такси (или в карете)))!!! Доставьте себе радость... и радость другим, украсив своим присутствием это культурное мероприятие!

Какой уж тут общественный транспорт может быть???

Vintage-cafe 08.09.2016

Лена! Видимо нас прибило не на шутку. {#}

И жемчужиной на бархате никто особо чувствовать себя не стремится,.. собственно по этому поводу и статья....

Спасибо за поддержку{#}{#}{#}

Спасибо, очень интересно было почитать и посмотреть! Любопытно, как некоторые шляпки держатся на голове, может их приколачивают{#}?

Vintage-cafe 06.09.2016

{#}{#}конечно не двусторонним скотчем приклеивают{#}

Всё довольно просто - шляпка не слишком тяжёлая, крепится она через всю голову шляпной резинкой, которую можно легко спрятать в прическу., крепление может быть и с помощью невидимок, шпилек, продетых в специльные петельки, а может крепиться на ободок.

Спасибо{#}

Напомнили анекдот:

"Девочка! Ты же лысая, но какой большой бант у тебя на голове! Как же он держится?"

Девочка, хмуро: "Как прибили так и держится!..."

Vintage-cafe 07.09.2016

Спасибо, {#}

В целом со статьей согласна. И шляпки и юбки нужны и важны. И носила бы, если бы не колготки. О, это ужас, они постоянно рвутся, соскакивают, да и стОят достаточно дорого. За статью спасибо, напомнили, что в шкафу висят пара новых платьев.

The CHM VINTAGE 06.09.2016

Согласна с вами на все 100%! Сама замечаю, что в гардеробе стало больше джинс и брюк! Надо что то с этим делать!

Спасибо большое за публикацию! Интересный исторический экскурс! Красиво и очень женственно!