Мастер-класс по живописи: пишем маслом натюрморт «Две осенние подружки»

Найди все необходимое в разделе материалы для творчества
Мастер-класс по живописи: пишем маслом натюрморт «Две осенние подружки» | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Осень — не повод для меланхолии и грусти. Осень — повод в очередной раз удивиться буйству красок и создать нечто прекрасное, например, яркую и теплую  картину с тыквами, символизирующими долголетие, изобилие и процветание!

Предлагаю по мотивам вот этого прекрасного фотонатюрморта Елены Татульян написать масляными красками картину "Две  осенние подружки":

мастер-класс по живописи

Будучи  абсолютным профаном  в живописи (а это было не так давно, чуть более года назад),  я была глубоко  уверена,  что  картину маслом пишут исключительно  кистями из щетины.  Теперь мне очень смешно вспоминать  мои первые  представления о живописи, так как я узнала и испробовала на собственном опыте, что  картину маслом можно создать вообще без какого-либо подручного материала (не считая рук, конечно).

Поэтому,  моей задумкой  при подготовке  ряда  мастер-классов  является  доведение до начинающего художника основных распространенных техник, приемов  и способов  написания картины масляными красками, при помощи которых он без страха  и с достаточной уверенностью сможет начать свое увлекательное путешествие в волшебный мир живописи.

Новичку-художнику зачастую трудно  выводить формы  правильными  контурными линиями.  Поэтому, сегодня  я предлагаю  попробовать применить  весьма интересную технику  в живописи  "от пятна" .

Степень сложности работы — средняя, так как требует  некоторых навыков работы с масляными красками, с которыми я вам  обязательно помогу справиться.  На самом  деле,  техника написания  картины, которой  мы сегодня  воспользуемся, весьма  необычная  и очень  подходит  для начинающего художника. Эту технику  я подглядела в интернете, просматривая  отрывки из мастер-классов Елены Ильичевой. 

Продолжительность работы — в среднем 6 часов, чтобы  создать достаточно приличный шедевр, а уточнять его можно потом при желании до бесконечности, хотя мне часто нравятся именно незаконченные работы. И еще пару часов понадобится на уточнение деталей и высветление  некоторых участков  после того, как картина подсохнет (через день-два или более).

Все, что  понадобится  для данного мастер-класса, подробно изложено в предыдущем мастер-классе. Вот ссылка:

http://www.livemaster.ru/topic/1952873-kak-napisat-maslom-fantazijnyj-buket?vr=1&inside=1

Ничего нового, за исключением пары мужских  носков,  нам не понадобится.  Да и то, можно обойтись  без них, а использовать простую  хлопчатобумажную тряпочку,  так как, оказывается,  у некоторых  людей  бывает носкофобия. Дело  в том, что надетым на руку носком  очень удобно  выбирать  лишнюю  краску  с холста (сегодня у нас именно такая техника  написания картины). Однако,  я лично знакома  с людьми, которые  категорически  отказались надевать  носок  на руку, заявив, что у них носкофобия.  И  я уважаю  их мнение  и выбор.  Мы обошлись  простыми тряпочками.

У меня же никакой  фобии нет,  к тому же, искусство требует  жертв! Кстати, из уважения к  чувствам ценителей искусства  я  использую только новые  носки из магазина.

Кроме того,  для  данной  живописной техники  желательно  подобрать  холст,  который  не сильно втягивает в себя краску.  Из всех  магазинных холстов,  которые  я использовала,  для этой  техники  идеально  подходит  вот такой  холст  на картоне, размером  50 х 70  см. (можно взять холст  поменьше, к примеру, 40 х 50 см.).

пишем картину маслом

Масляные краски  ("Мастер-класс")  в этой  картине  я использовала  следующих цветов: белила титановые, кадмий желтый светлый, кадмий желтый темный, охра желтая, кадмий оранжевый, кадмий  красный темный, ультрамарин,  марс коричневый темный прозрачный, изумрудная,  араратская зеленая, индийская желтая.  Можно  обойтись и простыми базовыми цветами.

осенний натюрморт

Рекомендую  перед  началом  работы  смазать  руки  простым кремом  для рук  (если  не работаете  в перчатках),  так как  используемая техника достаточная  маркая, а крем для рук позволяет легко смывать краску с рук.

Мастер-класс  оформлен не объемно, в картинках (фотографиях), дабы  показать Вам основные  этапы работы над картиной  и не перегружать вас  лишними деталями и информацией.

1.  Первый этап  работы.

Выдавливаем  на  холст  краски  из тюбика. Стараемся  по краям  и углам  холста  выдавить больше краски светлых (теплых) цветов (оттенки желтого, оранжевого, охры), а  в середину  добавить  еще  (в числе желтых оттенков)  на место будущей  оранжевой  тыквы — кадмий красный,  а на место  будущей  зеленой тыквы — изумрудную, араратскую зеленую,  марс коричневый. Можно  особо  не задумываться,  а просто выдавить  краску  на холст почти  в  шахматном порядке.

купить картину маслом

2.  Придавливаем  краску  мастихином.

оранжевое настроение

3. Лезвием  от  канцелярского  ножа,  которое  держим почти параллельно к  холсту,  распределяем  краску  на холсте короткими движениями (работайте очень осторожно и во избежание травм, не забывайте,  что лезвие  очень острое  и им можно порезаться).

натюрморт с тыквой

Должно  получиться  примерно  так.

натюрморт с кувшинами

Далее, тем  же  канцелярским  лезвием аккуратно  распределяем  краску  сверху вниз в одно  движение.  При  этом, на лезвии остается краска,  которую  нужно снять  либо о край холста, где краски недостаточно,  либо вытереть  о тряпочку.  Постарайтесь  на этом этапе сильно  не  перемешивать краску  на холсте, а  одним движением сверху вниз выравнять ее,  и так  дойти до конца холста параллельными  дорожками:

как рисовать маслом

Сразу хочу  обратить  внимание, что у Вас, скорее всего,  как показывает  мой опыт,  может  получиться  совершенно  другая  гамма  на холсте.  Не  обращайте на это внимание!  У всех  получаются  абсолютно разные картины  с абсолютно разными  цветовыми пятнами,  и в этом  их неповторимость и прелесть!

4.  Делим  фото,  с которого пишем натюрморт,  на четыре  части, чтобы  проще было соблюдать пропорции при переносе рисунка на холст (я просто перегибаю  фотографию два раза вдоль и поперек). 

осень 2016

Мастихином, обратным концом кисти   или пальцем  намечаем очертания  будущих  тыкв   и края стола:

две подружки

5. Надетым  на руку  носком  либо просто тряпочкой,  обернутой вокруг пальца,  начинаем  выбирать (стирать)  краску  со светлых  участков  будущей  зеленой тыквы (при этом,  работает  осторожно,  постепенно делая  переходы  от темного  к светлому месту).  При этом,  самые  темные места  не трогаем вообще.  Самое  главное в этой технике — выбирайте краску с холста короткими движеньями,  не размазывайте  сразу большие участки на холсте, постоянно меняйте испачканный  кусочек тряпочки  или носка  на чистый участок,  перемещая материал в руке:

осень 2016

две подружки

Аналогично  высветляем (выбираем  краску)  со светлых  участков  будущей  оранжевой  тыквы,  а также  протираем  краску,  где  будет  стол.

 Работайте  уверенно,  не бойтесь  снять  лишнюю  краску,  ведь  ее  можно  потом снова добавить,  но уже в чистом цвете!

6.  Шестой  этап можно  пропустить  и не делать.  Я же взяла  лист  газеты  за серединку  и легкими  движениями, чуть-чуть  касаясь  краями  газеты холста,  прошлась  по его углам,  слегка  замутив  краску  и  создав  еле заметные полосочки:

7.  Делаем  тень  под тыквами  и  в ложбинках  самой тыквы.  Для  этого  я сделала замес  из ультрамарина и  кадмия красного  темного,  где-то добавила марса коричневого, где-то — араратской зеленой.  Полученную  темную  краску  при помощи  кисти нанесла  на холст, а затем  в некоторых местах разровняла рукой (можно сухой кистью, слегка касаясь холста).

Вот теперь  можно  и передохнуть, отмыть руки, попить  чайку  или вообще отложить работу на следующий день,  так  как  основа картины  заложена.

8. Далее делаем  на холсте  чистые  замесы  краски  для  высветления  светлых  участков тыкв (светло-оранжевые, светло-желтые, светло-зеленые и даже голубовато-зеленые). 

У меня  получилась  вот  такая палитра.

После  чего,  кистью  наносим  светлую  краску  на  заранее  протертые нами  участки.  Стараемся  кистью касаться холста слегка,  короткими движеньями,  не закрашивая  полностью  все участки,  а как бы  создавая рябь:

Аналогично,  в теневые места  добавляем темно-зеленую краску, изумрудную, красно-коричневую  и так далее.  Чем  больше оттенков  Вы  используете,  чем  плавнее сделаете переходы по тону,  тем  живописнее будут  Ваши  тыквы!

Между  делом  можно  доработать  фон,  если вам  не нравятся  какие-то нюансы  или пятна.  Я,  например, высветлила фон  из-под черенков  тыкв,  добавив  прямо на холст краску (желтую и охру)  и слегка  придавила ее лезвием.

Также  добавляем цветные пятна на освещенную плоскость стола. Края стола  я оставила размытые.

9.  Переходим  к  веточке  облепихи и ягодкам  на столе. Мне  захотелось  сделать веточку не такой  густой,  как  на фото. Использовала  кисть № 4  и краску марс коричневый темный прозрачный.

Дорисовываем листочки.  Они простой  продолговатой  формы  и не должны  вызвать сложности в написании.

10. Делаем  ягодки  облепихи  на заднем плане,  применяя  для этого  краску более темных оттенков (я добавляла марс  коричневый к оранжевой и желтой). Кстати, ягодки  очень удобно  рисовать  пальцем, как бы ставя отпечаток краски на холсте  или  полукруглой кистью № 4.

Поверх этих темных  ягодок  проставляем  ягодки переднего плана  более  светлых  и ярких  оттенков.

Между делом  я нарисовала  тень  под листочками, ягодками,  высветлила край стола  и края листочков.

Теперь  можно  полюбоваться  своей  работой  и передохнуть.  Дело в том,  что  с  ягодками  я поработала бы более тщательно, но  пока краска  свежая,  она не дает возможности  выполнить задуманное.  Через день-другой,  когда краска  подсохнет (встанет),  можно дополнительно  прорисовать  ягодки,  сделать тени, полутени,  блики,  поработать  с другими недостатками  на картине,  которые  видны  при более тщательном рассмотрении.  Но  и на этом этапе  картину  можно  считать законченной!

11.  На  следующий  день,  когда краска подсохла,  я еще  чуть-чуть  поработала  с ягодками. Более  мягкой кисточкой  выровняла  поверхность  ягодок,  высветлила ягодки на переднем плане, поставила блики (где-то  просто белилами,  где-то в тени — разбавленными  белилами  с желтой и оранжевой краской).  Добавила еще более светлый цвет  в некоторые листочки.

Работа  окончена!

Не забудьте поставить свою подпись (в любом случае, это только ваша картина, выполненная вашими руками, с вашим личным подходом и личными авторскими нюансами)!

Буду рада, если вам понравится и пригодится данный мастер-класс!

Присылайте ваши картины, написанные на основе этого мастер-класса. Мне будет очень интересно полюбоваться вашими твореньями!

С уважением, Наталья.

Комментарии (17)

А разве это допустимо? Делать МК по технике Ильичевой и даже не упомянуть об этом?

Я как раз по тексту в статье сослалась на мастер-классы этого замечательного художника! Если есть желание - перечитайте мой мастер-класс...{#}

Как хочется попробовать! Сохраняю себе и обязательно соберусь) спасибо

Какая интересная техника! Замечательный МК!

Спасибо большое!

Такую технику нанесения краски и проработки фактуры разработала известная художница из Одессы Елена Ильичева. "Носки" - ее пикантная авторкая задумка.

И ваша работа в такой технике получилась очень эффектна!{#}Картина дышит жизнью, а тыквы - как живые!{#}

Спасибо всем за поддержку!

"Felt Style" Елена 18.09.2016
И я впервые увидела такую технику! Очень вдохновляющий МК. Спасибо!

Какие тыковки! Яркие и сочные!!!!!!!!!
И техника интересная, маслом так обычно не рисуют. Обязательно попробую!{#}

ARTsonet 18.09.2016

ого какая веселая техника! Фотографы, наверное, назвали бы ее светописью, рисунок строится на построении объема светом.. здОрово! И для начинающих отличная техника, боязнь чистого листа просто выключается из сознания Отличная идея, обязательно попробую, может и ребенка подключу Спасибо!

Не смогла проголосовать за Ваш мастер-класс, уже отдала свой голос, но все равно идея отличная, такой осенний антистресс!

Спасибо! Я рада, что Вам понравилось! Техника действительно веселая, и при любом раскладе получается интересная картина!

Какая интересная техника, не знала, что такой способ есть. Замечательный результат получился!{#} С удовольствием голосую за Ваш Мастер-класс! Удачи в конкурсе!

Спасибо! Мне очень приятно!

Как здорово! Не знала о такой замечательной технике! Нужно обязательно попробовать, осталось лишь выкроить время)) Спасдеда за МК и удачи в конкурсе!

Спасибо большое! Техника действительно очень увлекательная!

Мечтаю научится рисовать. И тут Ваш МК. Добавила в избранное. Буду тренироваться. Спасибо!!!!

Так Вы же и так все умеете! Я побывала в Вашем магазинчике и в полном восторге от этого! Чудесные творческие вещи сделаны Вашими руками!

Рубрики мастер-классов