История искусства канзаши

Родоначальницей канзаши (или канзаси) стала Япония. История  канзаши уходит корнями в далекий 17 век. Около 400 лет назад в Японии изменился стиль женской прически: женщины стали укладывать волосы в затейливые и причудливые формы. Для этого они использовали различные предметы — шпильки, палочки, гребни, сделанные из разнообразных дорогих материалов.

Именно тогда простые расчески, гребни, шпильки превратились в изящный необыкновенной красоты аксессуар, который со временем стал настоящим произведением искусства. Очень часто цена канзаши в разы превышала стоимость кимоно.

Глядя на женскую прическу, можно было сказать к какому социальному классу принадлежит женщина, ее возраст, замужем она или одинока, и, даже сколько у нее детей. Таким образом, украшения для волос стали играть очень важную роль в гардеробе японской женщины.

Наибольшего расцвета искусство канзаши достигло во второй половине XVIII - начале XIX вв. Именно тогда появились различные разновидности канзаши :

тама-канзаши - "украшение-шарик". Это - шпилька, украшенная шаром из коралла, нефрита, агата или кости;

бира - "развевающиеся канзаши". Изделие из серебра в виде птиц или бабочек, украшенное свисающими цепочками;

 бира-бира - подвески для прически в форме веера со свисающими металлическими полосками. Бира-бира особой формы носили принцессы. ёситё - раздвоенные плоские шпильки, изготовленные из черепашьего панциря. Замужние женщины носили одну ёситё на виске, гейши - две и более ёситё, но тоже на висках. Юдзё (проститутки)  - множество, и в разных частях прически.

И, конечно же цумами-канзаши. Последние представляли собой сложные, многоярусные  аппликации и даже гирлянды из цветов, листьев и бабочек. И все это было выполнено из шелка.

Главное отличие цумами-канзаши - в кропотливой  технике их изготовления.  Для этого шелк нарезался на маленькие лоскутки, которые особым образом защипывались в треугольные лепестки. Затем из таких заготовок собирались целые композиции.

Для производства цумами-канзаши обычно использовался китайский натуральный шёлк ручной выделки. Зачастую мастер сам окрашивал его в необходимые цвета и оттенки.

Таким образом мастера получали из шелка композиции, в которых без труда узнавались разнообразные "живые" цветы - нарциссы, розы, ирисы,  хризантемы, цветки сакуры или персика. И обязательно -  бабочки и стрекозы.

Не удивительно, что со временем такое необычное искусство приобрело популярность и в других частях света. Европейские женщины оценили тонкость и изящество техники, позволяющей превратить кусочки шелка  или атласные ленты в необычайной красоты цветочные композиции.

Постепенно канзаши стали элементами декора одежды, бижутерии, всевозможных аксессуаров, а также дизайна интерьера. Их используют для украшения сумочек и косметичек, прихватов для штор и декоративных подушек, шкатулок, рамок и фотоальбомов. Шелковыми цветочками украшают колье и сережки, подвески для мобильных телефонов и браслеты.

Да и формы канзаши из традиционных цветов и бабочек стали куда более разнообразными - тут и короны, и снежинки, и целые скульптуры, собранные из разноцветных шелковых лепестков.

В написании текста использовались материалы из интернета.

Комментарии
Комментариев пока нет