Уроки дизайна вышивки. Урок 7. Работа с калькой

Найди все необходимое в разделе материалы для творчества

Урок 7. Работа с калькой (или бумажный графический редактор)

На этом уроке мы будем воплощать наши идеи в реальность. Мы изучим старинный забытый метод, взятый из монускриптов докомпьютерной эры.

Большинство из нас привыкло ощущать себя в трехмерном пространстве. Кроме того, мы воспринимаем окружающий нас мир как совокупность отдельных элементов, которые могут занимать различные положения в этом трехмерном пространстве. С практической точки зрения - это довольно удобная концепция, позволяющая людям «творить» что-то в материальном мире. Задача для нас, как для товорцов, на сегодня - создать рисунок для вышивки. Что такое рисунок? Можем предположить, что это скорее всего не скульптура. То есть рисунок это что-то, что выполнено на плоскости, а следовательно, не имеет физической глубины (есть, конечно, глубина визуальная, но не о ней сейчас речь). На плоскости есть только измерения длины и ширины, т.е движения вправо-влево, вверх-вниз и их сочетания.  Вот этими-то возможностями мы и воспользуемся. 

рисунки для вышивки

Как обычно, для примера, возмем какой-нибудь чудесный букетик. Например, такой, как на рисунке вверху. Достаточно сложное сплетение цветов, стеблей и листьев. Но, ведь в реальности прототип этотого букетика был создан из отдельных простых цветочков, мы просто собрали их вместе. Какой-то из них оказался ближе к нам, Какой-то дальше, правее или левее. Давайте разберемся, т.е. разберем букетик на цветочки :)

рисунок

Получим вот такой набор элементов. Помните, в первом уроке мы говорили о «ботаническом конструкторе» — вот еще один его вариант. Это детали конструктора. Точнее, пока только чертежи. Теперь мы можем из них конструировать самые невероятные композиции и узоры.

вышивка

Возьмем прозрачную кальку и переведем изображения каждого цветочка на прямоугольный или квадратный листок подходящих размеров. То есть сделаем карточки из кальки с изображениями цветов. Это можно сделать с помощью фломастеров или карандашей, да даже с помошью шариковой ручки. Одна карточка — один цветок или листок, или группа листочков.

Раз есть детали, должен быть склад. Проведем на нем инвентаризацию и присвоим каждой детали свой индекс. Например, цветочки и листочки проиндексируем строчными латинскими буквами.

На хорошем складе должен быть запас деталей. Сделаем несколько копий каждой карточки. Все, теперь наш завод по производству декоративных композиций готов к работе на полную мощность. 

Приступаем к сборке узлов наших композиций. Узел — это соединенные между собой несколько деталей. Например, возьмем детали l, i, b (см. первый рисунок внизу). Соединив их (то есть положив  карточки из кальки одну поверх другой), мы получим небольшую композицию. Зафиксируем карточки вместе с помщью клея, скотча или даже кусочков пластилина на основании из кальки. Теперь мы можем использовать полученную композицию уже как отдельный элемент, можем присвоить ему свое имя, например заглавную букву А. Проделаем те же операции с другими деталями и получим узлы В и С (см. второй рисунок внизу). 

декорирование                       узор

Посмотрите на следующий рисунок. Мы использовали узлы А и С для получения более сложной композиции. При этом, как видно на рисунках ниже, все те же узлы А и С дают нам возможность создавать существенно отличающиеся композиции всего лишь поворачивая и перемещая элементы друг относительно друга. 

орнамент

вышивка лентами

вышивка гладью

Используя большее количество прозрачных карточек — узлов, располагая их лицом вверх или переворачивая, мы получаем безграничные возможности для их комбинирования. Далее вы видите уже сложную цветочную розетку, составленную из нескольких узлов А, В и С. Сверху, в середине розетки добавлены три крупных цветка клевера и листок, чтобы закрыть переплетение стеблей и акцентировать внимание на центре.

вышивка бисером

Перегруппировав элементы, получаем новый вариант букета. Мы рассмотрели способы конструирования свободных композиций. Далее потренируемся с симметричными построениями.

интерьер

Для симметричных композиций применим все тот же метод. Например, на первом рисунке внизу  размещены произвольно элементы a, j, A. ​ Выполним симметричную розетку с этими элементами (как обычно — советую вначале посмотреть рисунок, а потом читать описание).

  1. Подготовим копии карточек с мотивами, нанесем на них «оси» — стрелки, котрорые помогут нам правильно позиционировать мотивы.

  2. Возьмем большой лист бумаги, разметим на нем прямые a (вертикальная) и b (горизонтальная) под углом 90°.

  3. Разместим карточки произвольно на базовом листе (рис. первый рисунок внизу). 

  4. Отразим симметрично относительно вертикальной плоскости симметрии (след этой плоскости на плоскости рисунка - прямая а). Для этого измерим расстояния для каждого мотива от  начала и конца его осевой стрелки до прямой а и отложим в противоположную сторону от прямой а те же расстояния — получим начало и конец для каждого симметричного мотива. 

  5. Прикрепим карточки с соответствующими мотивами, перевернув их изнанкой вверх, совместив их начала и концы с найденными точками (см. рисунок внизу справа), то есть выполним зеркальное отражение относительно вертикальной плоскости симметрии.

  6. Отразим симметрично теперь всю конструкцию относительно горизонтальной плоскости симметрии (след этой плоскости на плоскости рисунка — прямая b). Поступим так же как, описано в пункте 4, то есть измерим расстояния для каждого мотива от  начала и конца его осевой стрелки до прямой b и отложим в противоположную сторону (в нашем случае — вниз) от прямой b те же расстояния — получим начало и конец для каждого симметричного мотива. 

  7. Зафиксируем все карточки на основе из бумаги с помощью малярного скотча.

  8. Обведем контуры полученного узора термо-карандашом (прямо поверх карточек, обводим все линии, которые составляют узор).

  9. Накроем всю нашу конструкцию большим листом кальки и прогладим сверху утюгом. В итоге у нас должен получиться оттиск с контурами нашего узора. 

Этот метод хорош тем, что прежде чем обводить окончательный вариант рисунка, вы сможете оценить его привлекательность. А если что-то вам не понравится, то можно легко разобрать всю конструкцию, вернуться к пункту 3 и, изменив начальное расположение мотивов, создать новый узор.

дизайн   

вышивка крестиком

Либо, если манипуляции с обилием карточек вам кажутся сложными, можно несколько изменить подход и работать сразу с рисунками на большом листе кальки. В этом случае будем действовать по следующему алгоритму:​

  1. Обведите исходные мотивы a, j, A с изнанки термо-карандашом (достаточно жирно, чтобы все хорошо было видно). 

  2. На большом листе кальки разметьте простым карандашом прямые a и b под углом 90° (тонко, только для ориентира). Это будет наш базовый лист, все преобразования будем выполнять на нем. 

  3. Расположите исходные мотивы лицом вверх на подготовленном базовом листе кальки (сторона обведенная термо-карандашом обращена к базовому листу). Слегка закрепите их кусочками малярного скотча.

  4. Прогладьте утюгом мотивы, чтобы их контуры отпечатались на базовом листе. Должно получиться так, как на первом рисунке внизу.

  5. Удалите карточки с мотивами с базового листа кальки.

  6. Сложите базовый лист кальки пополам вдоль отмеченной вертикальной прямой а. 

  7. Прогладьте сложенный базовый лист. Если вы хорошо обвели исходные мотивы, как указано в 1-ом пункте термо-карандашом, то краски должно хватить и для отпечатывания рисунка в на данном этапе. Если отпечаталось слабо — обведите контуры первых отпечатков мотивов на базовом листе еще раз термо-карандашом, сложите лист, прогладьте. 

  8. Разверните базовый лист кальки. Получим результат, как на втором рисунке внизу.

  9. Сложите базовый лист кальки пополам теперь горизонтально, вдоль размеченной прямой b. 

  10. Прогладьте сложенную кальку утюгом (если отпечаталось слабо — см. пункт 7).

  11. Разверните базовый лист. У вас должна получиться декоративная симметричная композиция (пример внизу ).

  12. Если у вас нет термо-карандаша, то обводите мотивы простым графитным карандашом, но очень мягким и жирным, а затем выполняйте все этапы как описано ранее. Возможно, вам придется обвести в конце работы готовый рисунок еще раз карандашом, т.к. графит отпечатывается хуже, чем термо-карандаш.

Таким образом вы получите прекрасный авторский рисунок для вышивки, который сможете сохранить, а потом подарить его своим внучкам, когда те подрастут и научатся вышивать :) 

Вот мы и закончили курс из семи уроков. Теперь вы можете вышивать не только те рисунки, которые удалось найти в журналах или интернете, а делать совершенно уникальные авторские работы. Вы уже не боитесь, что это сложно для вас, потому что вы обладаете главным знанием - все сложное состоит из простого! Потихоньку, начиная с несложных композиций, перечитывая и пересматривая то, что мы изучили, создавайте свои альбомы рисунков. Они будут бесценны! 

Надеюсь, эти уроки были вам интересны. Если же вы хотите изучить какие-либо дополнтительные темы, касающиеся создания рисунков для вышивки — пишите вопросы в комментариях, если у меня будет информация по этим вопросам — будут новые уроки. 

Счастливого вам рисования и вышивания! Не забывайте, что:

«Вышивка — это процесс, который делает вас счастливыми до вышивания, во время вышивания и после вышивания!»

Урок 6 >>

Комментарии (12)
Natalya Efimova 24 февраля

Прекрасные уроки! Благодарю!

shalalvla (Алла) 26.08.2016

Большое спасибо за эту серию уроков! Они как таблетка "Антистрах" для не(до)художников image Вы обладаете лёгким слогом, точным взглядом и увесистым багажом знаний, отдельная благодарность за рекомендации для чтения по теме. Прочитала, не отвлекаясь, всё подряд, теперь пойду в обратную сторону, жать "нравится" image Буду с предвкушением ждать новых серий!

Peolla 26.08.2016

Спасибо за комментарий! Секрет простоты этих уроков в том, что они в большей степени не "художественные", а "геометрические"! Геометрия - это чистая логика, ее нельзя плохо объяснить - логика или есть, или ее нет{#} Я постаралась объяснить геометрические понятия на примерах с рисунками для вышивки, поэтому так весело и получилось{#}

Детально, профессионально, интересно!!!!! А ведь сколько я не изучала эту тему, поражалась нудности и скучности материала. Меня никогда не хватало надолго именно из-за занудно поданной информации. Вот и приходилось изобретать велосипед.

Peolla 25.08.2016

Я тоже боялась выкладывать этот урок, потому что текстовые описания в этой теме должны быть очень подробными - а значит, очень скучными. Поэтому, всегда рекомендую не читать сразу долгие инструкции, а рассматривать картинки, а уж потом читать, чтобы все стало на место{#}

Согласна. Так намного понятнее и легче сообразить. И главное, чтобы были понятные картинки. И много. А у Вас это всё подано ясно и чётко!!! Здорово!!!

ЛукОля 24.08.2016
Спасибо!

огромное спасибо! как я люблю научный подход - все обоснованно, подробно, красота image

Большое спасибо за урок!

Peolla 24.08.2016

Вам спасибо, что прочитали мои сочинения {#}

Достойное завершение цикла. Спасибо.

«Вышивка — это процесс, который делает вас счастливыми до вышивания, во время вышивания и после вышивания!»

Какое замечательное выражение, полностью при этом соответствующее истине)))

спасибо за уроки!

Рубрики мастер-классов