Мой опыт организации первого мастер-класса, или «Что? Где? Когда?» наяву

Данная статья будет интересна тем, кто сам решил организовать мастер-класс.

Не так давно  прошел мой первый мастер-класс, и я очень рада, что в итоге решилась на него, — это  интересный новый опыт. Сделав этот шаг, ощущаешь, что ты осилила новую высоту :)

Я думаю, рано или поздно любой мастер либо по просьбам клиентов, либо по внутренним ощущениям решает, что пришло время поделиться своими накопленными знаниями с другими. Лично меня к этому подтолкнули сразу три человека, которые написали с разницей в несколько дней и попросили провести мастер-класс. Тогда-то в мою голову и закралась эта шальная мысль :)

И тут же возникло множество вопросов. Прямо «Что? Где? Когда?» наяву :)

мастеркласс, обучение

Первый вопрос, который мне показался наиболее важным,  где же проводить мастер-класс?

Тут напрашивается не так много вариантов:

  • съемное помещение (любое небольшое светлое  помещение в удобном месте). Возможно, придется довезти туда все, что вам необходимо для проведения вашего мастер-класса. В моем случае это были стулья и настольные лампы. Обязательно нужно, чтобы рабочие места были достаточно освещены, тут нам помогут лампы (для каждого ученика своя);
  • ваша собственная квартира. Самый бюджетный вариант, но не каждому подойдет.  Для меня мой дом — моя крепость и пускать в свою крепость кого-то, кроме семьи и друзей, мне не хотелось :)
  • помещение  творческих студий. Вам в аренду предоставляют специально оборудованное и меблированное помещение для проведение мастер-классов, останется принести только свои материалы.

В моем случае все оказалось несложно, так как моя сестра — дизайнер и у нее уже снято просторное светлое помещение в центре города, которое стало отличным местом проведения  нашего мастер-класса.

сутаж, мастер-классы

Второй вопрос, который мне предстояло решить, —  когда проводить мастер-класс?

Как оказалось, собрать трех человек в одном месте и в одно время достаточно проблематично :) 

Все мы люди занятые и подстроиться под всех очень сложно, поэтому я, опросив предполагаемых участниц , выбрала подходящее время — утро субботы. Вообще, на мой взгляд, и, думаю, многие согласятся, самое подходящее время — это выходной, ведь рукоделие — такой отличный способ отдохнуть и расслабиться :)

сутажные украшения

Третий вопрос: что мы будем делать?

Это был самый сложный для меня вопрос! Исходя из принятого решения, надо было закупить все материалы, дождаться, пока они доедут до меня, и сделать образец для мастер-класса. В итоге только третий вариант изделия я решила пустить на мастер-класс.

И, конечно, надо рассчитать продолжительность занятия: если вы планируете мастер-класс для новичков, то надо подумать о следующем: что вы делаете за час, новичок может делать гораздо дольше! Определиться с этими вопросами  мне помогла одна замечательная мастерица, которая тоже занимается сутажем, она с радостью проконсультировала меня :)

Так что не бойтесь спросить совета! 

Важно! если вы хотите действительно угодить ученикам, то сфотографируйте процесс изготовления образца и пропишите все этапы работы, то есть подготовьте этот же мастер-класс в печатном виде и в  конце занятия раздайте всем ученикам. Так люди, пришедшие за знаниями, смогут потом повторить и вспомнить, что они делали на мастер-классе — это очень удобно и для вас, и для учеников!

Очень важно подумать об аптечке, ведь ваши ученики еще не набили руку и с легкостью могут обжечься, порезаться или получить какую-либо травму, может даже элементарно заболеть голова. Согласитесь, что такой маленький, но важный компонент мастер-класса очень пригодится ! Так что запаситесь лейкопластырем, ваткой, перекисью водорода и всем , чем посчитаете нужным. 

Ну, и для  домашней атмосферы и уюта, конечно, вам понадобятся вкусняшки :) Я  принесла печенек и ароматного чая, и, так как мой мастер-класс длился 8 часов, мы нашли  время и для перекуса!

 мастер-класс

 Вот, пожалуй, и все! Желаю удачи всем начинающим преподавателям!

Комментарии (52)

Как вариант иногда подойдет и "Тайм-кафе" для места проведения МК (оплата поминутная с человека). Чай и вкусняшки там есть. Каждый купит по желанию.Столы стулья тоже есть. Дополнительное освещение можно принести. Не забыть подложки чтобы не поцарапать мебель.

La Fleur De Gale 14.11.2016

Очень интересно!

123456 11.10.2016
Здравствуйте, Уважаемый Мастер! У Вас оригинальные работы! Давайте знакомиться и общаться! ) Очень понравилась эта работа, - https://www.livemaster.ru/image/smiles/good.gif ! С уважением, поклонник Вашего таланта! ))
Добрый день! Достаточно позновательная информация... Огромное спасибо! image )

Спасибо за статью, было очень интересно прочитать про ваш опыт)

Екатерина. Одежда для вас, вам спасибо , что оценили ))
Natalya Limonelle 30.09.2016

Только увидела статью! {#} Очень интересно написано- с удовольствием почитала! Первый опыт крайне волнительный и оттого такой важный! И да- аптечка!!!! Я об этом и не подумала вовсе!!! Беру на вооружение!

Natalya Limonelle, спасибо большое тебе за советы!)) ты мне очень помогла))
Busy_roll (svetlanamast) 30.09.2016

Интересно, спасибо за статью. Я когда то давно вела детские кружки, и как сейчас помню то волнение перед первым занятием.{#}

Светлана (svetlanamast), спасибо)
Isy Mo (Irina Mozolyuk) 29.09.2016

Оченьтпонравилась твоя статья! Ты большая умница! Очень горжусь тобой

Isy Mo (Irina Mozolyuk), спасибо огромное☺️☺️☺️
Podzim (soutache) 28.09.2016

Надюша, с почином! Молодец! Успехов, результатов и радости от проведения МК по сутажной технике!{#}

Podzim (soutache), огромное спасибо!image

Спасибо за публикацию! Точно пригодится многим рукодельницам, как руководство к действию.

Особенно вызывает симпатию призыв озаботиться аптечкой на всякий пожарный случай!

Отличная идея раздать после живого мастер-класса отпечатанный МК на руки всем участницам!

Здорово, что есть такие учителя!

Любовь Комиссарова, спасибо вам большое за такие теплые слова☺️

Да первый МК-это очень волнительно!Но какую радость испытываешь,когда ученики справились с заданием,улыбаются и целуют мокрого мишку(лепили из ваты)!Меня проводить МК пригласил магазин товаров для рукоделия..они собрали группу,предоставили помещение и даже чай...Я приехала с материалами,инструментами и куклами.Спасибо удачи и процветания!

ПОЛИНА АНДРИЕВСКАЯ, спасибо большое)

Замечательная статья, еще есть вариан проведения мастер классов в сети "Антикафе" в центре Москвы около 120 р. , подальше, например в Кунцево 60 р., входит чай кофе и сладости.

Светлана Штефан шарфы и палантины, к сожалению не во всех городах есть антикафе ( но идея замечательная)) У нас недавно открыли котокафе и там проводят мастер-классы по мыловарению) но боюсь сутаж и бусины котики быстро растащятimage

Утащила в избранное! Спасибо за Ваш опыт!

Спасибо за статью, было интересно! Я все ждала, когда же ты поделишься впечатлениями после своего МК) Про аптечку и распечатки - очень ценные замечания. Удачи и еще много-много мастер-классов тебе!

Спасибо , Женя{#} Я ее писалаи корректировала постоянно и вот сегодня решилась{#}

Очень люблю проводить мастер-классы! Самое удивительное, что они обогащают знаниями не только учеников, но и меня - преподавателя! Во время мк меня часто посещают инсайты, а порой и ученики создают что-то совершенно новое и необычное! Это крайне интересный процесс, но для меня самое непростое - это организовать мк, продумать все детали, оговорить все нюансы. Иногда по затратам энергии получается на много больше,чем я могла предположить, и после занятия приходится отдыхать пару дней, чтобы "очухаться". Тем не менее, заряд вдохновения на занятиях я получаю огромный, и он обязательно выливается во что-то совершенно новое и прекрасное!

Спасибо за советы - они действительно ценны! Однажды и меня выручила аптечка - таблетка от головной боли оказалась очень вовремя под рукой, и ученица смогла спокойно продолжить обучение)

Да вы обсолютно правы) Спасибо {#}

Весь прошлый год проводила мастер-классы. Пыталась все продумать, просчитать и учесть нюансы. И только к концу учебного года поняла, что забыла про аптечку. Это действительно очень важный пункт!! Теперь ношу ее с собой, но когда одна из учениц поранила палец, у меня не оказалось даже банального пластыря.

По поводу бумажных распечаток. Иногда они у меня были, иногда нет. Чаще ученики записывают в блокнот важные для них моменты и фотографируют, что считают нужным. Но я до сих пор в раздумьях, надо ли к каждой теме делать распечатки.

И по поводу досуга. Оказалось, что многие посетители занятий хотят именно учиться! Приходят в течение нескольких месяцев, покупают качественные инструменты, с азартом ищут качественные, оригинальные материалы. Присылают фото своих работ. Приходят со списками своих вопросов, идей и тем для следующих занятий. Для меня это оказалось очень ценным открытием, так как с такими учениками и самой приходится развиваться и расти над собой!

Я решила остановиться на распечатка по совету другого мастра и не пожалела, хотя времени это заняло достаточно){#}

Мы тоже потратили на чай 15 минут и сразу за работу)) Столько упорства я не видела давно{#}

Причем здесь передача "Что? Где? Когда?" {#}

Извините, но на мой взгляд это не мастер-класс, а короткая заметка о самых первых шагах подготовки - так сказать - "зачатках" проведения МК.

Мастер-классом я бы посчитала статью, где подробно расписывается - какие материалы лучше закупать для массового проведения, на какие темы вообще стоит обратить внимание, т.к. некоторые - слишком трудозатратны и за один день их не реализовать. Как посчитать стоимость МК, его время, какие нюансы могут возникнуть, как брать оплату и так далее.

Ну и фото с ваших МК тоже не помешали бы.

Вот посчитать стоимость МК - хорошая тема) Мне бы такая информация бы пригодилась)

Я думала затронуть это вопрос, но решила, что это слишком индивидуально, да и мастер-класс интересовал меня не своей финансовой стороной, а скорее, как новый опыт в развитии себя как мастера) Возможно в следующий раз я затрону этот вопрос{#}

"Извините, но на мой взгляд это не мастер-класс, а короткая заметка о самых первых шагах подготовки - так сказать - "зачатках" проведения МК."

Статья называется "Мой опыт организации...." а не мастер-класс.

Спасибо автору за дельные советы.

Спасибо за понимание)

Автор и не представляет свою публикацию как мастер-класс. Это публикация из раздела Хитрости и советы. Я бы сказала, что это публикация для вдохновения. Я вот никак не решусь на мастер-класс. Где и когда - это проще, мне кажется, решить. А ответ на вопрос Что? надо еще подготовить.

Да вы все верно поняли)) решила поделиться новым опытом на Ярмарке Мастеров){#}

Спасибо за замечания!{#} " Что , где, когда" - это основные вопросы, которые пришли мне в голову, поэтому и именноо такое название.

Это опыт моего первого мастер-класса, а не подробное руководство, поэтому в статье прописаны основные моменты, которые были важны мне и думаю для людям, которые проводят мастер-класс впервые) Для меня вопрос цены был не напервом месте, поэтому тут он не прописывается{#}

спасибо! полезно image

Zojka Botanica (Таня) 28.09.2016

как интересно, я и не задумывалась о таких деталях! мне повезло учиться ювелирному делу в прекрасной мастерской и задружиться с её хозяйкой, так что когда возникла мысль проводить мастер-классы по моей теме, я просто пришла на всё готовое со своим маленьким чемоданчиком))

Вам очень повезло{#}

гораздо интересней, если бы вместо СОВ были фото с вашего первого мастер-класса в тексте, к тому же выложив эти фото и статью вы бы привлекли больше внимания к своему творчеству, а если бы люди еще увидели результат, то в следующий мк было бы наверно больше желающих. Удачи))

Спасибо за советы) это моя первая публикация в следующий раз учту)) К сожалению на этом мк у меня совсем не было времени на фотографии({#}

За 8 часов я присела только на 10 минут попить чая с учениками)) А вот фото результата подумала не стоит выкладывать{#}

На самом первом мк постеснялась фотографировать процесс и результат. Но потом решилась. Обычно все очень хорошо реагируют на съемку: работы вообще без проблем, а самих учеников делаю общим планом, без подробностей. Хотя некоторые девушки с удовольствием позируют. После урока выкладываю фотографии в блог, а ученикам кидаю ссылку. Очень хорошо все реагируют, некоторые еще и у себя в соцсетях хвастаются.

Екатерина Дмитриева Ekart, тоже было не ловко фотографировать ( да и времени не было совсем(( но в следующий раз обязательно найду пару минут для общего фото!)

Спасибо! Для меня очень актуально! В оскресенье провожу свой первый мк!

Удачи вам!{#}

Лана Ветрова 28.09.2016

Спасибо,за советы!!!Про вкусняшки я подумала, а вот про аптечку увы нет(((...

Очень рада, что подала нужную мысль)

Спасибо! очень интересно!

Мне как раз предстоит первый МК 16 октября, очень волнуюсь((((

Помещение уже забронировала, но не уверена, что оно мне подойдет, но для первого раза устроила цена - приемлимая 1900 р в день, я не знаю сколько он продлится... а тут оплата за день, а во всех обычно за час....

Единственно по поводу фотографирования МК... я решила прописать все этапы работы на листке, без фото. Т.к. если предосавить еще и фото, есть шанс, что этот МК разойдется по инету со скоростью света) Я не хочу рисковать, ведь собираюсь делится авторскими разработками, поэтому краткой инструкции того, что мы делали на МК будет достаточно для того чтобы вспомнить!

Я тоже очень волновалась, но как только начался мастер-класс и ученики начали сами задавать вопросы все пошло как по маслу)

Если выдавать мк в печатном виде, то вряд ли этот мастер-класс уйдет в интернет) Но думаю раз у вас авторская разработка, то лучше подстраховаться{#}

Пусть первый будет не последним! С почином и удачи!

Спасибо большое!) В голове уже зреет пару мыслей{#}

Спасибо,что поделились опытом! Такие тонкости,как аптечка мне б и в голову не пришли . Тоже зреет в голове мысль о мастер классе и такие нюансы очень нужны. Спасибо!

Благодарю{#} Да, аптечка весьма важный момент как оказалось)) И хоть на моем мастер-классе ранений не было, но как говорится "Кто предупрежден, тот вооружен")