> Журнал > Сообщество > Клуб валяльщиков > Кофейня > Алёна Селезнёва. Интервью с мастером. Часть первая

Алёна Селезнёва. Интервью с мастером. Часть первая

Алёна Селезнёва. Интервью с мастером. Часть первая | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Алёна Селезнёва известна как дизайнер, мастер по войлоку и текстилю в России и за рубежом. Талантливая, целеустремленная, энергичная – за годы работы с материалом Алёна разработала десятки техник и приемов, выкроек и технических решений, которыми сегодня пользуется каждый, имеющий отношение к валянию.

У нее нет магазина на Ярмарке мастеров, каталога работ в Интернете. Она не участвует в выставках и дизайн-маркетах как мастер. Но, тем не менее, ее работы знает каждый, кто увлекается войлоком. Большинство мастеров, создающих одежду, прошли обучение на семинарах и курсах Алёны Селезнёвой. 

Алёна создает вещи из войлока уже более 15 лет! Ей удается совмещать напряженную и интересную работу с творчеством, преподавание с генерированием новых идей и постоянным оттачиванием мастерства.

В своем плотном графике Алёна нашла пару часов, чтобы рассказать нам необычную и творческую историю своей жизни.

Алёна, насколько я знаю, Вы инженер по образованию? Откуда в Вас такая сильная любовь творчеству?

Я выросла в очень «рукодельной»  семье – практически все мои родственники делали что-то руками. Бабушка шила и вязала, дед и мама прекрасно рисовали.  Мне передались таланты родственников и любовь к творчеству. Но мой папа считал, что лучшее образование – техническое. Поэтому настоял, чтобы я шла учиться на инженера. Так и случилось.

Моё инженерное образование очень помогает мне сегодня – умение логически мыслить и систематизировать материал,  навыки конструирования – всё это помогает организовать себя и находить нужные технические решения для воплощения сложных идей.

Но я всегда знала, что буду заниматься одеждой. Я хорошо умела шить и  все студенчество этим зарабатывала на жизнь. Причем любила шить не повседневное, а нарядные вечерние платья и необычные вещи.  Увлечение шитьём сопровождало меня много лет. Моя старшая дочка родилась в 90-е, когда сложно было купить красивую одежду, и я с удовольствием обшивала ее сама. Делала всё - от платьиц  до шубок.

интервью, мастер

Алёна, расскажите, пожалуйста, как в Вашей жизни появился войлок?

Моё знакомство с войлоком и погружение в материал началось очень давно. Еще в конце 90-х. В одной из первых зарубежных поездок в Австрию я купила несколько пальто известной австрийской фабрики. Пальто были вязаные, а потом подвалянные.  Тогда я и обратила внимание на новую для меня технику. Стала искать информацию в Интернете, читать, углубляться в тему. Потом мне удалось побывать на фабрике и посмотреть, как устроено производство.

Я стала увлекаться вязаным трикотажем – делала кардиганы и пончо. В одну из следующих поездок привезла из Австрии фильцевальную машинку для работы в технике crazywool. И параллельно стала осваивать войлок. Тогда у меня уже родился второй ребенок и часто, когда он спал, я натягивала на пяльцы шифон и иглой «вытыкивала» разные узоры из шерсти. А потом подваливала их.

Войлок стал одним из любимых домашних рукоделий. Я постепенно открывала новые и новые его возможности. Сначала это было картины, потом тапочки, интерьерные вещи. Больше всего меня поразило то, что с этим материалом можно экспериментировать бесконечно. Можно лепить из него, как из пластилина – всё, что угодно.

одежда из войлок, мастерствовойлок

Алёна, Вы много лет посвятили экспериментам с войлоком. А когда Вы делали первые шаги, у кого Вы учились? Может быть, Вам помогал Интернет или Вы обучались у каких-то мастеров за рубежом?

Мой путь как мастера начался с того, что я читала все доступные тогда материалы и постоянно занималась экспериментами.

В какой-то момент я прочитала об Александре Пилине. Мне очень захотелось с ним повстречаться. Понравилось, что он разработал некую систему знаний о войлоке, систему материалов и технологий. Такой подход мне, как человеку техническому, очень импонировал. И вот мне представилась возможность познакомиться.

В то время Александр Пилин вел курсы по войлоку в Москве. Я записалась и стала ходить на занятия. Мне понравились подход к предмету и видение А. Пилина. Всё было разложено по полочкам, были ответы на многие вопросы, которые я себе задавала. Я шла на курсы именно за этими системными знаниями. Мне важно было послушать теорию, посмотреть, как работает мастер. 

По сути, курсы А. Пилина  были единственным занятием по войлоку, которое я посетила. Больше учителей-мастеров  в моей жизни не было. Я получила базу теории и вдохновенно продолжила свои эксперименты.

Как Вы пришли к экспериментам с одеждой из войлока?

В творческих экспериментах ткани и одежда всегда представляли для меня наибольший интерес. Я искала нестандартные креативные решения. Мне редко удавалось купить то, что нравилось. И до сих пор, даже если я покупаю что-то из одежды в магазине, я это «додумываю», доделываю и перешиваю. Мне всегда хочется привнести в дизайн одежды что-то своё.  Так было всегда. И так происходит по сей день.  Войлок – замечательный материал для экспериментов. Он такой многогранный, пластичный. Можно просто использовать шерсть, как клей, сочетая самые разные по фактуре, свойствам и цвету материалы и создавая волшебство.

В моем увлечении войлоком были разные периоды.  Я много экспериментировала  с тканями, с шерстью разного качества, сочетая ее, с чем только можно.  В процессе моих экспериментов рождались интерьерные истории, ковры, тапочки, предметы одежды.

В конце концов,  одежда победила. Мне как инженеру и технарю больше всего интересно было конструирование и новые технологии. Мне интересны объемы и пространственные решения, интересны идеи и поиск способов их реализации.  Идеи чаще всего приходят ко мне в виде какой-то формы. Я люблю чувствовать себя Кулибиным-изобретателем. Люблю сама докопаться до истины – ставлю задачу, либо конструктивную, либо технологическую, и начинаю думать, как ее реализовать.  Очень люблю нетрадиционные материалы и их сочетания.

Может быть, это пошло еще с перестроечных времен, когда ничего не было, но хотелось модно выглядеть, и мы всё делали сами?..

валяниемк

Рабочий день Алёны плавно перетекает в ночь, отпуск сопрягается с творческой командировкой, студия журнала Seasons становится колыбелью нового проекта, а любимая дача местом проведения рабочих «летучек».  Поэтому она даже не смогла вспомнить, когда же занятия текстилем и войлоком из любимых хобби превратились в серьезные проекты. Тем не менее, каждое из увлечений Алёны «выросло» в самостоятельное направление ее работы.

Алёна, как устроена Ваша творческая жизнь? Коллекции, выставки, дефиле?

Значительное  место в моей творческой жизни занимают проекты, связанные с текстилем.  Я много экспериментирую с окрашиванием: использую разные варианты техники шибори, коренья и травы, создаю гобелены, интерьерные штуки, крашу  текстиль с использованием растений .  Периодически я работаю с интерьерными дизайнерами.  По мере наличия времени, беру заказы на интерьерный текстиль: подушки, шторы, покрывала, панно. Конечно, такие индивидуальные проекты очень дорогостоящие. И позволить себе их может далеко не каждый. Нередко мне заказывают оформление выставочных стендов и театральные декорации (дизайн и изготовление тканей для задников, фонов).

обучениеалена селезнева

Наверное, самый большой и продолжительный текстильный проект – наша совместная работа с дизайнером и моей подругой Надей Зотовой. У Нади своё дизайнерское бюро  «Enjoy Home» - хорошо известное в Москве. Она занимается производством собственной мебели и реализует проекты по дизайну интерьеров.  Для Нади  я делаю примерно по 2 коллекции тканей в год.

дизайндизайнерская одежда

На этих фото совместная работа Алёны и её дочери Даши (профессионального дизайнера)

Конечно, работа с большим объемом заказов отнимает много времени. Мы стараемся оптимизировать процесс, обучаем людей, я пытаюсь делегировать свои обязанности по окрашиванию тканей другим сотрудникам, чтобы оставить себе только разработку образцов. Но это не всегда получается. Сложно найти человека, который будет делать  работу так же хорошо, как ты сам. Тем более, когда занимаешься исследованиями уже много лет и досконально знаешь материал. Но я работаю в хорошем темпе и могу, без отрыва от основных проектов, покрасить 40-50 ткани за месяц. Пока этого хватает.

модакрашение

А как развивается Ваше войлочное творчество?

Я постоянно экспериментирую и опробую новые материалы и техники. Но у меня нет цели создавать полноценные коллекции и где-то их выставлять. Я работаю небольшими сериями по 6-10 вещей. В каждой серии  отрабатываю придуманные формы, технологии, цветовые сочетания. Это могут быть трансформеры, платья, юбки, жакеты, свитера. Работы, как правило, связаны стилистически и выполнены в одной технике.  Времени на систематизацию, съемку, оформление выставок и каталогов катастрофически не хватает. Многие работы я даже не успеваю сфотографировать. Ведь организация профессиональной съемки – это целое событие. Идея, интерьер или натура, модель, макияж, свет. Иногда, конечно, время на это находится. Но не часто. Несколько раз съемки проходили на работе – в студии любимого журнала Seasons.

В своих работах мне интересно развивать тему необычной одежды. Нередко мне поступают частные заказы  - создать модели одежды для каких-то съемок. Иногда бывают запросы от театров. Я люблю интересные проекты и по мере возможности принимаю в них участие. Помните, один из недавних наших проектов со Светланой Вронской? Мы делали необычные театральные платья.

технология

дизайн интерьеровработа

Алёна, Вы продаете свои работы из войлока? Как находите покупателей?

Никогда не пыталась продавать свои работы специально. У меня даже нет своего интернет-магазина. И одежду на заказ я не делаю – у меня просто физически нет на это времени и сил. Мне нравится создавать новое, воплощать свои идеи в жизнь, экспериментировать. Но я не занимаюсь продажами – мне скучно это делать, и у меня нет опыта в организации продаж.  Да, и жаль бывает времени – лучше я его потрачу на творчество.

Не люблю повторяться, не люблю выполнять чьи-то пожелания. Мне нравится делать то, что я сама придумала. Я убеждена, что у каждой вещи есть свой хозяин. Есть человек, которому эта вещь подходит. И он обязательно с ней встретится.

Так и происходит. Обычно покупатели моих работ находятся сами собой. Это какой-то стихийный процесс. Часто покупают коллеги по работе и друзья. Многие работы находят своих хозяев, когда я выезжаю на МК в другие города и в другие страны.

Я продаю работы за вполне адекватную цену. Мне кажется, не очень дорого. Мне важен оборот материалов, важно, чтобы у меня в распоряжении всегда было много всего – много хорошей шерсти, тканей, разных полезных штучек. Продажа готовых работ помогает поддерживать этот запас. 

Алёна, а как построена Ваша преподавательская работа?

Моя преподавательская деятельность очень активная и очень разная. Преподавание занимает важное место в моей жизни. Я провожу занятия, веду курсы и мастер-классы уже более 12 лет. За это время через меня прошло несколько тысяч учеников. Я давно уже сбилась со счета!

Меня часто приглашают текстильные вузы – российские и европейские. Читаю специальные курсы в рамках разных традиционных и нетрадиционных видов образования. Сейчас многие университеты и академии устраивают курсы для своих студентов. Они ищут новые формы и материалы. Их интересуют мои знания и опыт в сфере текстиля.

Кроме того, я постоянно веду занятия с детьми. Большинство из них построены по типу арт-терапии. Эти занятия проходят в саду Эрмитаж и в нашей школе Seasons. Нередко меня приглашают разные компании, чтобы организовать и провести занятия для сотрудников. Это могут быть программы тимбилдинга, организация досуга или мастер-классы.

И, конечно, я общаюсь с аудиторией мастеров по войлоку. Вот уже много лет провожу практические семинары в студиях Москвы. Мне очень приятно видеть, как мои ученики становятся успешными мастерами. Часто человеку нужен небольшой творческий толчок, и он начинает стремительно развиваться и превращается в самобытного интересного мастера.

Я очень люблю проводить занятия. Преподавание отнимает много сил, но в то же время освобождает внутреннее пространство для новых идей и проектов. 

Раз в год я обязательно провожу занятия в студии "Шкатулочка". Ее хозяйка Ольга Антропе - замечательный организатор мероприятий. И очень нужный для меня человек - она всегда может достать материалы, которых больше ни у кого нет. Мы с удовольствием сотрудничаем и, надеюсь, наша совместная работа продлится ещё не один год. 

творчествохудожник

О своей любимой и творческой работе, о своей семье, своей мастерской и вкусном кулинарном увлечении Алёна расскажет нам во второй части интервью. http://www.livemaster.ru/topic/1943825-alena-selezneva-intervyu-s-masterom-chast-vtoraya?inside=0&wf=0&vr=0

                                                                                                                                      Беседу вела Катя Ветрова

Ключевые слова:  

Спасибо, прочитала на одном дыхании!!!

Жду завтрашнего продолжения.

ШКАТУЛОЧКА (shkatulochka)    |   16.08.2016 ответ для Наталья Лебедева (Nota-Lya)

Да-да... Самое вкусное буедт завтра))

Ольга Корольчук    |   17.08.2016

Мне посчастливилось наблюдать за процессом создания одного из представленных платьев (совместно со Светой Вронской)...Впечатляющее *Колдовское действо*.....А торты-пироги Алены,которыми она щедро подчует всех своих учеников--это так же произведения искусства! {#}

Ольга Хамачер    |   17.08.2016

на одном дыхании спасибо Алене

Елена Шабалина    |   17.08.2016

Спасибо за интересное интерьвью,с удовольствием прочла!

Алёна - необыкновенная, удивительная!!! Потрясающий Мастер и прекрасный Педагог! Огромное спасибо "Шкатулочке" за возможность получать знания и творческий заряд, которым пропитаны мастер-классы Алёны!