Аметистовые месторождения Тальян и Ватиха.

Такие знаменитые жилы, как Ватиха и Тальян , входящие в Мурзинский аметистовый пояс, славятся редкими по красоте и цвету камнями. 
Месторождения Мурзинского района давали камни очень высокого качества: в ювелирном деле наиболее ценится сырьё с розовато-пурпурным и багряно-красным оттенком, ранее добывавшееся в копях Ватихи и Тальяна. Аналогичные кристаллы высочайшего качества находились и на Приполярном Урале..
Правда, такие экземпляры попадались нечасто, и иногда ювелиру требовалось несколько лет, чтобы подобрать нужное их количество для ожерелья.

Маленькая деревенька Мурзинка спряталась среди лесов, словно хоронясь от сторонних взглядов, на восточном склоне Уральских гор. Здесь в 80 километрах от от Нижнего Тагила и в 120 от Екатеринбурга совсем недавно по меркам истории кипела бурная жизнь. 
Ходят слухи будто три с небольшим века назад здешний крестьянин Мартын нашел на своем огороде камушки. Только деревню выстроили, а он откопал возле дома разноцветные камешки. Мартынов лог прозвали то место. Прознали про богатство Мартына бояре Тумашевы. Отослали каменья в Симбирский приказ да царю. Так и остались рудознатцы Тумашевы в истории как открыватели мурзинских жил самоцветных. Появились здесь со временем и скупщики. За хороший камень корову можно было выручить или лошадь.

Добыча велась 350 лет. Местные жители ничем больше не занимались кроме добычи камней. Это была история везения или неудачи. Идет горщик, кланяется Хозяйке Медной горы, старается чтобы она не заподозрила корысти, мол я так, поинтересничать... На копи надо было идти лишь с чистой душой, получив в церкви отпущение грехов. Ибо Природа живая и ее подземные произведения искусства сами выбирают себе хозяина. Недоброму человеку не покажутся они, спрячутся поглубже. Предполагается, что камни тянутся к свету, вот ведь когда на своем огороде убирает человек камни, на следующий год появляются новые, как-то вылазят что ли из-под земли. Горщики считают, что камни тянутся к солнцу.

О богатствах Мурзинского края прослышали итальянцы. На ближайшей к деревеньке горке они стали находить аметисты, поразившие рудознатцев своей красотой да чистотой. Горку ту прозвали Тальяном от слова итальянец. Итальянцы основали тут казенные копи. Сами добывали аметисты в пользу государства, потом у него же скупали и развозили уже по всей Европе. Уникальность тальянских аметистов признали во всем свете. Знаменитое колье Шарлотты, что хранится в Лондонском королевском музее, украшено мурзинскими самоцветами (?). Но кроме аметистов находили здесь бериллы, топазы, турмалины, и даже поговаривают, алмазы. Местные горы больше похожи на поля военных действий: все здесь изрыто вдоль и поперек. Кустарных шахт и промышленных копей на горе Тальян около 300. На соседних горах не меньше. А по всему самоцветному поясу Урала им просто нет числа.
В открытых шурфах частенько можно встретить коллекционеров. Три столетия назад горщики вскрывали землю лопатой да киркой. Позже в советские времена техника смогла углубиться на 30 и более метров. Сегодня эти шахты и переходы между ними затоплены или засыпаны, но на отвалах до сих пор находят камушки. Порой человек проходит десятки раз по одному месту и вдруг находит камушек. Множество мистических и сказочных историй рассказывают о драгоценных камнях и рудознатцах. Говорят, что по Тальяну бродят духи горщиков, засыпанных в завалах в старинных шахтах. Люди с неординарными способностями повязали вдоль тропинки ленточки-приметки чтобы указать призракам путь на свободу и отпугнуть их. Есть на Тальяне и совсем новые копи. Одна из них, открытая в 1997 году получила название Халявка и вполне заслуженно. Сама Хозяйка Медной горы решила одарить людей своими богатствами. Упала старая береза, оголила корни, а в корнях грибники нашли аметисты. Понаехали, выбрали камушки, жила ушла вглубь.
Среди почвы можно проследить как рождаются кристаллы. Темная горизонтальная полоса - собственно жила, ее как начинку слоеного пирога окружают кварцевые породы. Вертикальные темные полосы оставили проводники камней - ядовитые газы, они искали себе выход на поверхность. По таким признакам горщики определяли где искать самоцветные жилы. Сама колыбель драгоценных камней зовется занорышем. В нем как в инкубаторе на протяжении миллионов лет природа вершит таинство рождения кристаллов. Своим совершенством повторяют они гармонию строения атома. Особыми приметками для рудознатцев были деревья, необычной формой своей говорившие: "Здесь что-то не так в земле, поищи под моими корнями!"

Никому о своей удаче не рассказывали горщики, дабы не отпугнуть Хозяйку. Не каждому открывала зеленая ящерка свои тайны. А кто ей по сердцу приходился, того осыпала дарами всю жизнь. Самый известный ее любимец Данила Зверев, ставший прообразом Данилы-мастера в сказах П.П.Бажова. Прозвали его профессором камня. В Мурзинку к нему за советом приезжали ученые из столицы, да и из-за границы. Внук Данилы Иван Иванович Зверев также стал рудознатцем. Благодаря ему и появился музей камня в Мурзинке. Он отдал музею все самое дорогое, что у него было.
Мурзинский музей - это культурная матрешка. Сокровища земли Уральской располагаются в здании бывшей Сретинской церкви. Самоцветы и минералы, которые на протяжении трех с лишним веков находят в Мурзинке можно увидеть в Госхране России, во многих зарубежных коллекциях и конечно же здесь в Мурзинском народном минералогическом музее имени академика Ферсмана. У каждого камушка в музее своя история. 
Главное богатство Мурзинки - это прежде всего аметисты с Тальяна и Ватихи. 
Поражает умение рудознатцев находить именно то место, где под землей проходит самоцветная жила. Отыскивали ее по особым приметкам, и всегда попадали в десяточку. Найдя жилу глубоко под землей, горщики строили шурфы, похожие на колодец. Инструменты были примитивные: лопата, зубило, кайло. И этими инструментами и создавалась самоцветная слава Урала.

Комментарии (2)
Aranel 16.08.2016

Очень интересно!

Спасибо! image