Особенности создания изделий из бисера в прошлых веках

  • Рубрика: История рукоделия
  • Виды творчества: Вышивка
Особенности создания изделий из бисера в прошлых веках | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Недавно я посетила «Всеросийский музей декаративного-прикладного и народного искусства», расположенный в Москве.

В зале с постоянными экспозициями я увидела одежду и украшения прошлого столетия для дам, но больше всего меня заинтересовали работы, выполненые микробисером. Сейчас очень популярна ручная работа из бисера. Из бисера выполняют украшения для женщин, украшают одежду, сумки, посуду. Его фактура и много гранность делает каждую вещь более ювилирной и изысканой. Интересно то, что бисером украшались часто мужские аксессуары.  

Ознакомясь с изделиями из бисера в музее, я решила найти больше информации о них и поделится с вами.

Время оставило нам в наследство удивительное разнообразие предметов, украшенных бисером. Используя изысканный бисер, привезенный из Венеции, Богемии, Германии, Франции, рукодельницы вышивали, вязали, плели, ткали, делали даже бисерные мозаики на воске. Дамские сумочки, кошельки, пояса, туфельки; мужские бумажники, помочи, кисеты, трубки, табачницы, ермолки; подстаканники, бювары, чернильницы, подносы, шкатулки, каминные экраны становились объектом приложения мастерства многочисленных рукодельниц.

Изделия из бисера поражают изяществом и красотой, которые нисколько не потускнели со временем. Мы имеем редкую возможность увидеть сейчас вещи, созданные больше ста, а то и двухсот лет тому назад, именно в том виде, в котором они вышли из рук мастерицы. Кроме того, они обладают еще одной уникальной особенностью. В России XVIII—XIX веков в отличие от многих европейских стран не существовало ни фабричного, ни кустарного производства изделий из бисера. Украшенные им вещицы изготавливались рукодельницами исключительно индивидуально и предназначались для их родных и близких, иногда для собственного интерьера или туалета. Они всегда несли на себе отпечаток души мастерицы, заключавшийся не только в трогательных надписях, но и в выборе сюжета, имевшего большей частью еще и символическое значение, и в компоновке различных частей рисунка, и в подборе цветов бисера (число которых порой превышало 30 в одной вышивке).

Подготовительные рисунки, которым в бисерном искусстве принадлежит существенная роль, создавались художниками-профессионалами, особенно это касается бисерных панно и картин, украшавших стены дворцов и зажиточных домов. В России XVIII века художники создавали предварительные рисунки по индивидуальным заказам с учетом особенностей конкретного интерьера, для которого предназначалось будущее изделие.

В первой половине XIX века, в период наибольшего увлечения бисерными работами, в России и Европе начинается выпуск специальных раскрашенных рисунков для изделий из бисера и стекляруса. Такие рисунки тщательно хранились и передавались из поколения в поколение, перерисовывались. Повторяя рисунок дословно или несколько его видоизменяя, мастерицы создавали по этим типовым рисункам кошельки и картины, экраны и вставки в столешницы. При этом каждое конкретное изделие не было лишено своих индивидуальных особенностей.

Рисунок для бисерных работ. Первая половина XIX века.

Во второй половине XIX столетия стали издавать печатные рисунки-образцы, которые брались мастерами за основу при изготовлении бисерных изделий. Особой популярностью пользовалась продукция немецких, французских и австрийских фирм: Виттиха (Берлин), Мюллера (Вена), Е. Майера (Париж) и других, которые предлагали как растительные мотивы, так и сюжетно-тематические изображения. Нередко мастерицы не дословно воспроизводили рисунок, а относились к нему творчески, переиначивая композиционное или цветовое решение.

Кроме специальных рисунков источником для создания бисерных и стеклярусных вышивок служили многочисленные гравюры с пейзажами, архитектурными видами — в XVIII веке, и с жанровыми сценами и эпизодами современности — в XIX столетии.

Одним из наиболее распространенных и старинных приемов работы, использовавшихся на Руси еще при шитье жемчугом, было саженье (другое название — шитье по бели). При этой технике узор покладывался «белью» шнуром из льняной или хлопковой нити, и по нему выкладывался жемчуг, предварительно нанизанный на нитку. Каждая жемчужина пришивалась к бели поперечным стежками. С приходом моды на изделия из бисера и стекляруса эта техника была приспособлена к новым материалам. Саженье использовалось главным образом при изготовлении из бисера и стекляруса предметов культового обихода. 

В светских изделиях из бисера и стекляруса использовался другой тип вышивки шитье в прикреп. Бисер или стеклярус нанизывался на нитку или проволочку, которая пришивалась к изделию поперечными стежками на расстоянии между несколькими бусинами (рисунок перед началом работы наносился на ткань). Основой для таких вышивок служил, как правило, льняной холст, часто с нашитой на него шелковой тканью. Шитье в прикреп применялось для создания картин и панно из бисера и стекляруса, причем нитки с бусинами располагались на ткани так, чтобы подчеркнуть форму изображаемых предметов и персонажей. 

бисер

Для изготовления чехлов для небольших предметов (шкатулок, коробочек и т. п.) использовалась техника низания. Для этого бисер нанизывали на льняную нить или на конский волос так, что либо в одной из бусин две нити пересекались, либо они проходили параллельно (в зависимости от сложности узора). Обязательным условием было наличие двух рабочих концов нити. Число таких пар соответствовало ширине изделия, а направление отверстий бисеринок, горизонтальное и вертикальное, чередовалось через ряд. 

На рубеже XVIII-XIX вв. появляются новые приемы изготовления изделий из бисера и стекляруса, которые стали использоваться в русских бисерных изделиях XIX столетия: вышивка, вязка, вдавливание в воск и проч. Шитье в прикреп применяется теперь только для оформления предметов культового характера, в то время как в светском быту приобретает популярность вышивка по цветному рисунку, при которой бисеринки пришиваются по одной к холсту или канве в соответствии с переплетением нитей ткани. В 1830-х годах появляется бумажная канва. Для таких вышивок использовались очень тонкие иглы. 

бижутерия своими руками 

бисероплетение
Техника низания сохраняется до начала XX века только в народном искусстве, в городском же наблюдается перемена в технике работы: нити переплетаются не внутри бусин, а у их отверстий, поэтому все бусины располагаются в одном направлении. Также использовалась рамка с параллельно натянутыми нитями: нитка с нанизанными бусинами накладывалась на эти основы так, что между ними помещалось по одной бусине, а затем эта же нить продергивалась через каждую бусинку в обратном направлении, огибая нити основы с изнанки. Бисерины таким образом ложились ровными рядами, боковой стороной. Такой способ низания позволял создавать ажурную прозрачную сетку, которая использовалась для витражных экранов, устанавливавшихся на подсвечники, при плетении цепочек и проч. 

украшения ручной работы

дизайн

Для создания объемных вещей кошельков, сумочек и прочего использовали вязку. Бисер нанизывался на нитку согласно рисунку, а потом мастерица вязала эту нитку крючком, или на спицах, оставляя бисер по одной штуке с правой стороны. Вязка на спицах давала более редкую и эластичную сетку, чем вязка крючком. 

дизайнерские вещи

Менее распространенным способом работы с бисером, изобретенным в XIX веке, был прием вдавливания в воск. Бисер предварительно подогревался и вдавливался по рисунку в ровную поверхность восковой пластинки. Внешне работа отличалась от бисерных изделий, выполненных другими приемами, только фоном из желтоватого воска. Такие работы более хрупки и недолговечны, чем различные виды вышивки и плетения из бисера, поэтому количество дошедших до нас образцов очень невелико. Обычно в этой технике изготавливали небольшие настенные или настольные картины. 

сумка ручной работы

вышивка

вышивка бисером

Во второй половине XIX и в начале XX века мелкий бисер и стеклярус используются для отделки женских туалетов: ими вышивают детали одежды и аксессуары сумочки, косынки, шарфы. Используется шитье в саженье, прошивка на проем бусин и групп, низание. Кроме того, в этот период появляются новые приемы: мелкие сорта бисера наклеивают на бумагу, бисером инкрустируют деревянные поделки, в том числе веера. Но эти способы декора были временным увлечением и широкого распространения не получили. 

Комментарии (16)

Спасибо за такой подробный рассказ об этом виде творчества.

Спасибо за публикацию! Очень интересно посмотреть на работы мастеров по бисеру из прошлого!!!!

Привет! Даже очень позновательная информация... Благодарю! image )

Видела на выставке А.Васильева работы из микробисера прошлых столетий - завораживают!

Во все времена существуют рукодельницы влюбленные в эти стеклянные шарики!!! Чудесные работы старинных мастериц!!! И очень красивые рисунки!!!

Наталья 08.08.2016

Спасибо! Очень красиво!

Спасибо за такое обилие красоты! {#}{#}{#}

Глядя на фотографии, я бы сказала, что работы выполнены не микробисером, а обычным. Во-первых, крупноват он для "микро". А во-вторых, перечисленные техники (кроме восковой мозаики) с микробисером невозможны - в нем нет дырочки. Микробисер садится на клей, тогда как низание, плетение, вышивка и прочие техники требуют наличия отверстия в бисеринке.

А фото шикарны, спасибо.

Спасибо за статью, очень познавательно!

Чудесные работы старинных мастеров!

о, сколько красоты и изящества! очень интересно почитать о разных техниках, спасибо!

Спасибо за познавательную статью. Кстати, в Царицынском дворце тоже есть много работ из микробисера)) Красота неописуемая! Ходили с сестрёнкой, так она даже не поняла, что это бисер такой мелкий,,,,Чудеса!

Красота! Спасибо большое за замечательную публикацию!
Мария Прокс 08.08.2016

Красота неописуемая!

Удивляет, что у мастериц тех времен не было множества технических приспособлений. Да что там, даже света нормального не было, а такую красоту создавали..

Самое главное, что традиция не утеряна и современные мастера с успехом ее продолжают image

DeLuca 08.08.2016

Восхитительно!

The CHM VINTAGE 08.08.2016

Видела очень много сумочек подобного рода на рынках по антиквариату, покупают их в основном коллекционеры. Сейчас посмотрела на эту красоту, и решила, следующий раз надо повнимательней присмотреться к ним, уверена, что и для себя что нибудь найду неповторимое! Мода ведь всегда возвращается!!!!

Спасибо за статью! Не устаю смотреть и любоваться этими прекрасными работами! А ещё удивляться умению и терпению старинных мастеров! ))