Многообразие техник бумажного коллажа

Вообще, бумажный коллаж — техника простая и понятная. И еще бюджетная. Что может быть проще — взять разноцветные кусочки бумаги и наклеить их в соответствии с замыслом. Именно, благодаря этой простоте, перед автором открываются бесконечные возможности экспериментировать и привносить что-то свое. Поэтому я не берусь утверждать, что расскажу о всех техниках бумажного коллажа, но, думаю, охвачу основные, а в конце покажу свои любимые.

Самая распространенная техника коллажа — нарвать кусочки бумаги в произвольном порядке, а затем наклеить их по заранее подготовленному эскизу. Причем можно рвать на маленькие кусочки — как бы щипать пальцами, а можно рвать крупными кусками, чтобы заполнить большие элементы рисунка.

Крупными кусками:
автор Юлия Хохлова

бумага

вдохновение

коллаж

творчество

«Щипать» 

автор Kirsty Elson 

интересная техника

интересное

Похоже на картины импрессионистов, правда?

К слову об импрессионистах. Самым известным мастером коллажа среди великих художников является Анри Матисс. Он придумал технику, которую назвал «декупаж», хотя она ничего общего с традиционным декупажем не имеет. Матисс вручную выкрашивал листы бумаги, а затем вырезал из них элементы. При этом свою стилистику, узнаваемую пластику художник не терял. Его почерк и в такой форме легко узнаваем.

Кто-то смотрит на эти работы и говорит: «И я так могу». Могут многие, но придумал, сделал и применил, применил и прославился именно он — великий Анри Матисс.

Выше описанными техниками коллажа можно интересно утилизировать неудавшиеся акварельные и гуашевые работы. К сожалению, я не смогла найти свои работы, которые получились в результате, поэтому попробую объяснить «на пальцах». Беру картинку, переворачиваю к себе обратной стороной, чтобы не видеть, как режу. Нарезаю на кусочки 1.5*2см. Плюс-минус. Произвольной формы. Перемешиваю и только после этого переворачиваю крашенной стороной вверх. Там, конечно, видны какие-то линии и мазки. Начинаю наклеивать эти кусочки, подчиняя их какому-нибудь смыслу (только, конечно, не пытаюсь собирать первоначальную картинку). Не ставлю целью наклеить абсолютно все кусочки, не страшно, если новая работа получится меньше размером, главное, чтобы она обрела какой-нибудь сюжет. Когда все наклеено, дорабатываю ее тоненькой кисточкой. Обычно у меня появляются холмы и деревья, которые надо лишь немного дорисовать.

Еще один способ создания бумажного коллажа — вырезать из бумаги кусочки таким образом, чтобы можно было «лепить» форму и пластику изображаемых предметов.
Давайте поближе рассмотрим, как это выглядит.

автор Dolan Geiman

Обратили внимание, какая интересная форма у кусочков? Он вырезает их зигзагом. Это придает удивительную фактуру объектам. 

Мне так понравилась эта идея, что я сделала пару коллажей в таком стиле.

И, наконец, если вы еще не устали, любимое :)

автор Beatrice Alemagna

Beatrice Alemagna известная художница иллюстратор. Она работает не только в технике коллажа, поэтому часто совмещает его с карандашами, красками и так далее.

автор Claudia Bordin

Известный своими книжками для малышей Eric Carle также сначала окрашивает листы бумаги, а затем из них уже вырезает своих персонажей. Но в отличие от Матисса, он окрашивает не локальными цветами, а в том числе и кружками, пятнами и так далее.

автор Natsuko Kawatsu

Художница Rute Reimão использует не только бумагу. Она идет дальше в экспериментах с фактурой, и дополняет коллажи нитками, пряжей, кружевом, пуговичками.

автор Rute Reimão

И наконец, мой фаворит в этой технике.
автор Manon Gauthier 

Меня подкупает ее наивный, простой и в то же время лаконичный стиль. Очень нравится использование намеренно-небрежно раскрашенной карандашами бумаги.

На этом мне хотелось бы закончить свой рассказ о техниках бумажного коллажа. Хотя тема его не исчерпана.

Разве можно исчерпать творчество?

Спасибо за внимание!

Комментарии (36)

Картинок нет )))

Зеленая Шуша 28.10.2016

Очень интересно, но картинки не показаны (куда-то переехали). Пожалуйста, укажите ссылки на них.

Добрый день! Очень интересная информация... Благодарю! )

Спасибо за публикацию. Технику коллажа давно уже использую в своей работе, и она мне очень нравится!

Спасибо за публикацию, в детстве любила делать поздравительные открытки в виде коллажей в технике Rute Reimão. Сейчвас с удовольствием посмотрела и вспомнила.

Natali Zelenkova 09.08.2016

Очень интересно! Спасибо большое за публикацию.

Галина 09.08.2016

Чудесная статья, спасибо. Коллаж как техника не очень популярен, хотя всем кто интересуется не стандартными подходами к изобразительному искусству рекомендую книгу, автор Карла Сонхайм "Художественная мастерская: графика" , издательство Питер 2015 год, Есть в Лабиринте. В этой книге среди всего прочего крайне интересного, есто современные подходы к коллажу. Я по этой книге несколько уроков с детьми провела, просто в восторге были ребятишки. Совершенно не ожиданные методы и подходы к графике.

Художник 09.08.2016

Карла Сонхайм, знаю ее работы! Очень интересный художник-иллюстратор!

Дома несколько книг Эрика Карла! Обожаю его! Особенно "Снежный сон". Спасибо за знакомство с другими иллюстраторами! Обожаю коллаж, особенно с рваным краем!

Художник 09.08.2016

Светлана, рада была поделиться!

Было интересно)) спасибо!
Художник 09.08.2016

С удовольствием поделилась!

Спасибо, что показали такие интересные коллажи и рассказали о технике!

Художник 09.08.2016

Очень рада, что понравилось!

Спасибо!Чудесный обзор,замечательные художники!Ваши Картины-окошки -это ОКНА в природу,веет свежим ветром и запахом цветов!

Художник 08.08.2016

Полина, спасибо за Ваши слова, они очень приятны!

Шикарны морские пейзажи!!!
Художник 08.08.2016

Да-да!

Коллажи очень люблю! В любой технике.{#}

Это только кажется со сторны: ничего сложного- и я так смогу.{#}

Разрезать рисунок с обратной стороны и попробовать что-то новое собрать- интересная идея. Обязательно попробую!{#}

Спасибо за статью!

Художник 08.08.2016

Татьяна, рада, если этот обзор действительно окажется посылом к чему-то новому!

Прекрасные работы подобраны, за Беатрис отдельное спасибо image

Художник 08.08.2016

Юлия, пожалуйста)) Подозреваю вы с ее творчеством хорошо знакомы?{#}

Ух ты!!! Здорово как!!! Это своего рода медитация...очень-очень понравилось, спасибо за знакомство{#}{#}{#}{#}{#}

Художник 08.08.2016

Медитация, правда! Не страшно ошибиться, минимум финансовых затрат и масса удовольствия!

DeLuca 08.08.2016

Какая прелесть! Спасибо! Очень интересная техника.

Художник 08.08.2016

Спасибо Вам!

Спасибо! В норку утащила))) вчера с ребенком Винни пуха так делали.
Художник 08.08.2016

Не за что! Детям такие вещи особенно интересны.

спасибо! очень интересное путешествие по бумажным фантазиям!{#}

Художник 08.08.2016

Рада, что понравилось!

Итак, рецепт "очень прост":

1. Нарвать бумажек.

2. Добавить собственной гениальности... {#}{#}{#} ....и ты уже Матисс!!!! Ну или почти....{#}{#}{#}

Художник 08.08.2016

Именно, Юлия!)) И даже круче Матисса!

Какие же они все тёплые! ЗдОрово!

Действительно, кажется, что все очень просто. Вот, сейчас нащиплю каких-нибудь клочков бумаги, и сотворю шедевр... Но, к сожалению, это только кажется. Здесь представлены работы настоящих художников, талантливых и самобытных. Остается только смотреть и восхищаться.

Масса положительных эмоций. Светлана, спасибо за статью.

Художник 08.08.2016

Спасибо за интерес! Бумага раскрепощает, нет страха чистого листа, "а вдруг не получится". Наоборот, свобода творчества здесь окрыляет.

Бесподобно! Особенно впечатлили морские пейзажи! Чтобы создавать такие шедевры, нужно быть художником.

Захотелось попробовать, начать с простых сюжетов, благо маленьких обрезков бумаги у скрапбукера вагон и маленькая тележка image

Художник 08.08.2016

Скрапбукеру "сам бог велел" попробовать коллаж! Бумага для скрапа шикарна в коллаже, такие цветовые нюансы можно создать..ммм..!)