Мастер-класс: изготовление салфетки «Снежинка» в технике гильоширования

Мастер-класс: изготовление салфетки «Снежинка» в технике гильоширования | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Изготовление салфетки «Снежинка» в технике гильоширования

Техника гильоширования позволяет изготовить множество изделий для дизайна интерьера: салфетки, скатерти, шторы. Мы изготовим салфетку «Снежинка» в подарок родным и близким
Кто же первым придумал вырезание снежинок?
Вырезание узоров из бумаги — это древнее искусство, встречающееся у разных народов. Зародилось оно, по-видимому, в Китае, где Цай Лунем в 105 году н. э. была изобретена бумага. Так как бумага была довольно дорогим материалом, то вырезание из него являлось развлечением исключительно императорского двора. Придворные модницы и красавицы украшали свои лица и прически вырезанными из бумаги картинками.

Позднее, в XIII-XVII веках, стоимость бумаги существенно снизилась, она стала более доступна, а искусство вырезания превратилось в один из видов традиционного народного декоративно-прикладного искусства Китая «цзяньчжи». Одно из направлений этого искусства «си-хуа» — изготовление из бумаги праздничных украшений, ритуальных предметов, символов-пожеланий на разные случаи жизни.

Вырезание снежинок является одним из направлений всеми любимого древнего искусства. Где впервые появилась такая вырезка сейчас установить невозможно. Можно предположить, что произошло это в России задолго до появления бумаги.
В древней Руси с незапамятных времен для изготовления различных предметов быта, таких как туеса, шкатулки, короба, кузовки для хранения ягод, зерна, соли, крупы, муки, использовали кору березы — бересту.
В XVIII веке предметы из бересты украшались прорезным ажурным орнаментом.

Тонкая береста легко прорезалась как ножом, так и ножницами это позволяло создавать сложные орнаменты, которые пользовались большой популярностью и радовали глаз (а ножницы в России появились где-то в X веке). Человек очень наблюдателен, поэтому неудивительно, многие идеи он заимствует у окружающей его природы. Так и появились узоры на берестяных изделиях, которые воспевали не краски лета, а суровую красоту зимы.
В настоящее время снежинки вырезают не из бересты, а из бумаги. Из года в год вырезанные из бумаги снежинки радуют нас своей красотой и изяществом. Красивыми снежинками можно украсить окно, елку, шторы. Оригинально будут они смотреться и на праздничном столе.
Нам понадобятся для работы:

Инструменты и материалы:
1. Рисунок снежинки.

2. Выжигатель для ткани с очень тонкой «королевской иглой».

3. Кусочек ткани  креп-сатина белого — 20*20 сантиметров.

4. Кусочек ткани  креп-сатина голубого– 22*22 сантиметра.

5. Картон для трафарета и шаблона.

6. Маленькие ножницы с острыми концами для вырезания трафарета.

7. Большие ножницы для разрезания ткани для салфеток.

8. Копировальная бумага — для перевода рисунка на картон.

9. Стекло для выжигания, чтобы не прожечь стол.

10. Ручка, маркер, карандаш, линейка.

11. Офисная бумага.

12. Утюг, гладильная доска.

 сервировка стола

В своей работе мы будем использовать шаблон и трафарет салфетки.
Чем же отличается шаблон от трафарета?
Шаблон служит для выжигания одинаковых деталей по наружному контуру. Это может быть основа салфетки, отдельные накладные элементы, собираемые потом в единую композицию.
Трафарет — это вспомогательное приспособление, предназначенное для оформления узора внутри какой-либо детали изделия. Он может иметь и свой наружный фигурный контур, как шаблон, но основное значение имеет вырезанный узор внутри него.

Последовательность выполнения работы
Берем рисунок понравившейся снежинки из интернета, распечатываем. Я обвела снежинку маркером, чтобы было видно на фотографии.

 салфетка на стол

С помощью карандаша и линейки рисуем контур будущей салфетки.

 гильоширование

С помощью копировальной бумаги переводим  контур салфетки на картон и вырезаем. У нас получился шаблон салфетки.

 выжигание по ткани

С помощью копировальной бумаги переводим рисунок  снежинки на картон.

 ручная работа

Маленькими  ножницами с острыми концами вырезаем сначала контур трафарета снежинки.

 новогодняя тематика

Затем вырезаем узор внутри  трафарета снежинки. Трафарет готов.

 салфетка гильошированием

Шаблон и трафарет нашей будущей салфетки — снежинки готовы.

 салфетка ручной работы

Начинаем выжигать основу салфетки. На стекло кладем проутюженный кусочек ткани голубого цвета шириной 22 сантиметра  и длиной 22 сантиметра. Сверху на ткань кладем шаблон салфетки. Плотно прижав шаблон к ткани, разогретой иглой выжигателя,  ведем по контуру шаблона не отрывая иглу от стекла. Очень важно! При работе игла должна быть строго перпендикулярна поверхности стекла.

мастер-класс

Основа готова.

Нам осталось выжечь по трафарету снежинку, основную накладную деталь нашей салфетки. На стекло кладем проутюженный кусочек ткани белого цвета шириной 20 сантиметров и длиной 20 сантиметров. Сверху на ткань кладем трафарет снежинки. Плотно прижав трафарет к ткани, разогретой иглой выжигателя,  ведем по внешнему контуру трафарета не отрывая иглу от стекла.

Аккуратно отделяем лишнюю ткань от трафарета.

Выжигаем узор внутри снежинки. Очищаем стекло от вырезанных элементов.

Отделяем трафарет от ткани.

Снежинка готова.

На основу салфетки голубого цвета, вырезанную по шаблону, кладем нашу снежинку белого цвета. Осторожно расправляем все углы. Плотно прижав снежинку к основе, выполняем прижигание в нескольких местах снежинки, чтобы она хорошо держалась на основе.

Переносим салфетку на гладильную доску, утюжим с изнаночной стороны, чтобы снежинка прилипла к основе. Переворачиваем, переносим обратно на стекло. Выполняем прижигание снежинки на основу по краю всех вырезанных узоров снежинки точками на расстоянии 0,2-0,3 миллиметра друг от друга. Салфетка готова.

Можно выполнить набор сервировочных салфеток для новогоднего стола.

Спасибо за внимание. Буду рада конструктивной критике. 

Комментарии (8)
Voobrazharium An-Vi 01.08.2016

Признаться, не знакома с такой техникой) {#}салфеточки получилось очень красивыми

Буду по возможности знакомить с различными техниками в гильошировании. Например силуэтной аппликацией, многослойной аппликцией, графикой по ткани горячей иглой и др.

Мне эта техника всегда казалась очень сложной! И выжигатель есть, и учебник со схемами и советами, а не могу решиться попробовать!

Вера попробуйте, я уверена Вам понравится и всё получится! Я Вам как педагог говорю, я преподаю гильоширование в Центре дополнительного образования. У меня дети с 9 лет выжигают такие салфетки, Это самое легкое в гильошировании(выжигание по шаблонам и трафаретам). Если не верите найдите меня в одноклассниках, я на своей страничке выставляю детские работы для родителей и учащихся.

Новый год

Скажем так, подготовка к Новому году. Раньше подготовишься, лучше проведешь!

Замечательные салфетки!

Большое спасибо Светлана!

Рубрики мастер-классов