История кефира или рецепт пышных оладьев

История кефира или рецепт пышных оладьев | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Начну издалека. С начала 20-го века. Кефир в Центральной России тогда не готовили – лишь изредка завозили с Кавказа и продавали по дорогой цене. Первый российский кефир появился в 1909 году.

В 19-ом веке кефир был священным напитком для карачаевцев, и тайну его приготовления не открывали иноземцам. Сам же напиток успешно продавали, но повторить его никто не мог. Рецептом горцы делиться не хотели - то, мол, дар богов, рецепт не дадим. И всё тут.  Считалось, что сей небесный дар в виде желтоватых горошин, именуемых "пшеном Пророка" или "зернами Магомета", в своем посохе принес пророк Магомет, который и научил горцев готовить кефир. Напиток делал человека бодрым и здоровым, по этой причине карачаевцы, всегда славившиеся своим долголетием, тщательно скрывали от других народов, в особенности от иноверцев, секрет его изготовления.

В 1908 году Всероссийское общество врачей обратилось к известному московскому молокозаводчику, бывшему морскому офицеру Н. Бландову с просьбой оказать помощь в раскрытии тайны приготовления кефира и наладить выпуск кефира в Москве. Фирма «Братья Бландовы» вела дела широко. Но главное, она имела двенадцать сырзаводов на Северном Кавказе, в окрестностях известного курорта Кисловодска, где жили карачаевцы. В Кисловодск за кефирными грибками Бландов отправил свою работницу Ирину Тихоновну Сахарову, которой было тогда всего 20 лет. Фактически, это была самая настоящая разведывательная операция. Крестьянке из Рязанской губернии к тому времени уже удалось закончить Новскую школу скотоводства и молочного хозяйства. Под руководством французского мастера освоила Ирина сложную технологию изготовления сыра «камамбер» и других французских сыров. А в 1907 году на Всемирной выставке в Париже за сливочное масло, выработанное Сахаровой, фирма Бландовых получила золотую медаль.

Молодая, красивая и бесстрашная девушка отправилась в окрестности Кисловодска к поставщику одной из местных сыроварен, князю Бек-Мирзе Байчорову (в разных источниках его имя пишется по-разному), с надеждой, что ей удастся уговорить его продать фирме Бландова небольшое количество кефирной культуры. Приехав в Кисловодск, в первый же вечер Ирина Сахарова с местным управляющим Васильевым отправились в гости к Бек-Мирзе, у которого Бландовы покупали молоко для своих заводов. В горном ауле Корсунка встретили их с пышным восточным гостеприимством, но... кефирных грибков не дали. Между тем, очарованный Ириной, Бек-Мирза вроде как даже влюбился в Ирину.

Не получив кефирного грибка, огорченные Ирина и ее спутник Васильев решили покинуть усадьбу князя, сели в фаэтон и тронулись в путь, обратно в Кисловодск. Но далеко уехать им не удалось. По пути их нагнали пятеро всадников в масках. Один из них схватил Ирину, перекинул ее через седло и помчался в горы. Умыкнули нашу шпионку!

Васильев, хорошо зная местные обычаи горцев, добравшись до Кисловодска, сразу обращается в жандармерию и отправляет срочное сообщение Бландовым о неожиданном поступке их поставщика, а тем временем пленнице кефирный магнат, извинившись за горский обычай умыкания невест, уже предлагал руку и сердце.

Вскоре на выручку Сахаровой явились жандармы вместе с Васильевым и освободили кавказскую пленницу. А через несколько дней состоялся суд над князем.

Несмотря на то, что пленница была вызволена из своего заточения, представители фирмы Бландова требовали сурового наказания для дерзкого князя, посмевшего похитить их сотрудника. Но перед судом встала проблема - предстояло наказать не какого-то разбойника, а представителя древней горской аристократии, сильного своими родовыми и племенными связями. Судья, не желавший обострять отношения с влиятельным горцем, предложил сторонам помириться и простить Ирине "пылкость князя, потерявшего голову от ее красоты".
— Может быть, вы простите князя? — уговаривали Ирину местные власти. — Он же не причинил вам вреда!
— Прощу, — согласилась она. — Только условие: пусть князь подарит мне 10 фунтов кефирных грибков.

На следующее утро Бек-Мирза прислал Ирине кефирные грибки и огромный букет цветов. Стоит заметить, что князь проявил редкостное великодушие, отказавшись от преследования так досадившей ему девицы, и целый месяц после этого девушка могла беспрепятственно путешествовать по краю: она скрупулёзно собирала у карачаевцев и изучала рецепты изготовления кефира (мало того, каждое утро Ирина обнаруживала на своём окне свежий пышный букет)...

Первый кефир поступил в Боткинскую больницу как лекарство. В то время все приходилось делать вручную. Ирина Тихоновна разливала молоко в 250-граммовые бутылочки, укладывала их в термостат, нагревала, встряхивала по нескольку раз, даже ночью, потом закрывала пар и пускала в термостат ледяную воду. И постоянно следила за грибками, чтоб те не теряли своих свойств, не переродились, не заболели. Промывала их только кипяченой водой, стараясь руками не касаться.

Вскоре кефир стал очень популярным. Его выпускали все больше и больше, он появился на прилавках магазинов. Технология изготовления кефира в советское время несколько отличалась от современной – раньше продукт заквашивался непосредственно в бутылках. На современных молокозаводах кефир вырабатывают из специальной закваски или грибков в виде сухих микроорганизмов, которую сначала оживляют в специальных стерильных аппаратах, а затем смешивают с заквашенным молоком. Средняя жирность кефира составляет около 2,5%.

Это я к чему всё тут рассказываю?

А к тому, что, когда я эту историю про кефир узнала, решила немного по-другому отнестись к принципу приготовления оладьев....

И вот теперь тонким оладьям пришёл конец!

рецепт, кулинария, творчество, блог марии сотник

Теперь мои оладушки всегда пышные и не опадают. И вот я с удовольствием делюсь с вами своим рецептом.

Итак. Собственно рецепт:

500 мл кефира

1 яйцо

1,5 ст.л сахара (можно сделать послаще)

0,5 ч.л. соли

1 пакетик ванилина

1 пакетик разрыхлителя или 1 ч.л.соды

400 грамм просеянной муки

растительное масло для обжаривания.

Приготовление. Сложного ничего нет. Все продукты перед замешиванием должны быть комнатной температуры. Мука обязательно просеяна. Сначала смешать кефир, яйцо, сахар, соль, ванилин. Затем добавить муку и разрыхлитель. Тесто замесить легче с помощью миксера. И главный секрет - оставить тесто для набухания клейковины и работы кефирных грибков на 30 минут в тёплом месте. Перемешивать тесто в это время не нужно. Для выпечки берём тесто ложкой с краешка посуды. Потом начинаем обжаривать оладьи на сковороде с двух сторон (тут ничего нового). Подаём с тем, с чем любят домашние - сметанка, варене, джем, мёд, сгущёное молоко. А можно и просто так. А на фото оладушки с мёдом.

Удачной кулинарии и хорошего аппетита! Ваша Мария Сотник.

Комментарии (18)
Зоя 03.08.2016

Спасибо большое за рецепт, утром попробую.Аж слюнки потекли)))

Мария Сотник 10.08.2016

Пожалуйста! Для того и старалась )

Оооой, как аппетитно -то!!!!!!!!!!!!!!......{#}

Так хочется пышных оладушков прямо сейчас... но ведь лето же ...лето....{#}

Эх, Мария-Мариечка....искусительница....{#}

Спасибо большое за историю и рецепт. Состав знала, а про "постоять 30 минут для пышности "- не знала{#}

Мария Сотник 02.08.2016

Вот, вот! И уменя не получалось без "постоять"! )

Мои мальчики не обращают внимания на время года, когда им хочется чего-нибудь к чайку )))

Вот с чем-чем, а с пышными бездрожжевыми оладьями у меня проблем почему-то никогда не было, а дрожжевое тесто - это ж каждый раз такая неопределённость!.. {#}

А кефирная история интересная, спасибо!

Мария Сотник 01.08.2016

А у меня проблемы с пышностью постоянно )))) то бездрожжевые оладьи были не пышные, то талия слишком пышная от оладьев ))

Не держите дома кефира и дрожжей image

Kuh 01.08.2016

Меня б не остановило отсутствие кефира и дрожжей{#}{#}

картофельные с яблочным муссом...{#}

ПС За кефир - отдельное спасибо!(ц) Давно была идея сухую закваску поискать, напомнили!{#}

Ну, всё, извращения пошли image image

Kuh 02.08.2016

Как говорила Раневская "Извращений, собственно, только два: хоккей на траве и балет на льду."{#} А так, традиционная еда.{#} сами кефиром дразнятся{#}

Мария Сотник 02.08.2016

Картофельные у нас не пользуются успехом...

Мария Сотник 02.08.2016

Это меня надо подальше от плиты держать )

Rainbow Любовь 01.08.2016

Ммммм... вкуснятина! В избранное!

Мария Сотник 01.08.2016

Вкуснятина - это точно )

Спасибо за рецепт ! Обязательно попробую !

Мария Сотник 01.08.2016

Попробуйте )

Самое интересное, что раньше я думала, будто оладьи без дрожей несовместимы с пышностью. Раньше у меня получались какие-то резиновые подошвы...

Спасибо! Очень романтичная история! И такие аппетитные оладушки! Мммм....! Пошла готовить!{#}

Мария Сотник 01.08.2016

Ирина, попробуй приготовить именно таким способом {#}