Нож и душа
Хочу вам передать статью, которую я прочитал в книге "Ножи технология изготовления и материалы", авторы: Э.Г,Зибенайхер-Гельвиг и Ш.Штфйгервальд. Просто, то что написано в этой статье очень мне импанирует, а автор очень близко к истине выразил мысль, что в некоторых предметах есть душа создателя. В данном случае речь, конечно, о ножах.
Автор статьи : Д-р Фолькер Дж.Герс, коллекционер.
Нож и душа
Чтение данной книги доставляет истинное удовольствие. Читатель узнает в ней много интересного о составных частях и конструкциях ножей, о материалах, используемых для их производства, а также о различных технологиях изготовления ножей. Книга может служить справочником для всех любителей и коллекционеров ножей. Но не только это имеет значение для описания и оценки той или иной модели ножа.
Коллекционеры ценят свои ножи не только с материальной точки зрения, так как, кроме материалов, затраченных на их изготовление, каждый нож имеет свою собственную душу. Что такое душа? Ее ведь нельзя пощупать руками, измерить какими-либо приборами или описать с помощью каких-либо научных терминов. Душа - это метафора жизни, живая субстанция, существующая сама по себе. Душа относится к личности, к собственному "я", к внутреннему содержанию, к чему-то неуловимому, к чувствам и характеру. Обо всем этом можно говорить в отношении человека. Но применимы ли все эти понятия к вещам, могут ли они излучать нечто неуловимое, что оказавает влияние на человека, могут ли они иметь душу? Душа не может существовать в пустом пространстве, ее начинаешь чувствовать только через соприкосновение с ней. Примером может быть, например, любовь с первого взгляда, когда человек вдруг начинает ощущать душу другого или другой, видит в этом что-то прекрасное и понимает, что это жизненно важно для него. Человек смотрит в глаза, видит другого человека и уже знает, что он/она - это тот самый человек, который ему/ей необходим. Иной раз это происходит не сразу и требует времени, какого-то первичного импульса. Два человека на протяжении нескольких лет общаются друг с другом, например, на работе, и вдруг, после того, как один из них что-то сказал или что-то сделал, другой понимает, что это "он" или "она", что именно его/ее искал долгие годы, сам того не осознавая. В отношении ножей у человека также может возникнуть "любовь с первого взгляда". Смотришь на нож, держишь его в руке, а внутренний голос говорит: "Он мне нравится". Но может быть и запоздалая любовь: сначала человек читает что-либо о ножевом мастере, узнает что-то об использованных при изготовлении ножа материалах, об идеях мастера относительно функциональных возможностей ножа и только после этого вдруг понимает - это отличный нож, и я хотел бы его иметь. Разумеется, у каждого человека это происходит по-разному: один принимает решение сразу, другой медлит, кто-то выбирает одну модель, кто-то другую. Единых правил здесь быть не может. В данной книге описаны материалы и техники изготовления ножей, дающие человеку возможность ориентироваться во всем многообразии ножевой продукции. Экзотические материалы и редкие формы клинка, функциональные возможности ножа и конструктивные особенности рукоятки - все это способствует возникновению у человека как раз того самого первичного импульса, позволяющего сделать ему тот или иной выбор. Но бывает и так, что самые новейшие технологии и самые современные материалы оказываются недостаточными для того, чтобы вызвать у человека положительные эмоции при виде того или иного изделия. От таких ножей веет холодом, и можно сказать, что у них нет души.
Тот кто держал в руках ножи великих мастеров, знает, что я имею в виду, говоря о душе ножа. Боб Лавлес получает за свои ножи значительно бОльшие суммы, чем его ученики, изготавливающие ножи, может быть, даже лучше его самого. Ножи Майкла Уолкера можно с закрытыми глазами отличить от ножей его подражателей. Складные ножи Рона Лэйка легко узнать не только по звуку, сопровождающему раскрывание ножа, но и по внешнему виду, даже если рядом с ними положить другие, почти ничем не отличающиеся от них ножи. В Европе также существует много ножевых мастеров, вкладывающих в свои изделия душу, но, к сожалению, есть и такие, которые просто осуществляют механическую сборку определенных деталей, после чего, правда, недоумевают, почему их ножи залеживаются на прилавках.
Итак, каждый нож имеет свою душу, вопрос лишь в том, каким образом тому или иному мастеру удается вдохнуть в него эту душу?