Из чего конфетка, или Стоит ли гнаться за дешевыми материалами
- Рубрика: Занимательные истории
- Виды творчества: Папье-маше
Мастера, использующие дешевые и бросовые материалы в своей работе, роют себе яму — в погоне за мнимой легкой прибылью не учитываются некоторые аспекты, о которых я хочу здесь рассказать.
Начиная заниматься продажами своих изделий, каждый мастер задумывается о таких сложных, на первый взгляд, но необходимых для осмысления понятиях, как себестоимость, прибыль и рентабельность бизнеса. Все мы знаем, что хендмэйд на продажу — это мини-модель настоящего бизнеса, составляющими которого являются рекламные кампании, анализ издержек, поиск поставщиков сырья и материалов, учет сезонных тенденций спроса, исследование рынка, борьба за прибыль.
Однако, как в любом уважающем себя бизнесе, мастерам хендмэйда приходится прикладывать усилия не только по увеличению прибыли всеми доступными способами, но и добиваться высокого качества своих изделий, ибо конкуренция велика, чем бы вы ни занимались.
И вот здесь уместна отличная поговорка: «Из дерьма не сделать конфетку». Ну, никак. Буду говорить о том, что мне ближе: я просто убеждена в том, что невозможно сделать качественную венецианскую маску из туалетной бумаги, пусть даже самой «подходящей» для этого марки. Нельзя добиться идентичности своих изделий с изделиями итальянских мастеров, используя, к примеру, акриловые краски вместо потали или сусального золота, а вместо стеклянных кристаллов пластиковые полубусины. Да, несомненно, себестоимость изделий с использованием дешевых материалов резко снижается. Но возрастет ли прибыль?..
Рынок дешевых «венецианских» масок сейчас переполнен с избытком китайскими пластиковыми и даже картонными подделками, впрочем, абсолютно честно не претендующими на аутентичность. Потенциальному покупателю проще и выгоднее сделать выбор в пользу этих масок, ассортимент и количество которых гораздо шире, чем в хендмэйде. Но, допустим, преодолев конкуренцию в этом сегменте, мастер, использующий дешевые материалы, нашел своих покупателей. И произошло это, в основном, за счет низкой цены самого изделия. В данном случае рассчитывать на высокую прибыль приходится только за счет увеличения объема продаж. Очевидно, что необходимо будет вступить в жесткую конкурентную борьбу с китайскими фабриками, удерживая своих покупателей планомерным снижением цены. Реально ли это? И стоит ли оно того?
Можно, конечно, переступить через свою совесть и настолько возвыситься исключительно в собственных глазах, чтобы назначить изделию из дешевых материалов баснословную цену. Скажем, с рентабельностью в 500-600%. Тогда при себестоимости 150 руб. (и это еще прилично!) цена маски составит 900-1050 руб. Изделие выйдет на новый уровень и станет конкурировать с авторскими работами средней ценовой категории 1500-2000 руб. за маску. Скорее всего, покупатель предпочтет низшую цену, даже при более высоком качестве прочих схожих товаров. Что же дальше? Получим ли мы высокую прибыль в этом случае? Не думаю. Разовая покупка останется разовой, покупатель не вернется в наш магазин, поняв, что за свои деньги он получил что-то, мягко говоря, странное...
Поверьте, туалетная бумага в качестве основного материала в технологии папье-маше выглядит как туалетная бумага, газета — как газета, а решетка из-под яиц, как ни декорируй, будет выглядеть как жеваная решетка из-под яиц.
Но ведь цель мастера — не только получение стабильной прибыли, но и удовольствие от процесса, удовлетворение собственной работой, чистая совесть и радость творчества. Ощущения от работы с газетой и профессиональной дорогой шерстяной или хлопковой бумагой, от использования обойного клея и неразбавленного ПВА, от покраски поверхности краской и манипуляций с поталью — несравнимы между собой. А когда ты понимаешь, что итальянские маскерайо работали по тем же самым технологиям веками, когда выискиваешь секреты их работы по крупицам по всему интернету, переписываясь с прославленными мастерами, увлеченными делом всей своей жизни, и чувствуешь свою причастность к этому волшебному процессу, тогда забываешь о прибылях и убытках.
Я уверена, что радость творчества напрямую связана с возможностями мастера. А они существенно расширяются, когда в руках уменье, в голове интересные идеи, а на столе материалы, с которыми работают настоящие профессионалы. За что платит в этом случае покупатель? Прежде всего, за высокое качество работы. Маска гарантированно не рассыплется в руках, не деформируется при транспортировке и использовании, будет выглядеть дорого, аутентично, эксклюзивно и радовать своего владельца долгие годы.
Ну, а мастеру вы подарите время, чтобы совершенствоваться в своем мастерстве.
Давайте не будем обманывать покупателей и самих себя. Конфетки не получится.