Публикую продолжение нашего мастер-класса по созданию плаг из древесины лунного эбена и дихроичного стекла.
Ссылка на первую часть
Для данных плаг была выбрана древесина лунного эбена.
Лунный эбен — это древесина вида Маболо (Diospyros blancoi A.DC.); крайне редкая разновидность чёрного эбена. Родина — Филиппины, сейчас встречается только в непроходимых лесах Мьянмы. Лунный эбен — единственный сорт среди эбеновых деревьев с древесиной светлых оттенков. Текстура дерева очень красива. Древесина запрещена к рубке и вывозу. Мьянма крайне редко продаёт квоты на незначительные партии.
Деревья, допустимые к рубке, имеют возраст от 400 - 450 до 1000 лет. Это происходит потому, что заболонь эбеновых деревьев составляет порой до 70 % от общей толщины дерева и её отделяют и выбрасывают сразу после спиливания дерева, забирая только твёрдую сердцевину, которая находится в самом центре ствола. То, что дерево эбена оказалось лунным, — определяется по мере спиливания дерева, так как внешне оно неотличимо от других видов эбеновых деревьев. Эбен растёт очень медленно — проходят века, пока дерево вырастет до товарных размеров. Из-за крайне медленного роста древесина эбена приобретает огромную плотность — до 1400 кг/м³. Древесина лунного эбена тонет в воде, так как её плотность выше плотности воды.
Из лунного эбена делают самые дорогие, редкие, эксклюзивные и красивые бильярдные кии, имеющие высокие игровые характеристики и твёрдость, однако стоит отметить, что далеко не каждый мастер возьмётся за изготовление кия из лунного эбена, т.к. структура волокон и большая твёрдость требуют от мастера большого опыта по обработке этого очень дорогого дерева и наличия особых инструментов повышенной износостойкости, так как лунный эбен быстро и легко затупляет практически любой режущий деревообрабатывающий инструмент.
Теперь переходим непосредственно к процессу изготовления!
Выбираем участок дерева с красивой текстурой. Карандашом рисуем на нем контур плаг и "гнезда" для вставки из дихроичного стекла по шаблону. Направление волокон древесины оставим перпендикулярно плагу, так каплевидная форма будет смотреться гармоничнее!
Выпиливаем форму плага на лобзиковом станке (с небольшим запасом), затем доводим форму на тарельчато-ленточном шлифовальном станке, на нем же сошлифовываем плаг до нужной толщины.
Бормашинкой делаем углубления бортов будущих плаг (используем шаровой бор), затем 2 борами (шаровым и прямым) выбираем посадочное место под стекло. Нужно подобрать оптимальную глубину, чтобы вставка не сильно была утоплена в дерево, но и не сильно выступало из него. Мы оставили вставку возвышаться над деревом примерно на 1 мм.
Скругляем кайму вокруг посадочного места все той же бормашиной использую боры по дереву различной формы.
Изделие у нас парное, для молодого человека (большие плаги 56 мм) и девушки (маленькие 16 мм). С "малышами" производим те же операции что и ранее с большими.
Теперь осталось только довести изделие до блеска! Начинаем шлифовку наждачкой бумагой начиная с зернистости 240, завершаем полировкой войлочным кругом.
Изделия пропитываем в рисовом масле, выжидаем несколько часов и окончательно вклеиваем вставки в дерево!
Две пары плаг для влюбленных готовы! Отдельно хочется заметить, что это был наш первый совместный опыт по изготовлению плаг каплевидной формы. Удалось поработать и отработать все приемы в малом и большом масштабе!
Спасибо за внимание!