Портрет по фотографии. Достоинства и недостатки.
Создать портрет по фотографии - это одно из самых сложных задач для художника. Нет, не так - наисложнейших задач, о каком бы материале мы не говорили. Для создания хорошего портрета нужно учесть следующее:
1) Сходство. Согласитесь - цель портрета все -таки передать сходство, индивидуальность. Лица у людей как линии на наших ладошках - абсолютно у всех разные. Но для этого мало иметь хороший глаз, ведь мы не копируем, мы - создаем портрет. И в тоже время как отмечал Лихачев нельзя рассматривать портрет, созданный вручную, с точки зрения похож - не похож, для этого есть фотография. Очень часто художник передает больше не внешнюю похожесть, а внутреннюю, то есть характер.
2) Пропорции лица. Без знаний анатомии лица человека точное копирование может привести художника в "зловещую долину". Это граница, которая уходит дальше рамок милого наива как у Пиросмани. Такой рисунок чаще вызывает подсознательный страх оттого, что наше привычное понимание пропорций лица, не находит точек соприкосновения с увиденным, и это вызывает безотчентную неприязнь, страх, как при виде паука. Кривые глаза, странные зубы, не улыбка, а оскал, черные зрачки. Увы, но те, кто берется просто копировать с фотографии, чаще всего рисуют монстров с застывшими масками. Такой портрет - лучший претендент в музей плохого искусства.
3) Подчеркнуть самую красивую черту, а если удасться - найти несколько "красивостей". Портрет - это не копия с фотографии, наверное, часто об этом повторяю, но повторю еще раз - нужно рисовать или писать образ. Ведь лицо это не набор из носа, глаз и губ, это движение и характер, эмоции и переменчивость. Поймайть эту главную черту в человеке, передайть ее, и поверьте - это не лесть для портретируемого, это психология.
4) Нужна коммуникация с человеком, которого рисуешь. Без коммункации нет характера, а без характера получится лишь копия с фотографии: скучная, неинтересная и без изюминки. Смысл такого портрета, скопированный с фотографии, теряется. Поэтому следующий пункт...
5) Не стоит копировать все подряд, что есть на фотографии. Художник от фотографа отличается тем, что всегда может все изменить, исправить. Одна моя заказчица написала комментарий к портрету матери, который заказывала : "Напишите как есть на этой фотографии....только без усов)". У ее мамы оказалась довольно буйная растительность над верхней губой. Конечно я не собиралась "срисовавывать" усы, как и бородавку на щеке, как и глубокие морщины, седые волосы...Все недостатки были "не замечены", основной акцент был поставлен на красивые глаза и теплую улыбку матери. Будучи студенткой, я сталкивалась с тем, что мы все так или иначе "уродовали" портрет из - за того, что старались нарисовать все, что видели, а художник, поверьте, видит гораздо больше: и родинку, и складочку, и линию, и морщинку....И мы как задорные щенята на первой охоте радовались и рисовали все подряд. Художник должен закрыть глаза на недостатки и подчеркнуть те достоинства, о которых сам человек даже и не подозревает.
В настоящее время «портреты маслом по фотографии», которые рекламируются в интернете, часто не пишутся кистями и красками, а производятся методом фотопечати. Как - то я попала в фирму "Твой портрет" и увидела технологию производства. Заказчик присылает свою фотографию, которую вначале обрабатывают в программе. Затем файл ретушируется, то есть, применяется в программе ряд компьютерных эффектов, благодаря чему создаётся впечатление живописи. После этого файл записывается и пускается на печать, холст отдают художнику, который записывает маслом прямо поверх напечатанного холста. В результате - недорогой портрет маслом на холсте.
Портрет - это диалог между художником и портретируемым. В портрете, написанный художником, есть отражение характера человека и видение, отношение художника. И для меня как для художника важно, чтобы этот диалог состоялся!