Обновление пароля

 > Журнал > Публикации > История рукоделия > Секреты благородной фамилии (часть1. История)

Секреты благородной фамилии (часть1. История)

Виды творчества:   Разные виды творчества
Работа с металлом > Ковка металла
Секреты благородной фамилии (часть1. История) | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Знаете ли вы, какая фамилия самая распространенная в мире? Судя по статистике, лидируют китайские представители – Ли, Чжан, Ван. Но, если взглянуть на вопрос шире и собрать воедино все смысловые производные одной фамилии, то получится, что первое место  на мировом пьедестале занимают Кузнецовы, Ковалёвы, Коваленко, Ковальчуки, Ковали, Ковальские, Ковалевские, а также Смиты и Шмидты. Современные носители данных фамилий получили их в наследство от своих предков, которые, по-видимому, занимались одним делом – были кузнецами.

 металл

Истоки кузнечного ремесла восходят к глубокой древности. Первое упоминание о кузнецах встречается в мифологии Древней Греции: именно божественный кузнец Гефест выковал гвозди для распятия Прометея на кавказской скале. Отсюда и началась история кузнечного дела.

 железо

Железо было известно еще ранним славянам. Имя легендарного основателя города Киева — Кий — могло означать «палица», «молот». Славяне считали, что кузнецов оберегал бог Сварог. Некоторые исследователи предполагают, что дохристианским именем кузнеца было «сварожич», то есть человек, связанный с огнем. К делам кузнецов и оружейников был причастен и грозный Перун.

ковка

Кузнечное ремесло рассматривалось нашими предками, как  занятие таинственное и даже колдовское. Считалось, что кузнец может не только выковать плуг или меч, но и врачевать болезни, устраивать свадьбы, ворожить, отгонять нечистую силу от деревни.

кузнечное дело

Христианские святые Кузьма и Демьян (Косьма и Дамиан), день которых отмечается в ноябре, были покровителями брака, ремесел и домашней птицы. Согласно украинским преданиям, Кузьма-Демьян (Божий Коваль) изготовил для людей первый плуг. Ухватив клещами за язык гигантского змея, истреблявшего людей, он запряг его в этот плуг и заставил пропахать землю от моря до моря. Кстати, в Среднем Поднепровье Змиевыми валами до сих пор называют остатки древних укреплений.

 кузнечное мастерство

Древнеславянские княжества располагались в зоне рудных месторождений, и кузнецы почти повсеместно были обеспечены сырьем. Очень быстро кузнечное мастерство в  Киевской Руси достигла высокого уровня. Самый старый метод обработки металла – это ковка. Сначала  работники били колотушками губчатое железо в холодном состоянии, чтобы «выжать из него соки», т.е. удалить примеси. Затем они стали нагревать металл и придавать ему нужную форму.

история

К наиболее простым кованым изделиям отнестятся: ножи, обручи и дужки для ушатов, гвозди, серпы, косы, долота, шилья, лопаты и сковороды, т.е. предметы, не требующие специальных приемов. Их мог изготовить любой кузнец в одиночку. Более сложные кованые изделия: цепи, дверные пробои, железные кольца от поясов и от сбруи, удила, светцы, остроги, - уже требовали сварки, которую осуществляли опытные кузнецы с помощью подручных.

 украина

С середины 16в. в украинской культуре ощущается воздействие европейских мастеров Возрождения. В изделиях  наших кузнецов любовно переданы мотивы природы, навеянные пейзажами Украины. Широкое применение нашел орнамент, украшение «виноградная лоза».

киевская русь

В полную силу художественные особенности железа раскрылись позднее, особенно в украинском искусстве XVII-XVIII столетий. В XVIII столетии ковка широко используется для выполнения оград городских усадеб, особняков, церковных дворов. Во всем господствует стилизация растительных мотивов, особенно трав, цветов, с изогнутыми стеблями и причудливыми формами лепестков.

славяне

В XX веке художественная ковка стала упрощаться. В настоящее время популярность кованых изделий постепенно растет. Возрождение художественной ковки имеет огромное значение для современного декоративно-прикладного искусства. Художественная ковка дает возможность создания уникальных по красоте и виртуозной утонченности изделий, идеально дополняющих архитектурные ансамбли. Огонь кузнечного горна придает жилищу высокую надежность и особое ощущение тепла, овеивает его духом высокого искусства прошлого. Прочность и изящество, продуманная гармония линий, четкость контура, – вот далеко не полный перечень достоинств кованых предметов.

традиции

кузнец

художественная ковка

кованные изделия

Фотографии из Парка кованных фигур. Часть фотографий авторские, остальные взяты из Интернета

Ключевые слова:  
 Тема закрыта автором

Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email