100 лет загадке "Черного квадрата" Малевича, или "Бог не скинут"
"Черный квадрат (ЧК) Каземира Малевича - картина, написанная в стиле супрематизма, одна из самых известных его картин, споры о которой не утихают вот уже 100 лет.
В интернете можно найти разные профессиональные и около-художественные сайты, где представлены самые противоречивые взгляды на идею картины: от "наивысшего воплощения чистой идеи в живописи", до "исскуственно раздутого галерейщиками фетиша". Попадаются и веселые версии идеи ЧК: "автор просто всех разыграл или написал картину на спор, а все и повелись" или "автор хотел написать лошадку, а она не получилась, он ее и закрасил (было много желающих соскоблить и посмотреть, но галерейщики не дают)" и наконец, предположение какого-то юного веб-дизайнера, что "это один черный пиксель, только большой". Бытует и такое мнение, что ЧК олицерворяет победу черных сил, что связано в первую очередь с появлением предшествующей ЧК оперы М. В. Матюшина «Победа над Солнцем», поставленной 3 (16) и 5 (18) декабря 1913 года, где декорации вместо солнечного круга содержали задник сцены, наполовину закрашенный черным.
Но! Давайте по-порядку.
Начнем с того, что "Черный квадрат" не самый черный, а точнее - совсем не черный и совсем не квадратный: ни одна из сторон четырехугольника не параллельна ни одной другой его стороне, и ни одной из сторон квадратной рамки, которой обрамлена картина. А темный цвет — это результат смешения различных красок, среди которых не было черной.
И, конечно, в начале ХХ века в общественной морали намечался раскол между старым укладом и новыми модными веяниями, которые позже проявились в нигилизме, атеизме и открытом сатанизме. Но... к счастью, ЧК ни к одному из них не причастен.
Чтобы понять смысл картины и то, почему автор несколько раз возвращался к этой теме (а после первоначальной версии было написано еще 3 картины), думаю, надо повернуться лицом к самому автору и посмотреть его личные публикации. И представьте, есть среди его статей одна, в которой он затрагивает тему взаимодействия Творческого Человека с Природой - "Бог не скинут. Искусство, церковь, фабрика.". И тут-то вдруг обнаружим, что Малевич не был богоборцем или нигилистом. Наоборот, признавая бесконечность Природы в микро- и макро- формах; признавал в Природе совершенного Бога - творца:
"...Человек стал раз-мышлять, о всех явлениях в природе и на основании, их сил разумных познаний предлагает строить свой мир представлений. Признав вселенной совершенство признал Бога и тем самым признал то в природе, что она не мыслит, мыслит только он, ибо Бог, как абсолют совершенства природы, не может больше мыслить. Таким признанием он выделил себя в мыслящее существо и вывел себя из совершенства Божеского творения. Какие причины побудили его к этому выходу? мне не представляется, как он вышел выключил себя из общаго абсолютного совершенства, и почему ему стала необходимость мыслить, раз все уже было в абсолюте? Он, единый, стал устремляться к познанию природы, как Бога совершенств; вышедши из немыслия как абсолютного совершенства, опять стремится через путь своих совершенных предметов воплотиться в совершенство абсолютного не мыслящаго действия, как будто какая то неосторожность случилось, как будто скользнул и выскочил за борт абсолюта. И таким образом он, как частица абсолютной мысли, вышедшая из общей орбиты движущаяся абсолюта, стремится теперь включить себя в орбиту. Может быть поэтому в земле собирает свое тело, чтобы бросить его в бесконечность. Сначала сам освободил ноги свои, потом поднял их и это было первым отрывом от земли, и так постепенно через быстроту колес к крыльям аэропланов все дальше к дальше к границе атмосферы, и потом дальше к своим новым орбитам соединяясь с кольцами движений к абсолюту. Стремясь преодолеть совершенства он вынужден строить свою природу отсюда видно, что человек, еще не воплощен всемирной или абсолютной мыслью как совершенство; он только движется к ней, путь его идет к человечеству, а оттуда к Богу, как совершенству. Мысль его напряжена и первым словом на устах его есть слово совершенство или практичность вещи в преодолениях вопросов его жизни, а т.к. совершенство Бог, то первое слово его всегда будет Бог, Через все свои производства он в надежде достигнуть Бога или совершенства, собирается достигнуть трона мысли, как абсолютнаго конца, на котором он уже не как человек будет действовать, но как Бог, ибо он воплотится в него, станет совершенством. Но что же для этого нужно сделать немного, управлять звездным пространством солнц, вселенными системами. А пока что земля наша будет его уносить в безумном своем падении в бесконечное ничто, в звоне беспредметного движения ритмического вихря вселенной."(с)
Удивительно, после смерти идея, вложенная в ЧК сыграла с самим Малевичем странную шутку: тело Малевича поместили в супрематический гроб, в виде креста с раскинутыми руками, перевезли в Москву, где кремировали в Донском крематории. 21 мая урна с прахом была захоронена под любимым дубом художника близ деревни Немчиновки. Над могилой установили деревянный кубический монумент с изображённым чёрным квадратом, на дубе закрепили доску со словами: «Здесь погребен прах великого художника К. С. Малевича (1878—1935)» доску со словами: «Здесь погребен прах великого художника К. С. Малевича (1878—1935)». Но после Великой Отечественной войны могилу художника найти не смогли.
Позже её местонахождение с достаточной точностью определила группа энтузиастов. Здесь было пахотное колхозное поле. Поэтому в 1988 году памятный знак для увековечивания места захоронения вынужденно разместили на опушке леса, примерно в двух километрах от реального погребения. Он представляет собой белый бетонный куб с красным квадратом на лицевой стороне. Сейчас рядом стоит дом № 11 по улице Малевича в Немчиновке, географические координаты. На тыльной стороне монумента размещена табличка с текстом: «В этой местности 25 мая 1935 года был захоронен прах всемирно известного художника КАЗИМИРА МАЛЕВИЧА. Знак установлен 30.7.1988 г.»
К настоящему времени колхозное поле также застроено и место погребения праха Малевича попало на территорию жилого комплекса «Ромашково-2". Так что, урна с прахом художника затерялась в земной бесконечности, а мемориальный посмертный куб с красным квадратом стоит среди жилых кубов и параллепипедов.
От себя добавлю, что картину интересно было бы посмотреть на рентгене, а вдруг там есть скрытый "сюрприз"?
Ну, а для тех, кто не поленился дочитать "многабукафак" - вариации на тему ЧК:
Спасибо тем, кто дочитал до конца! Желаю и вам побольше таких светлых открытий в кажущемся мраке Бытия ))