За что я люблю винтаж, или Убийство на крыше Мэдисон-сквер-гардена
Знаю, что многие не любят винтажные украшения (имеют право!), но никто не может отрицать, что винтаж - повод для самообразования. Не верите? И напрасно!!!
Недавно у меня в магазинчике была прелестная камея:
Она молниеносно нашла свою новую Хранительницу -
Первая шкатулка из чудесной серии о стариках, очень непростой и со смыслом бооольшим:), но Елена замечательно рассказала об этом сама
Но вернемся к брошечке.
Думаете, это просто красивая головка? Нееет, это так называемая "головка Гибсона" - идеал женской красоты, созданный американским иллюстратором Чарльзом Дана Гибсоном на рубеже XIX и XX столетий. Идеал эпохи модерна.
Я сама узнала об этом известном во всем мире художнике именно благодаря винтажным украшениям, на которых его головки воспроизводятся регулярно - вот только купить их бывает нелегко, потому что они хранятся в основном в частных коллекциях.
Чарльз Дана Гибсон, родившийся в 1867-м, происходил из семьи английских переселенцев, которые и в новой стране смогли занять не последнее место - двое его родственников были американскими сенаторами. Отец Чарльза неплохо рисовал, и юноша унаследовал его способности. Лучше всего начинающему художнику давалась линия, а то есть рисунок, а не живопись, что вовсе не мешало Гибсону лишь тушью и пером изображать все окружающее многоцветье.
После обучения в художественной студии в1886-м году в недавно основанном журнале «Лайф» был за четыре долллара опубликован певый рисунок Гибсона, и с тех пор он стал его постоянным автором.
Вскоре художник открыл собственное ателье и приобрел известность, а его почерк стал узнаваемым и характеризовался мягким юмором, а сюжеты находились и в высших кругах, и меж людей с улицы.
Они всего лишь собирают обычные веера и перчатки - гласит подпись под зарисовкой:).
В 1895-м Чарльз женился на неприступной красавице Ирэн Лэнгхорн, до него отказавшей 66-ти (!) женихам. Но и сам Гибсон был хорош собой, так что чета скоро стала знаменита не только в Америке, но и в Европе, потому что именно жена и стала музой художника, а ее портрета украсили страницы журналов Старого и Нового Света:
Кстати, прототипом "мужчины Гибсона" стал его друг писатель и путешественик Ричард Дэвис. Вот фотографии жены и друга:
Теперь многие натурщицы, включая артисток и звезд Бродвея, считали за честь позировать Гибсону. А он, творя, щедро подчеркивал личные достоинства каждой (например, 18-дюймовую талию знаменитой актрисы Камиллы Клиффорд).
Постепеноо выкристаллизовался образ "девушки Гибсона" - она была изычсканна красива, с длинной шеей и тонкими чертами лица, спокойна и уверена в себе. Самостоятельна, но не оголтелая феминитска и участница всяческих движений за права женщин.
Однако она повеевала мужчинами - художник мог изобразить ее изучающей смешного маленького мужчину под лупой или раздавливающей его своей ногой.
Рядом с ней мужчины часто изображались как простаки и неумехи, и даже красота и богатство не могли покорить ее сами по себе - нужны были еще ум, чувство юмора и хорошие манеры. Но иногда им приходилось выходить замуж вот так:
Гибсон изображал, как мужчины пленяются красотой девушки, как они следуют за ней повсюду, исполняют все её самые абсурдные желания.
Первая ссора
Одной из самых известных моделей была Эвелин Гибсон - натурщица и актриса, приобретшая скандальную известность благодаря делу об убийстве ее любовника Стэнфорда Уайта ее мужем Гарри Тоу.
Стэнфорд Уйат был известным архитктором, счастливым мужем и отцом - и изменником, за что и поплатился. В 1906 году во время музыкального представления на крыше Мэдисон-сквер-гардена, проектированием которого занимался Уайт, его застрелил миллионер обманутый муж и по совместительтсву миллионер Гарри Тоу. Это убийство широко освещалось в прессе, судебный процесс над Тоу газетчики окрестили «Судом столетия». Благодаря своему богатству и связям Тоу удалось избежать тюрьмы, он был признан невменяемым в момент убийства, был помещён в психиатрическую лечебницу и уже в 1913 году вышел на свободу.
Неудивительно, что многим женщинам хотелось походить на красивых и умных «девушек Гибсона». Но началась Первая мировая, и теперь было не до милых женских образов.
Однако Гибсон не только продолжает рисовать, но и в 1918-м, после кончины Джона Митчелла, основателя «Лайфа», становится единоличным владельцем издания.
В 1936-м Гибсон удаляется от дел и живет на собственном так называемом "Острове в 700 акров" у побережья штата Мэн, где начинает заниматься никогда особенно не любимой им живописью. Умирает он в 1944-м.
Художника помнят не только благодаря его чудесным рисункам и картина, но благодаря его любимому коктейлю (Мартини Гибсона) - мартини с джином, украшенный маринованным луком вместо традиционных оливок и лимонной цедры.
А теперь еще немного его работ: