Терпенье и труд все перетрут.
Русская народная пословица.
Йогин, чье отношение ко Времени безупречно, обладает бесконечным терпением, словно у него в запасе вечность для достижения своей цели, и, вместе с тем, действует, вкладывая всю свою энергию, чтобы достичь реализации здесь и сейчас.
Шри Ауробиндо, «Синтез йоги».
Итак, сегодня я начинаю тему Карма-йоги. Но прежде, хочу немного познакомить вас с основополагающими понятиями йоги в общем и целом, чтобы то, о чем я буду рассказывать в дальнейшем, было вам более понятно.
Традиционно, индийская философия разделяет развернутую вселенную на две составляющих – непроявленную (высшую, Брахман) и проявленную (низшую, Природа). В человеке непроявленное присутствует в проявленном в виде Атмана (души, искры Божьей в европейском понимании). Атман – Наблюдатель, безмолвный свидетель происходящего в проявленном мире. Физическое тело, скованное эго, в бесконечных метаниях собственного ума не видит заключенного в нем Атмана благодаря завесе Великой иллюзии – Майи. Я сравнила бы это с мыльным пузырем: малая часть воздуха, изолированная от основного объема тонкой пленой воды, свернувшейся в шар, на поверхности которой бесконечно мелькают отражения всех цветов радуги, воспринимается нами как самостоятельный, имеющий форму и тело объект, отличный от окружающего воздушного океана. Более того, радужность его поверхности кажется вполне реальной и представляется нам свойством самого мыльного пузыря, как объекта. Однако, стоит лишь коснуться его, как он исчезает, не оставляя после себя ничего – он всего лишь воздух вокруг нас. Так происходит и с нами: если отбросить завесу Майи, мы сможем обнаружить присутствие Брахмана в себе, и осознать себя полностью тождественным ему.
Главная цель любой системы йоги – единение с Атманом, выход на другой энергетический уровень (уровень осознанности), соприкосновение с непроявленным - Брахманом. Единственный способ достижения этого единения – однонаправленность ума – Унмани (полное безмыслие в состоянии полного осознания, высшая степень концентрации, ведущая к спонтанной медитации - самадхи). А вот способы развития концентрации для обретения самадхи – различны. Философия индуизма включает в себя следующие основные виды йоги:
1. Хатха-йога – основана на достижении самадхи посредством прекращения течения основных жизненных процессов в физическом теле посредством спонтанной остановки дыхания (кевала кумбхака). Данный вид йоги опирается на работу с физическим телом и требует неимоверного терпения, времени и полного погружения в практику. Это самый долгий и, пожалуй, самый затратный путь обретения самадхи. Но самый распространенный и популярный, ввиду его неоспоримых достижений в плане совершенствования и исцеления недугов физического тела. Основной принцип Хатха-йоги можно сформулировать, как «в здоровом теле – здоровый дух». Шастра (фундаментальный текст) – «Хатха-йога прадипика» Сватмарамы.
2. Раджа-йога – царская йога (или аштанга-йога). Включает в себя восемь ступеней, в процессе освоения которых достигается самадхи посредством работы с более тонким (ментальным) телом – сознанием. Данный вид йоги базируется на самодисциплине, самообуздании и успокоении ума. Этот метод считается более эффективным, но требует еще большей аскезы и уединения, вплоть до полного отрешения от обычной жизни (отшельничество). Шастра – «Йога-сутры» Патанджали.
3. Карма-йога – йога действия (Божественных трудов). Один из современных видов йоги (ее возраст насчитывает около 2-2,5 тыс. лет, в отличие от первых двух видов йоги, известных еще с доарийских времен) – входящий в систему Триединого пути (преданности, знания и трудов). Карма-йога базируется на принципе отречения от эгоистических целей в своих действиях (отказа от «вознаграждения» за труды, не вовлеченности в результат), осознании себя в любом действии всего лишь орудием высшей Воли. Самадхи достигается посредством растворения в высшем сознании, в Том, кто руководит. Шастра – «Бхагавад-Гита».
4. Джняна-йога – йога знания, ставит главной задачей обретение способности различения – вивека. Базируется на последовательном отказе от отождествления себя с иллюзорными проявлениями нашего видимого бытия и обретению истинного Я посредством преодоления завесы Майи. Вторая составляющая Триединого пути. Шастра – «Йога Васиштха».
5. Бхакти-йога – йога преданности, краеугольный камень Триединого пути, наивысший вид йоги по определению Бхагавад-Гиты, состояние самадхи в котором достигается благодаря обретению бесконечного блаженства в самозабвенной и неистовой любви к Божественному. Самый короткий и стремительный путь восхождения к самадхи, но доступный лишь единицам из миллионов ищущих, так как опирается не только на полное самоотречение и любовь к Богу, но и на восприятии мира в целом – как высшей гармонии, виртуозной игры Господа. Шастра – «Бхакти-расамрита-синдху».
В современном мире наиболее эффективной считается объединенная практика нескольких видов йоги (принцип интегральной йоги, изложенный Шри Ауробиндо в одном из главных трудов всей его жизни – «Синтез йоги»). Учитывая, что в запасе у нас вечность, не теряя времени, начнем знакомство с этим тайным учением, ведущим к духовной эволюции человечества.
Как я уже говорила, фундаментальным текстом Карма-йоги является Бхагавад-Гита (Божественная Песнь). Данная книга является высокопочитаемым (на уровне Упанишад) разделом древнеиндийского эпоса «Махабхарата». Гита описывает события, происходившие перед великой битвой при Курукшетре, и построена по принципу диалога между предводителем войска Пандавов – принцем Арджуной, и его возничим – Кришной, аватаром (земным воплощением) Господа Вишну. Карма-йога, изложенная в Бхагавад-Гите, представляет собой противоположность йоге Патанджали – вместо отрешения от мира и остановки жизненных процессов, полное единение с миром и медитативный динамизм – покой океана, принимающего в себя все впадающие в него реки.
Перед написанием этой статьи, я долго думала – с чего начать мой рассказ, чтобы он был последовательным и понятным, пока не решила, что, прежде всего, стоит ознакомиться с Шастрой – Бхагавад-Гитой.
В жизни каждого человека случаются ситуации, когда у него опускаются руки, и он впадает в отчаяние. Зачастую именно эти моменты являются переломными в нашей жизни, это наши «перекрестки семи дорог». Что же следует делать в таких случаях, как поступать? Бхагавад-Гита, для наглядности примера, использует, пожалуй, крайнюю из всех возможных ситуаций – период гражданской войны, несколько минут затишья перед бурей братоубийственной битвы на поле Куру. Именно в этот момент, в ужасе и отчаянии от предстоящего кровопролития, Арджуна (наследный принц трона, вождь Пандавов) восклицает:
«Я замечаю зловещие знаменья,
И не вижу блага от убийства своих родных в бою.
Я не желаю победы, Кришна, ни царства, ни удовольствий.
Не хочу убивать их, даже если сам буду убитым,
Даже ради власти над тремя мирами,
тем менее ради обладания землей.
Увы, увы, великий грех собираемся мы совершить –
Ради вожделения радостей царствования убить своих родственников.
Если бы меня, не сопротивляющегося, безоружного,
Убили в битве вооруженные противники мои,
мне было бы отрадней».
Как мы видим, Арждуна, в отчаянии, делает свой выбор – отказывается от греховных действий. И мы, читая эти строки, признаем его благородство, правильность его выбора. А что же Гита? Что отвечает Арджуне его Божественный возничий Кришна? Он не одобряет Арджуну, более того, отвергает и открыто критикует такой выбор, считая его малодушием:
«Откуда в тебе возникло это малодушие в бедствии,
не подобающее арийцу, лишающее небесного блаженства, причиняющее бесчестие?»
Но Кришна вовсе не пытается вовлечь Арджуну в битву, пробудить в нем страсть к победе, жажду власти, как это может показаться. Он открывает ему совсем другую истину, свою Владычную йогу:
«Кто думает, что он убивает, или кто полагает, что он может быть убитым,
оба не знают: он не убивает и не может быть убитым.
Итак, если ты не вступишь в этот праведный бой,
то, покинув свой долг и честь, ты примешь на себя грех.
Признав равным счастье и несчастье, достижение и неудачу, победу и поражение,
приготовься к битве, чтобы не впасть в грех.
Итак, да будет у тебя устремленность к делу, но никогда к его плодам,
да не будет плод действия твоим побуждением, и да не будет у тебя привязанности к бездействию.
Пребывая в йоге, совершай дела, оставив привязанность, равный в успехе и неудаче.
Равновесием именуется йога.
Ибо действия значительно ниже йоги мудрости;
В мудрости ищи прибежище, жалки побуждаемые плодами.
Преданный мудрости покидает здесь и заслуги, и грехи;
Поэтому предайся йоге: йога есть искусство в действиях».
Как мы видим, Гита не только настаивает на превосходстве действия над бездействием, она заставляет действовать при любых обстоятельствах. Но действие это должно обладать следующими качествами:
- Действие не должно быть эгоистичным: не я действую, Он – действует. Производимые действия должны быть очищены от нашей воли, нашей вовлеченности: мы всего лишь инструмент, исполняющий положенное действие согласно высшей Воле.
- Действие должно совершаться в жестких рамках собственной Дхармы: действие должно быть согласованным с собственным долгом и честью.
- Действие должно совершаться вне зависимости от принятия нами его результатов: все что Бог ни делает – все к лучшему.
- Действие должно быть свободным от привязанности к результату: мы должны действовать не ради вознаграждения, а ради самого действия.
- Действие должно быть осознанным – это должна быть добровольная чистая жертва: без сожаления, без ожидания воздаяния, без расчета.
Иными словами – действие должно быть эффективным, приводящим систему маятников нашей жизни в равновесие. С точки зрения физики это равновесие – закон Кармы (причины и следствия) – был сформулирован еще Исааком Ньютоном: «Действию всегда есть равное и противоположное противодействие, иначе, взаимодействия двух тел друг на друга равны и направлены в противоположные стороны». Таким образом, совершая действие, мы получаем в ответ противодействие равной силы (равной энергии) и тем самым приводим систему в равновесие, обеспечивая баланс сил. Именно поэтому действие лучше бездействия: только действие способно дать нам точку опоры!
Наверное, многое из сказанного мною сегодня, не слишком понятно. Но это временные трудности. По мере продвижения по выбранному пути понимание будет приходить. Но понимание йоги нельзя почерпнуть из объяснений (даже очень толковых). Для обретения понимания необходимо начать действовать. Понимание приходит только с практикой - вы это просто "почувствуете".
Поэтому включайтесь в процесс, начинайте выполнять действия с большей увлеченностью, большим осознанием, с большей концентрацией. Что бы вы ни делали, сосредоточьтесь на действии и только на нем, отрешитесь от переживаний о результате – каждый момент будьте здесь и сейчас.
Сегодня, как и обещала, я хочу предложить вам первую йогическую практику. И если вы сможете обрести ее – значит вы ступили на путь йоги.
Хатха-йога: Джала нети.
Джала нети – это первая из шести шаткарм (очистительных практик), принятых в Хатха-йоге. Она представляет собой процедуру очищения носовых проходов подсоленной водой, осуществляемую ежедневно. Я не буду останавливаться на многочисленных оздоровительных и энергетических эффектах данной процедуры (да не будет у вас привязанности к плодам!). Скажу только, что это одна из важнейших очистительных практик, обязательная для выполнения в процессе садханы (практики йоги) и способствующая укреплению иммунной системы. Поначалу, возможно, вам придется дисциплинировать себя, чтобы обеспечить ее ежедневное выполнение, но через некоторое время она войдет в привычку, и вы уже не сможете без нее обходиться.
Для выполнения этой шаткармы вам потребуются: специальный чайничек – нети лота, соль (поваренная или морская – мелкого помола) и чистая кипяченая вода. Для этих целей очень удобно воспользоваться устройством и солью для промывания носа марки «Аква-Марис», которые можно приобрести в любой аптеке.
Подготовка раствора соли: засыпаем в нети лота (устройство для промывания носа) соль из расчета 1-1,4г соли на каждые 100мл воды. Добавляем воду, температура которой близка к температуре тела – 37°С - 40°С, дожидаемся полного растворения соли. На одну процедуру достаточно 300-400мл раствора. Всегда следует готовить свежий раствор непосредственно перед применением.
Техника: стоя над раковиной умывальника (или ванной), слегка наклонитесь вперед. Держа сосуд с раствором за дно в левой руке, мягко введите его наконечник в левую ноздрю. Медленно наклоните голову вправо, приподнимая и наклоняя сосуд, чтобы вода из него плавно вливалась в левую ноздрю и выливалась из правой. Дышите медленно и спокойно через открытый рот. Пролив примерно четвертую часть воды, высморкайтесь и смените ноздрю – вливайте воду через правую ноздрю, держа сосуд с водой в правой руке. Повторяйте процедуру, чередуя ноздри, пока не закончится подсоленная вода. Если часть воды будет выливаться, в том числе, через рот – это не страшно, со временем носовые пазухи очистятся, а вы сможете подобрать нужный угол наклона головы, чтобы вода текла только через нос.
Указанную процедуру рекомендуется выполнять ежедневно, 1-2 раза в день
После процедуры обязательно осушите нос: наклонитесь вперед и вниз (горизонтально полу), закройте одну из ноздрей пальцем, вдыхайте и выдыхайте около 10 раз через другую ноздрю, акцентируя внимание на выдохе. Повторите с другой стороны. Не сморкайтесь слишком сильно, увеличенное давление не поможет осушить нос. Наоборот, расслабьтесь и просто дышите. Остатки воды выльются сами, без усилий.
Меры предосторожности:
- Если у вас есть проблемы (непроходимость носовых проходов, носовые кровотечения) – проконсультируйтесь с врачом и выполняйте данную практику с особой осторожностью.
- Выполняйте практику как минимум за 1,5 часа до выхода на улицу (возвращения с улицы) не зависимо от времени года.
- Во время сильного насморка (или обострения хронического гайморита) полностью откажитесь от выполнения процедуры на время сильной заложенности носа.
- Следите за температурой воды (она не должна быть слишком горячей или холодной), за концентрацией соли (от 1 до 1,4 процента – не менее и не более!), а также за тем, чтобы кристаллы соли были полностью растворены в воде.
Данная практика позволяет очистить носовые пазухи от скопившейся в них слизи и бактерий, что благотворно сказывается на состоянии здоровья и необходимо для занятий йогой, так как способствует нормальному и беспрепятственному процессу дыхания.
Первые результаты становятся заметны через 2-3 недели регулярного выполнения.
Желаю вам удачи в ваших первых шагах на пути садханы! Если это ваш путь - вам совсем не будет трудно, напротив, будет легко и просто, как никогда еще не было.