Мария София Ольга Зинаида Годебска - или просто Мися...
Коллекцию Les Exclusifs de Chanel пополнил пятнадцатый аромат, нареченный польским именем Misia. В истории Chanel Parfums этот аромат навсегда останется первым ароматом Оливье Польжа — нового парфюмера Дома Chanel.
Аромат Misia Chanel проявляет в себе и характерные черты Chanel (древесно-цветочный облачный ирис и прохладный белый мускус), и любимую тему парфюмера (гурманский аккорд сладкого дымчатого бензоина и глубокого сухого запаха бобов тонка).
Выбор основного аккорда — ирис, роза, фиалка — весьма логичен. Русский балет — это пудра, которая традиционно пахнет ирисом, поскольку молотые корневища ириса издавна добавляли в пудру. В ароматах belle epoque особенно ценилась их скромность и тонкий исчезающий аромат, и фиалковые и розовые цветочные воды считались достоянием благородного общества.
Но кто же эта загадочная Misia , в честь которой назван новый аромат?
В Париже импрессионистов и символистов Мися была звездой: ее рисовали Тулуз-Лотрек, Вюйар и Ренуар (заглавное фото - картина Ренуара, написанная в 1904 году "Мися Серт"), ей посвящали свои произведения Морис Равель и Поль Верлен, за ее руку и сердце бились самые богатые, красивые и талантливые мужчины своего времени.
На фото картина Тулуз-Лотрека, «Мися за фортепиано», 1897
По рождению Мися была полькой. Она родилась в холодном, сыром Санкт-Петербурге. В императорской резиденции в Царском Селе её отец, польский скульптор и профессор Академии художеств Киприан Годебский, участвовал в проекте реставрации дворца.
Девочку назвали Мария-Софья. На польский манер это имя звучало как Мизия-Зофия. Мать девочки Эжени Серве была дочерью бельгийского виолончелиста и композитора Адриана-Франсуа Серве. Она планировала рожать в Брюсселе. Но накануне родов получила из России анонимное письмо. В нём неизвестный доброжелатель информировал Эжени о том, что её супруг в Санкт-Петербурге уделяет внимание одной из юных княжон Юсуповых и проводит много времени в их имении.
Эжени разволновалась не на шутку и решила отправиться в далёкое и опасное путешествие. Эта поездка оказалась для неё роковой. А известие о том, что всё написанное в письме правда, — смертельным ударом.
Эжени Серве умерла во время родов в первый же день своего приезда в Царское Село. Новорождённую девочку вскоре забрала бабушка, одна из фрейлин и ближайших подруг королевы Бельгии, владелица огромного поместья под Брюсселем.
Когда Мисе исполнилось десять лет, бабушка умерла. Отец женился в третий раз, и его новая супруга решила поместить Мисю в монастырь Сакре-Кёр для окончания образования. Однако у Миси оставалась влиятельная покровительница. Королева Бельгии не забывала о внучке своей подруги. В пятнадцать лет Мися получила от неё приглашение на придворный бал и была очень рада.
Мися отправилась во дворец в великолепном платье из бледно-голубого тюля с широким муаровым поясом. Она имела ошеломительный успех, все обращали на неё внимание. После бала девушка категорически отказалась возвращаться в монастырь. Втайне от отца Мися заняла денег у одного из его друзей и бежала в Лондон. Там она давала уроки игры на фортепьяно и сумела даже получить известность.
Через три месяца Мися вернулась в Париж. На неё обратил внимание профессор музыки Габриэль Форе. Мися стала заниматься у него и всё так же давала уроки музыки. Учениками с ней щедро делился профессор Форе. В частности, он рекомендовал Мисю Бенкендорфам — семье русского посланника в Париже. Посол заинтересовался ею, узнав, что Мися родилась в Царском Селе.
За свою жизнь Мися успела три раза сменить фамилию— Натансон, Эдвардс и Серт, — а история ее личной жизни настолько богата, что достойна отдельной книги.
«Королевой Парижа» и «пожирательницей в нее влюбленных гениев» Мисю называли за то, что весь артистический свет Парижа собирался в ее гостиной: Малларме, Колетт, Метерлинк, Жид, Золя, Пруст, Карузо, Дебюсси, Стравинский, Рубинштейн, Кокто, Пикассо… За чрезмерную поддержку всех проектов Сергея Дягилева ее называли еще и «розовой музой Русского балета». Кажется, в начале прошлого века никто в Париже не мог считаться талантом до тех пор, пока Мися не признавала его таковым.
С Габриэль Мися мимолетом познакомилась на светском ужине у Сесиль Сорель 28 мая 1917 года, сделав несколько комплиментов отороченному мехом красному бархатному пальто Шанель. Дизайнер предприняла попытку тут же подарить его Мисе, но та отказалась пальто принять. Однако уже на следующее утро Мися отправилась с визитом в бутик на рю Камбон, что стало началом многолетней дружбы. С даже сама Шанель признавала: «У меня не было подруг, кроме Миси».
Но завершим рассказ о Мисе.
Испанец Хосе-Мария Серт, роскошный бородач, родился в Барселоне, в семье богатых промышленников. Он окончил Барселонскую школу искусств и приехал в Париж, в Мекку художников. Здесь он быстро снискал признание. О Серте шутили, что он умеет удовлетворить вкусы и испанского духовенства, и парижской богемы, не изменяя себе. Из трёх мужей Миси Серт был единственным, кто подходил ей по духу. Она очень дорожила им.
На фото Габриэль Шанель, Мися Серт, Хосе Мария Серт и мадам Филипп Бертело
Однако, случилось непоправимое, то, чего Мися менее всего ждала, — её обожаемый Хосе-Мария увлёкся грузинской художницей Русей Мдивани. И попросил Мисю о разводе. Это был удар. Мися старалась держаться и не теряла присутствие духа. Она дала согласие на развод. И даже помогла бывшему мужу выбрать обручальное кольцо для Руси. Мися сопровождала молодых супругов повсюду. И знакомые сплетничали об их «тройственном союзе». Однако эти сплетни не имели под собой никакой реальной почвы — Мися просто старалась сохранить лицо. Она даже горько шутила по этому поводу, написав Шанель: «Я чувствую себя при них то ли тёщей, то ли свекровью».
Оставшись одна, Мися пристрастилась к морфию. Она употребляла наркотики открыто, делая себе уколы прямо на улице. Однажды полицейские даже арестовали её, так как обнаружили её имя в списке торговцев опиумом. В последние годы Мися сильно изменилась — похудела, постарела. Друзья покинули её. Кто уже умер, кто просто забыл о своей музе и нашёл новый источник вдохновения, как Пикассо.
Только Коко Шанель до конца оставалась рядом и пыталась спасти Мисю. Их связывали более тридцати лет близкого знакомства. Чтобы преодолеть депрессию, врачи посоветовали Шанель отвезти Мисю в санаторий в Швейцарию. Но организм Миси не выдержал. Она умерла в семьдесят восемь лет. Муза исчезла, оставшись лишь на полотнах великих мастеров прошлого.
Кстати, последние слова Миси, обращённые к подруге, были печальны: «Жизнь всё-таки не так прекрасна», — посетовала никогда не унывавшая Мися. И положила на грудь веер с четырьмя строками Малларме — всё, что осталось у неё от блестящей жизни.
Самую важную для себя партию в жизни Шанель Мися сыграла в 1919 году, после смерти Артура Кейпела (возлюбленного Шанель) в автокатастрофе. Мися с мужем уговаривают Габриэль отдохнуть в Венеции, где знакомят ее с Дягилевым и великой княгиней Марией Павловной, показывают ей красоту жизни, искусства, постепенно выводя из депрессии и возвращая к творчеству.
Этот период жизни Шанель стал отправной точкой творчества для нового парфюмера Дома Оливье Польжа: «На аромат меня вдохновила не сама Мися, а тот поворот в биографии Габриэль Шанель, который был ознаменован общением с нею. В аромате Misia я хотел передать атмосферу «Русских балетов», закулисных запахов пудры и театрального грима того времени».
Misia Chanel — аромат встречи с классическим искусством, аромат торжества и предвосхищения; он не мешает смотреть и слушать, он не отвлекает внимания. В нем нашлось место и сладкому волнению перед подъемом занавеса, и воздушному полету балерины, и бокалу шампанского в антракте, и приготовленным клакой букетам роз. Нашлось место и тихой беседе в гостиной после спектакля: артисты Русского балета располагали квартирами Шанель как своими, где Дягилев мог ночь напролет поедать шоколад «на нервной почве».
Поль Моран, биограф Шанель, писал: «Когда вы начинаете рассказывать о Мисе, у вас возникает чувство, что бесполезно пытаться передать еe жизнь словами». Это верно и для аромата Misia Chanel — препарирование на ноты и аккорды не поможет понять его тихого очарования.
Надеюсь, рассказ был интересен для Вас. Вот какую бурю чувств скрывают в себе эти маленькие флакончики, какие трогательные и даже трагические истории отражены в капле прекрасного аромата, который становится еще желанней, когда узнаёшь историю его создания.
С уважением, Ваша Пани Нина