> Журнал > Публикации > История рукоделия > Русские «блонды» – белёвские кружева

Русские «блонды» – белёвские кружева

Виды творчества:   Кружевоплетение
Русские «блонды» – белёвские кружева | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

О каком только кружеве не писали на Ярмарке Мастеров: ирландское, румынское, венецианское, брюссельское… Разные страны, города, техники. Конечно же, не были забыты наши «марки»: вологодское, балахнинское. Однако, соотношение объема этой информации вызвало большое сожаление: сколько написано, например, про ирландские кружева и до обидного мало про наши исконные кружевные промыслы. Сегодня, в своей первой публикации на Ярмарке Мастеров, я решила восполнить этот досадный пробел и предложить вашему вниманию экскурс по кружевным местам Тульской губернии. Материал пришлось собирать буквально по крупицам из самых разных источников: интернета, рефератов, книг, просить фото у мастеров, поэтому не судите строго.

Тульские кружева не так известны, как вологодские, елецкие или балахнинские. Возможно, они не столь «богатые», замысловатые, но не менее тонкие и изящные в своей простоте и строгости рисунка. 

кружево

Изготовлением кружев в Тульском крае первыми начали заниматься монахини Белёвского Крестовоздвиженского монастыря еще в XVII веке. Они плели мерное многопарное кружево из золотой и серебряной канители. Это тонкое кружево шло исключительно на отделку платьев знати, праздничных одежд священнослужителей, украшения культовых принадлежностей.  

кружевоплетение

 Белёв, 1912г. Вид на Крестовоздвиженский женский монастырь

Но к середине XIX века, искусство монастырских кружевниц вышло в народ — в помещичьи усадьбы, мещанские и крестьянские дома, постепенно приняло форму промысла и стало основным источником заработка для многих мастериц.

Этому способствовала, конечно же, мода на воздушные французские кружева и… постройка железной дороги, проходящей через г. Мценск Орловской губернии. Дело в том, что в Мценске находилась прекрасно поставленная мануфактура помещицы Протасовой, где производилось тонкое кружево на манер модного европейского — бельгийского «малин»,  французского «валансьен», «блонд». Во многих помещичьих усадьбах Белевского уезда, а затем и в других местах губернии возникли подобные мастерские, в которых обучали кружевному искусству крепостных девочек (учиться плетению начинали с 8 лет).

кружево ручной работы

Так, из соединения местной монастырской традиции и «школы» соседнего уезда, сформировались тульские «бренды» — белевское кружево, а за ним и одоевское. От мценских и орловских мастериц белевское кружево переняло материал исполнения (помимо тонкого хлопка и льна использовался шелк – белый, золотистый, черный) и частично ассортимент (украшения для платьев, косынки, наколки, шарфы). 

история костюма

история моды

Кружево «валансьен». Фрагмент

Фрагмент покрывала. Белёв, 1870-1880-е.

Интересно, что кружева, сплетенные в белевских монастырях и в «миру», отличались по стилю исполнения. Характерный признак монастырских кружев — отсутствие даже стилизованной флоры и фауны (дабы не было у монахинь искушения…). Замкнутый орнамент состоял из геометрических мотивов: разнообразных тесемок, квадратов, «паучков», «змеек».

народные промыслы

Косынка. 1880-е. Белёв Тульской губ.

Горожанки Белева не были ограничены монастырскими предписаниями, именно от мирского кружева нам достались узоры и образцы, которые сейчас хранятся в музеях и возрождаются современными мастерицами.

Сначала это было мерное отделочное кружево из хлопковых или тонких льняных нитей – так называемые «верховые» оплеты к платкам, простыням, полотенцам, скатертям. В конце XIX распространилась сцепная техника плетения (мотивы соединяются при помощи вязального крючка).

Как и в «блондах», сетка фона играла незначительную роль в сложной композиции белевского кружева. В нем нет строгого, четкого ритма, раппортности. Мягкий, плавный рисунок образует «дорожка холстинкой» (тесьма-полотнянка), которая напоминает жидкую ткань, — это особенность белевского кружева. Рисунок занимает всю площадь изделия, почти не оставляя места для сетки фона. Середину фигур заполняют насновки густого плетения — «репья», «вахли», «груздики». Отделку края составляют «ковелюжки»/ «ковелюжечки», «аграмантики глазками».

В сцепной технике мастерицы стали делать небольшие целые вещи: воротники, кокетки для платьев, косынки, мантильи, шарфы, накидки и подзоры для божниц. Позже стали выплетать частями и более масштабные изделия: шали, скатерти, покрывала.

 тула

 Накидка. Белёв, 1870-1880-е.

Особенно интересны большие покрывала. Они выплетались, очевидно, только в Белеве (в описаниях кружевного производства в других населенных пунктах Тульской губернии покрывала не упоминаются), имели размеры 2 аршина 10 вершков в ширину и 3 с четвертью аршина в длину (185x230 см) и состояли из нескольких отдельно выплетенных широких полос, соединенных так искусно, что практически невозможно найти места стыка.

белевское кружево

 Покрывало. Белёв, 1870-1880-е.

Повторяющиеся мотивы сливаются в густой ковровый орнамент. Иногда композиции имеют круглую или квадратную центральную розетку и вазоны по углам. Кайму иногда составляют редкие в кружеве восточные мотивы — «боб», или «огурец» (встречается еще название «окорок»).

Такое покрывало стоило (в к. XIX века) порядка 80 рублей, дневной же заработок кружевницы в среднем составлял 20–30 копеек. А рабочий день начинался часов в 5 утра и заканчивался к двенадцати, а то и к часу ночи. И так с октября по апрель!

Мастерицы говорят: «Зимой плетение идет скорей; чего днем не доделаешь — вечером дело сделаешь! Летом — что и говорить! Утро заспишь—не раньше часов 6 за дело возьмешься, а станет темнеть  – сложишь подушку, да около ягод походишь, вот мало и наработаешь… На обед, что летом, что зимой время не много идет: с роздыхом более часа не возьмет».

Почему же при таких ценах на продукцию и таком нечеловеческом графике доход мастерицы можно было назвать нищенским?

Дело в том, что после реформ 60-х гг. XIX века (в т.ч. отмены крепостного права), давших приток в промысел свободных крестьянских рук, среди белевских кружевниц произошло своеобразное разделение труда. Появились скупщицы, которые организовывали обучение, поставку сырья, сколков мастерицам, делали заказы на тот или иной ассортимент, налаживали сбыт продукции в Москве, Петербурге, в странах Европы и Востока, получая при этом немалую выгоду. (Думаю, это было продолжением «мануфактурного» ведения кружевного промысла в помещичьих усадебных мастерских).

Большинство кружевниц находились в исключительной зависимости от них, выплетая заказы и не имея возможности развивать собственный творческий потенциал. Исключение составляли лишь особо одаренные, которые стали заниматься преимущественно созданием сколков, по которым другие мастерицы плели кружево. Известно, что в Белеве в 1870–1880-е гг. были две известные сколочницы — Бакаева и Сошина, которые составляли узоры для большинства кружевных изделий. Но, скорей всего, и их доход не был высоким: например, сколоки для покрывал могли стоить до 7–8 рублей, но использовались эти схемы по многу раз с вариациями и без, иногда несколькими плетеями «вскладчину», предавались по наследству.

Можно сказать, что продукция этого «производственного сообщества» была весьма и весьма популярна. Согласно статистическим данным 1880 года, в уезде и самом Белеве насчитывалось 2000 кружевниц (для сравнения: общая численность населения Белева на тот момент составляла около 8,8 тысяч человек). За год вырабатывалось более 200 тысяч штук различных кружевных изделий, которые отправлялись не только в Москву, но и за границу. Лучшее плетение доставлялось ко Двору.

Всемирная промышленная выставка 1873 г. в Вене «ввела» в Европе моду на русские «валансьены». В последней четверти ХIХ века изделия наших кружевниц были представлены на Международной Лондонской выставке, а в Париже белёвские кружева часто принимались за свои, французские.

В начале ХХ века белёвское кружевоплетение приходит в упадок (как, собственно, и многие другие прекрасные региональные промыслы). Ухудшилось качество кружева, оно стало выплетаться из толстых хлопчатобумажных нитей. В 1920–1930 гг. в Белеве создаются артели из мастериц, но стране был нужен хлеб, а не кружева, европейский же рынок оказался за семью печатями.  

Лишь в 70-е годы была сделана первая попытка возродить древний промысел в Белёве: благодаря старейшим и опытным мастерицам Е.В. Мироновой и Т.И. Маношиной, которые до самой смерти зарабатывали на хлеб своим ремеслом, были организованы курсы, а затем и небольшая мастерская. Она просуществовала всего несколько месяцев, но и этого времени хватило, чтобы не дать угаснуть искусству. В мастерской  обучались мать и дочь Мудровы, которые долгое время оставались единственными в городе мастерицами. Сейчас в тульском областном колледже культуры и искусства  преподает кружевоплетение народный мастер Ольга Александровна Скворцова. Ниже представлены несколько работ, выполненных ею собственноручно или ученицами по ее сколкам.

Ключевые слова:  

Обиднее всего, что их невероятный труд так мало оплачивался (( И не будет пенсии после потери зрения и здоровья...((

Любовь Комиссарова

Наташа! А сейчас разве достойно оплачивается? Посмотрите, сколько стоит воротник!Здесь, на ЯМ! Разве это адекватная оплата труда? Интересно, что манишки и жилетки- уже с более правильными ценами.

Ну не должен воротник стоить 3 тыс, в то время как роза из кожи-1,5-2 тыс. Умею на коклюшках плести и розу могу сделать, поэтому и сравниваю. Конечно, кожа- не нитки, цена -другая, и всё же...Просто сделать сколок, придумать узор- уже сколько времени на это уйдет! А потом еще сплести надо! Быстро не получится!

Какая красота! Спасибо!{#}

Интересная тема. Спасибо!!!

Богата наша Тульская земля мастерством и талантами! И красотой! А Белев еще славится своей пастилой из местных яблок. Кто пробовал - не забудет! Если еду куда везу Тульский набор - пряники, пастилу, яблоки. Если есть детки - свистульку филимоновскую. И на МФ приезжала с пряником! Все в восторге. Спасибо за прекрасную публикацию!

Спасибо за публикацию.

Замечательные кружева.

Светлана, спасибо за публикацию, очень хорошо написали, интересно. Радует, что появляется информация и о наших кружевных, к огромному сожалению исчезнувших, промыслах (не хочу обижать тех, кто пытается сохранить традиции местного кружевоплетения, но 2 -10 - 20 мастеров для достаточно большого города...). Действительно, работа кружевницы-плетеи всегда остается недооцененной в материальном плане и это заставляет искать другую работу тех, кто мог-бы творить чудеса на коклюшках... Боюсь, если мы, плетеи начнем выставлять цену хотя-бы по себестоимости, пересчитывая количество часов, затараченных на какую-либо работу, в денежные единицы, те потенциальные покупатели, которые любят и ценят кружева, хотели-бы иметь их дома-носить-дарить-украшать ими все вокруг и т.д. не смогут радовать нас своими покупками. Вот и приходится или годами ждать своего покупателя или работать "в свое удовольствие" выставляя работы для популяризации кружевоплетения.

О! Спасибо огромное! Мои бабушка с дедушкой по папиной линии из Белева! Про пастилу знаю, а кружева...

Сразу в памяти в памяти подушка на кровати, накрытая накидкой кружевной...

Сказочная красота и невероятный труд!!!{#}

Спасибо за публикацию. {#}

Большое ответное спасибо всем, кто оставил свои комментарии и отзывы. Это была моя первая публикация на Ярмарке, постараюсь не оставлять этого дела )

Наташа Шерстянова

Я люблю читать статьи о кружевах всех видов. В свое время зачиталась книгой о техниках кружев, она переведенная, картины отличные. В библиотеке брала книгу о рязанских, точнее, михайловских кружевах. Увы, не занимаюсь кружевоплетением из-за своего зрения.

Спасибо, с удовольствием прочла!image Хочется пожелать возрождения всем нашим русским промыслам, мастерским, артелям и т.д!

Помню, как дорого стоило это кружево в конце 80х и начале 90х, я тогда позволила себе приобрести маленький воротничок, с большим удовольствием всегда смотрела на эту волшебную красоту в стеклянной витрине с какими-то невероятно царскими или божественными нарядами{#}

Любовь Комиссарова

Да, Татьяна! Я тоже помню то время, 80-е годы! Был такой отдельчик в магазине на Невском, где я замирала от восхищения, глядя на эти божественно прекрасные коклюшечные кружева и страстно мечтала научиться этому ремеслу. Стоило это в те времена так дорого, что только одну вставку и смогла купить.

Когда первый раз на Ярмарке по поиску нашла эти кружева и взглянула на цены, была просто в шоке, честно!

А сейчас на Невском только в Гостином нашла две маленькие витрины и ...удивилась качеству кружева. Похоже, что это чьи-то ученические работы...

Наши кружева прекрасны, ничем не хуже они модных сейчас ирландских...Спасибо вам за публикацию! {#}

Спасибо за публикацию, оставлю ка я её у себя в избранном!

Красотенье на загляденье... Помните, как светло и празднично было в домах наших бабушек от различных кружев ручной работы? Увы, сейчас всё чаще слышишь в адрес таких уникальных вещей мрачное и горькое определение "пылесборник". Как душевно-то вы рассказли о своих землячках, Светлана. Спасибо за вам за рассказ и фотографии!

Что говорить о кружевах, нитки ещё есть, плести можно. А вот лён куда пропал? ЛЬна в магазинах не стало. А теперь привезли белорусский лён - ЦЕНЫ ЗАОБЛАЧНЫЕ! Караул, куда катимся?

Магазин Shillen

Инна, лен для кружева еще есть!! Но скоро будем о нем только вспоминать.

Нереальная красота и великий труд!

Огромнейшее спасибо за публикацию! Я за возрождение нашего русского! Наши мастерицы творят шедевры, а кому-то по старинке кажется, что западное и выглядит и звучит лучше! Молодец, Светлана!!!!

Спасибо, к своему стыду, о кружевах из Белева ничего не знала.

Спасибо за интересную и познавательную публикацию!

Спасибо, потрясающая публикация!

Невероятный труд! Очень красиво!

Спасибо, что собрали такой интересный материал. Обожаю кружево.

С удовольствием прочла и посмотрела.

Такой труд и такая красота. Спасибо за интресную публикацию{#}

Моя шкатулка...(Наталья)

Какое же чудесное кружево,очень впечатляет! Спасибо за статью!

Очень интересная статья! Спасибо!

Благодарю за замечательный рассказ! Какая же красота! Я тоже всегда была неравнодушна к рукодельному кружеву, сколько труда, любви и энергии в него вложено!

Как интересно, спасибо!

Светлана, спасибо за интереснейшую публикацию! Нам действительно есть чем гордиться{#}

И ещё одно, отдельное спасибо- за "ковылюжки". Это местное словцо, означает всяческие узоры и переплетения, не только в кружевах- но и в вязании тоже. Бабушка моего мужа, из- под Белёва родом, хвалила бывало моё вязание: "Ты, молодка, просто так не свяжешь, всё ковылюжками!"{#}

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email