Продолжая тему про
Мьянма славится своими мастерами на все руки. Почти при всех сувенирных лавках есть кукольные мастерские, где делают популярных героев театра марионеток.
Театр марионеток пришел в Бирму больше тысячи лет назад из Китая и Индии. В отличие от стран Европы, где церковь преследовала деревянных человечков как порождения сатаны, буддисты считали марионеток посланниками богов.
В традиции театра йоутэйпве таким куклам приписывают мистические свойства. Жители Мьянмы полагают, что с их помощью боги общаются со смертными. Даже сорт дерева для изготовления марионеток выбирал специально приглашенный астролог, а делать их могли только люди, прошедшие особый ритуал посвящения.
Когда кукла приходила в негодность, её не выбрасывали, а устраивали особую похоронную церемонию.
На одну марионетку уходит обычно пара дней. Но со сложной куклой бывает возишься целую неделю, а то и дольше.
«В нашем деле важна каждая деталь. Ведь принцы должны выглядеть величественно, чудовища — быть по-настоящему страшными, а шуты — смешными» — говорит мастер. Каждого персонажа бирманского кукольного театра традиционно делают из определенной породы дерева: для изготовления шута обычно берут мягкий падаук, Тэджамина — верховное божество — вырезают из камфорного дерева.
Театр сейчас переживает не лучшие времена. Хотя представления идут, но приходят в основном туристы.
В угоду иностранной публике постановщики всячески упрощают сюжет, сокращают, а порой и вовсе выкидывают сцены. А раньше редставление могло продолжаться всю ночь. Эпизоды, которые иностранец заведомо не может понять, заменяют кукольными танцами. Параллельно с упрощением содержания проще становится и техника работы с марионетками.
Раньше кукловоды управляли своими куклами с помощью шести десятков нитей. В наши дни они обходятся всего семнадцатью. Зато теперь зрители могут наблюдать за манипуляциями кукловодов — для этого плотный занавес, скрывающий их от зала, время от времени приподнимается.
Местная публика ходить в театр почти перестала. Людям его заменили телевидение, кино, компьютеры. Но дело не только в них. «В нашем искусстве почти не осталось фанатиков, людей, способных вдохнуть в него новую жизнь», — считает руководитель и кукловод театра «На Шестьдесят шестой улице» У Бан Э. И все же молодежь в кукольную профессию приходит. Вместе с У Бан Э марионетками управляют его внуки и их друзья. Может быть, им удастся вернуть бирманцев в пустующие зрительные залы.
И малюсенькое видео:
Спасибо вам за внимание, друзья!
Статья немного печальная получилась.