Многие люди, увлеченные Викторианской эпохой и искусством Прерафаэлитов, знакомы с творчеством Уильяма Морриса (William Morris). Знакомы с его работами и те, кто интересуется историей дизайна и необычными проектами домов.
Дом, о котором мы расскажем вам, очень необычный и заслуживает внимания. Моррис был поглощен строительством этого дома в начале 1860-х годов, равно как и созданием крупной мастерской по производству предметов интерьера и декора. В этот период он перестает писать картины (да и опыт этот был не очень удачным) и воплощает свои идеи совмещения быта и творчества в Красном доме. Дом был построен при участии Морриса, однако, проектировал его Филипп Спикмен Уэбб. Название дом получил от необычного вида — в то время подобные дома было принято штукатурить. Над оформлением работали Росетти, Бёрн-Джонс, Элизабет Сиддал, Уильям Моррис и его жена. Рассказывать об отношениях между этими людьми сложно, да и не совсем это относится к теме публикации, поэтому расскажем только о самом доме и интересных подробностях его внешнего вида и декора.
Итак, в самом сердце Англии, в графстве Кент в Уэссексе стоит замечательный дом. Сейчас он уже не кажется нам таким необычным, как казался очевидцам строительства. Это связано с тем, что традиционным жилищем в ту пору было здание в классическом стиле, с колоннами или из натурального обработанного камня естественных цветов. Красная кирпичная постройка необычной формы вызвала среди обывателей удивление, интерес и в некоторых случаях даже неприятие.
Дом этот интересен еще и тем, что он практически полностью отражает характер и интересы владельца. Согласитесь, даже в начале ХХ столетия не все заказчики строительства могли похвастаться тем, что дом отражает их характер и взгляды. В лучшем случае он просто был необычным или отражал интересы архитектора, которые не противоречили вкусам будущего хозяина дома. В наши дни вообще мало кто может сказать, что его дом — это то, что он сам придумал, извлек из своих мечтаний и воплотил в жизнь.
Для тех, кто не очень знаком со взглядами Морриса, упомянем, что этот человек был увлечен идеалами средневековья, старался внести в жизнь свою и жизнь окружающих красивые и удобные вещи ручной работы, делал их и сам. Очень активно поддерживал художников и ремесленников. Это то, что мы с вами так любим! Дворянин по происхождению, Моррис любил ручной труд и рассматривал его как высшую степень наслаждения для творческого человека. Он не делал различия между умственной и физической работой, ткал ковры, резал по дереву, сам составлял краски, конструировал мебель, во все вкладывая массу изобретательности и вкуса. От произведений его рук исходят необыкновенное тепло и энергия. Райские птицы, тропические фрукты, экзотические деревья и цветы — в рисунках на ткани мастер воплощал образы идеального города-сада. Таким образом, дом оказался продуманным не только с архитектурной точки зрения, но и с точки зрения дизайна, декора и обустройства в целом. Сад так же сделан в одном стиле с домом.
Настало время показать, о чем идет речь. Моррис и Уэбб создают «новое» из хорошо забытого старого – средневековый английский дом-крепость вместо аккуратного викторианского коттеджа на лужайке. Все в нем — от дверей до посуды — сделано руками хозяина и его друзей-единомышленников. Дом в плане Г-образный, очень удобный и функциональный. В зависимости от назначения комнат, окна имели разную форму: длинные прямоугольные, небольшие квадратные и даже круглые. В некоторые из них были вставлены витражи. Плющ увивал стены и взбирался до конька крыши. Шпиль с флюгером венчал выступавшую из общего объема квадратную башенку с шатровой кровлей. Во дворе располагался деревенский колодец.
Можете взглянуть на основные фасады дома. Здание проектировалось как полезное и удобное, поэтому парадного крыльца вы у него не увидите. Дом можно рассматривать со всех сторон — каждая интересна по-своему!
Для тех, кто особенно интересуется чертежами дома, предлагаем обратиться у сохранившимся оригиналам. Теперь они находятся в музее Виктории и Альберта:
Дом некоторое время принадлежал частным владельцам, пока не был выкуплен Национальным Трастом. Поэтому часть интерьеров притерпели изменения, а часть осталась в нетронутом виде. Самое время погулять по дому и посмотреть на элементы декора. Многие детали напоминают о Средневековье — например, стрельчатая арка входа.
Сразу же за ней находится скамья, украшенная плиткой ручной работы с девизом Морриса («Если я могу»):
Поскольку Моррис жил в доме всего пять лет, то до наших дней от убранства его дома сохранилось немногое. Например, сохранилась входная и межкомнатные двери. А вот многочисленные фрески давно сменились белой краской и штукатуркой:
Сейчас в доме экспонируются образцы его работ — текстиля и обоев. Их вы можете увидеть слева на предыдущем фото.
Окна в доме тоже сохранились с моррисовских времен. Витражи выполнены по индивидуальным эскизам:
Большинство интерьеров также выполнены по эскизам Морриса и его друзей. На фото интерьеры Красного дома и мебель, выполненная для него и по мотивам.
Вот, например, гостиная. Она когда-то была украшена фресками, а в ХХ веке её выкрасили в белый цвет. Хотя под многими панелями сохранились росписи, которые открываются реставраторами вновь.
Так выглядит столовая. Единственный предмет первоначального убранства — буфет.
На втором этаже располагались спальни и мастерская хозяна дома. От её убранства ничего не сохранилось кроме стен и окон, увы.
Из особо интересного — хозяйская спальня. Сейчас, пожалуй, такие кровати выглядят несколько необычно.
Еще пара фото про потолки — возможно, кого-нибудь они заинтересуют. Уж больно необычные! Они были восстановлены не так давно.
Хочется заметить, что теперь истинно английским домом часто считается как раз такой дом, какой создал для себя Моррис. Именно поэтому он не кажется нам особенно необычным и непривычным. Безусловно, вряд ли мы будем строить для себя что-то подобное, но полюбоваться на красоту и взять за основу своего гнезда идею о том, что дом должен быть «с твоим характером», можно, а иногда даже нужно.
Спасибо, что заглянули поглядеть на красоту!
Фото cicerone2007 и из интернета.