Традиционные промыслы и ремёсла на Руси: редкие исторические фото
- Рубрика: История рукоделия
- Виды творчества: Разные виды творчества

Вдогонку за публикациями старинных фотографий в русских национальных костюмах хочу поделиться с вами фотографиями ремесленников в России и немного рассказать о традиционных промыслах и ремеслах.
Слово «ремесло» произошло от латинского «ремес» (плотник) и обозначало разные виды ручных работ. Промыслы — от «промыслить», то есть, подумать. В толковом словаре Даля «ремесло» объяснялось, как умение, коим добывают хлеб, промысел, требующий по большей части телесного, чем умственного труда».
Если оставить в стороне спорное утверждение о соотношении физического и умственного труда, то увидим, главное — это труд, приносящий доход. Ремесло превращалось в промысел, когда мастера начинали создавать предметы по заказу и на продажу.
Когда определенные навыки и средства выражения становятся привычными — возникает традиция. И случается это благодаря совместным стараниям разных людей, поэтому природа народного искусства — коллективная, но это не умаляет значения творчества наиболее талантливых и ищущих мастеров.
Становясь массовым, промысел воспроизводил однотипные предметы, но при этом не терял уже найденные образцы. Промысел погибал, если не приносил дохода, как это и случилось с внедрением фабричного производства.
Навыки ремёсел и промыслов передавались из поколения в поколение, оттачивались, постепенно достигая оптимального состояния для получения недорогой продукции, приемлемого для нужд местных потребителей, качества. Не в каждом селе или деревне были мастера многих ремёсел. К примеру, только в относительно крупных поселениях можно было найти и чеботаря, и портного, и кузнеца, и пимоката сразу. Но деревни дореволюционной Руси и до периода «укрупнения» послевоенного периода 20-го века, были часто совсем не большими. 5-10 дворов — уже деревня.
При таком расселении типичным было развитие промыслов и ремёсел «по деревням». То есть в одном поселении жили гончары, в другом плотники, в третьем портные и так далее. А обмен продукцией производился естественным путём или на ближайшем рынке натуральным образом или через деньги.
В крупных сёлах, уездных городках умельцы чаще объединялись в артели. Продукция артельного производства, как правило, была лучшего качества и стоила меньше. Это объяснялось тем, что в артели существовало разделение труда, кроме того, артель могла позволить себе покупку необходимого оборудования, что облегчало ручной труд, и закупку сырья оптом. Именно из артелей и возникли на Руси первые промышленные производства. Впоследствии практически все промыслы и ремёсла на Руси эволюционировали в промышленность за исключением некоторых художественных промыслов, где индивидуальное мастерство имеет основополагающее значение и позволяет работать мастеру частным образом или в составе небольших артелей и кооперативов.
Плетение лаптей
Ещё в начале 20-го века Россию часто называли «лапотной», подчёркивая отсталость и примитивизм. Лапти ещё в ту пору действительно были традиционной обувью беднейших слоёв населения. Плели их из разного материала, и в зависимости от этого назывались лапти дубовики, ракитники, берестяники или вязовики. Самым мягкими и прочными считали лапти из липового лыка.
В лаптях круглый год ходила вся русская деревня, кроме, пожалуй, казачьих районов и Сибири. Ещё в годы Гражданской войны бoльшая часть Красной армии ходила в лаптях, а снабжение солдат лаптями было возложено на чрезвычайную комиссию ЧЕКВАЛАП.
Сапожник
Сапоги же долгое время оставались роскошью даже для зажиточных крестьян. Даже те, у кого они были, надевали их только по праздникам. «Сапоги для мужика самый соблазнительный предмет... Никакая другая часть мужицкого костюма не пользуется такой симпатией, как именно сапог» — писал Д. Н. Мамин-Сибиряк.
На Нижегородской ярмарке в 1838 году пара хороших лыковых лаптей продавалась за 3 копейки, а за крестьянские самые грубые сапоги приходилось выложить 5-6 рублей. Надо сказать, что для крестьянина это были огромные деньги и чтобы собрать такую сумму нужно было продать челую четверть ржи (около 200 кг).
Да и валенки тоже могли позволить себе в начале прошлого века далеко не все, потому что стоили они недёшево. Их передавали по наследству и носили по старшинству. Мастеров, изготавливающих валенки, были немного, а секреты этого ремесла передавались из поколения в поколение. В различных регионах России у валенок было своё название: в Сибири их называли «пимами», в Тверской губернии — «валенцами», а в Нижнем Новгороде — «чесанками».
За валянием
Ложкари
Как известно, в старину русские крестьяне пользовались исключительно деревянной посудой. Особой популярностью пользовались ложки. Их производили как в крупных мануфактурах при монастырях (например, в Сергиево-Посадском и в Кирилло-Белозерском), так и в мелких домашних хозяйствах. И для многих семей подсобные деревообрабатывающие промыслы были основной статьей дохода.
Плетение корзин для ложек
Особой популярностью пользовалось расписные ложки. Блеск золота и киновари ассоциировался, вероятно, с царственной роскошью. Но такими ложками пользовались только в праздник. А по будням довольствовались неокрашенными ложками. Впрочем, и они на рынках были весьма востребованным товаром. На рынок их доставляли в специальных корзинах, которые покупатели опустошали буквально за несколько часов.
В начале прошлого века только в Семеновском уезде за год производили около 100 миллионов ложек. Ложкарную продукцию производили тысячи крестьян-кустарей, у каждого из которых была особая специализации: резчики, красильщики, лачилы (те, кто покрывал посуду лаком).
Семья за изготовлением ложек
На ярмарке
Обоз с «ложечными» корзинами
Особое место в традиционных ремеслах в начале прошлого века занимала обработка льняного сырья. Ведь в то время одежду очень часто шили именно из домотканого льняного полотна. Хлопковые и хлопчатобумажные ткани были фабричного производства и считались дорогими.
За ткацким станком
Сначала льняные стебли нужно было выдернуть из земли связать в снопы. Как правило, это происходило в августе. После этого до середины октября лён сушили.
Затем его молотили в гумнах, чтобы собрать семена на следующий год, и снова сушили, на этот раз в специальных печах.
Вымачивание льна
Трепание льна
Следующий шаг — лён мяли в специальных машинах, трепали и вычёсывали специальными гребёнками. Результат — мягкое, чистое, шелковистое серое волокно. Из волокна делали нитки. Их можно было отделить в чанах с золой и кипятком или окрасить при помощи растительного сырья в различные цвета. На последнем этапе нитки сушили на солнце или над печкой дома, развесив на жердях. Теперь всё готово, чтобы начать ткать.
С льняными пасмами
Малороссийская крестьянка с прялкой
Ткачество в России с древних времён было одной из основ промышленности. В начале ХХ века производство тканей в России являлось одной из ведущих отраслей производства наряду с мясо-молочной промышленностью.
При этом не теряло своей актуальности и ручное ткачество. Как правило, это было семейным занятием. Не было в деревне женщины, которая не умела бы ткать.
Ткали холсты из льна или шерсти при помощи ткацкого стана, который хранился в разобранном виде. Перед тем, как приступить к производству ткани, стан заносили в избу, собирали по деталям, и начиналась работа.
Готовое полотно или отбеливали или красили. Окрашивание было гладким, однотонным или набивным, то есть, с рисунком.
Красильщики ткани
Набойка рисунка
Беленную ткань часто украшали разнообразной вышивкой.
Вышивать на Руси умели и девочки, и женщины. Этот вид народно-прикладного искусства считался одним из самых популярных. Вышивкой украшались полотенца, скатерти, покрывала, свадебная и праздничная одежда, церковное и монаршее облачение.
Вышивальщицы за работой
Кроме того, историки отмечают, что ни в одной стране мира не было столь разнообразных кружев, как в России. Многие годы в основе кружевного производства в России был бесплатный крестьянский труд в усадьбах помещиков. А после отмены крепостного права это мастерство стало приходить в упадок.
Новым толчком кружевного производства стало основание императрицей в 1883 году Мариинской практической школы кружевниц. Ученицы этой школы даже придумали особый вид кружева. В начале 20-го века для крестьян кружево было способом заработка, а для государства — постоянной статьёй экспорта.
Кружевница
Маленькая кружевница
Кроме изготовления обуви, одежды и посуды, важное место в русских народных промыслах играла игрушка. Именно ее считали очень важной для воспитания детей и производили в огромных количествах в основном из глины и дерева.
Часто игрушки на Руси называли «потешками». Самыми популярными сюжетами для них были барышни, солдаты, коровы, кони, олени, бараны и птицы.
Роспись глинянной игрушки
Изготовление деревяных потешек
Кроме того, начале 20-го века в России занимались ещё плетением ремней, как для собственных нужд, так и для продажи.
Плетение ремня
Существовало также великое множество столярных и гончарных промыслов. Процветало кузнечное дело и плетение корзин.
Столярная мастерская
Плетение корзин
Гончар за работой
В наши дни народное искусство не исчезло, оно во многом перешло в другую сферу, появилось и определение: декоративно-прикладное искусство. Слово «декор» — означает «украшаю». Основа декора — узор, орнамент. Прикладное — предмет должен иметь свое назначение. И, возможно, некоторые предметы теряют уже свою утилитарность, но при этом приобретают новое звучание — украшают быт и радуют глаз, наполняя наш мир красотой и гармонией.
Маргарита , спасибо за публикацию! Очень интересно, много нового узнала! Ни за что бы не догадалась - кто же такие "лачилы"
В избранное !
Спасибо!Очень интересно! :-)
Очень интересно! Великолепный материал. Одни старые фотографии чего стОят! Спасибо огромное за замечательную публикацию!
Все Ваши публикации - на одном дыхании!
Столько интереснейших фото с комментариями, даже и не представляла себе, что весь этот быт мог существовать одновременно с фотографией!
Спасибо огромное за теплые слова. Недавно стала делать публикации, даже не ожидала, что так будут нравиться. Видимо сказывается 10-летний опыт создания детской обучающей программы на ТВ)))
Великолепная публикация! Приятно посмотреть такие старые фотографии.
Маргарита, спасибо огромное за проделаннуую работу! Одни фотографии чего стоят!...узнал некоторые фотографии Дмитриева. Однозначно в избранное!
Еще раз спасибо и низкий поклон Вам!
Кстати, обратил внимание, в деревнях между избами не было заборов....А уж ложек резали миллионами, не то что сейчас, одну вырежешь и быстрей продавать ее за пицот рублей!
И Вам огромное спасибо.
Андрей, а обратили внимание на жердь, которая держит ставни, чтоб не закрывались? Простое изящное решение.
Автору публикации низкий поклон.
Вот только сейчас и заметил...Здорово придумано!
Недавно на Фэйсбуке просмотрела эту публикацию. А здесь не нашла ссылку на это.
Как интересно!
Понравилось) Очень интересно
Хорошая и полезная публикация, спасибо! Читала и рссматривала фотографии с огромным удовольствием
Спасибо за интересное исследование! Всегда интересно знать - чем и как занимались наши предки. Фото все очень хороши! Как бы в наше время оторвать детей от смартфонов и направить их интерес к творчеству, только к серьезному изечению основ ремесел?
Спасибо за такой интересный рассказ! Замечательная публикация!
Маргарита, спасибеще))) Отличная подборка! Мне иногда думается - а если наших современников, отягощенных бременем прогресса и благами общества потребления поместить в условия в которых жили наши предки всего-то сто лет назад, как бы они выживали в таких непривычных условиях? Безусловно человек самое преспособляемое на Земле существо, и большая часть человечества до сих пор так и живет, а Мастера ЯМ вообще бы чувствовали себя "в своей тарелке")))), но все равно было бы интересно понаблюдать за гламурными мальчиками и девочками, оказавшимися среди своих пра-пра-бабушек и пра-пра-дедушек))))
это было бы забавно!)))) Но мне почему-то кажется, что скоро это может пригодиться всем нам(((
придумали особый вид кружева-это я так понимаю Коклюшечное кружево? 2 фото с коклюшками
Очень интересно! Спасибо!
Конечно, буду рада!
Маргарита, спасибо большое за интетресную и подробную публикацию!
Я тоже помню такой станок. У нас в городе его брали "взаймы". Наткут половиков и отдают назад.
Маргарита, просто потрясающая статья! Только благодаря вашему усердию, мы можем соприкоснуться с историей своих прадедов! Подобраны чудесные фотографии, реально отражающие труд ремесленников. Ведь мы, хэнмэйдовцы, продолжатели их дела. СПАСИБО!!! Очень полезная и нужная статья. Оставляю ее в своем сундучке!
С уважением, Светлана.
была рада доставить Вам удовольствие)))
Спасибо за такую интереную публикацию
Очень интересно.
Постоянный труд и познание нового. Так и до ЯМ добрались.
Очень интересно, спасибо! У меня бабушка вышивала и шила - швахой в селе была, а дед - кузнецом и скрипачом...Отец пишет картины и ложки режет...Я типа рукодельница... Вы своей статьей (и предыдущими тоже) окунаете в какие-то воспоминания, в прошлое, которое живет внутри...
Как это здорово! спасибо Вам.
Ждала увидеть и гончарное дело!:)
И увидела!
Кстати, рядом с моей деревней деревня Гончары, каждый раз мимо нее проезжаю. Специально интересовалась: гончаров в ней больше нет((
Редкая публикация-истинная история народа, страны! Замечательные фото. Большое спасибо!
Большое спасибо!!!
Очень интересно написано, читала на одном дыхании.
Отличная публикация, такой нырок в историю!! Спасибо.
Спасибо большое! Чудесные фотографии! И я свою бабушку помню с кутузом, помню, как тихонько коклюшки позвякивали)))) спасибо!
Спасибо за экскурс в историю!
Маргарита , спасибо Вам большое !
Замечательная статья !!!
Большое спасибо! Такое все родное,очень люблю народные промыслы,наверное,любовь к этому перешла от бабушки с дедушкой - они тоже много чего умели делать руками.
Очень интересная публикация!!! Спасибо автору!
Замечательная публикация! Спасибо!
Замечательная публикация! Автору низкий поклон за труд!
А мне вот что хотелось бы отметить. Если в избу помещался ткацкий станок, то не такими уж маленькими были помещения, где жили наши предки. Кстати, вспоминается музей в Суздале, где собраны крестьянские избы. Очень продуманным было пространство, в котором жили люди. Сразу становится обидно, что при плотности населения один человек на 19 квадратных километров (конечно, учитывая всю территорию нашей страны), строят до сих пор дома с малепусенькими квартирками, да и те за счастье.
Публикация отличная!!! Интересно, познавательно и трогает душу! Спасибо!
Интересно, что даже в маленькую избу ставили ткацкий стан, когда полевые работы были закончены, а весной заканчивали ткачество и разбирали стан, в таком виде он и хранился подвешенный на стене где-нибудь в хозяйственных постройках до следующего сезона. Ткачество было сезонной работой
Плотность населения России 8,2 человека на квдратный километр, а не 1 чел на19км2
Однажды была в гостях на даче у знакомых, которые купили под дачу деревенский дом. А деревня та когда-то при царе была при усадьбе какого-то дворянина и там сохранились крестьянские дома, которым по 250-200 лет. Сейчас они нежилые и мы заходили внутрь из любопытства: домики реально маленькие, даже малюпусеникие, как там умещалась семья - не понимаю, а уж ткацкий станок! Нереально! За публикацию очень благодарна! Реальные лица из прошлого! Фантастика!
Спасибо за интереснейшую публикацию!
Огромная благодарность за публикацию! Очень интересно! Соприкоснулся с историей, с людьми, которых уже нет, трудолюбивыми, честными, открытыми. Лица-то какие! Бесхитростные, добрые!
Очень хотелось бы, чтобы возрождались ремесла. Буду прилагать усилия научить желающих тому, что сам умею!
Еще раз благодарю Автора!!!
Александр, у Вас замечательные работы! Очень люблю мезенскую роспись. Жаль немного, что мастера о себе в профиле не всегда пишут. С большим уважением отношусь к людям , которые не просто мастера, а именно традицией занимаются.
Спасибо Вам огромное! Обязательно прилагайте!!!
Невероятно интересно! Супер!
Это же АЦКИЙ труд! Тут вам не до СПА салонов...
А мужикик на ярмарке, между нами, сплошь все в сапогах
Дома по размерам на севере и на юге сильно отличались. Отец моего мужа родом с Тульской губернии, за Ефремовым, это ближе к Липецкой и Курской областям. Видела их "родовой" дом, из известняка сложен (степи, лесов мало) - такой маленький, я просто представить не смогла как там жила семья с 6 детьми..... А на севере, в лесных районах избы, конечно, побольше были, но далеко не у всех. Вспоминаю Кижи, музеи деревянного зодчества по Костромой, под Вологдой - по размеру избы можно было судить о "богачестве" семьи. Большая изба - богатая семья! И все равно жизненного пространства не так уж много было, учитывая, что под одной крышей были практически все хозяйственные постройки - конюшня, кладовые.... И народу в семьях было много, не то, что нынче. А зимой работы все велись под крышей, и ткали, и пряли, и ложки резали - все дома. Дети маленькие сидели на полатях, под ногами чтобы не путаться. А тем, кто постарше - свое место было определено, кому к печке поближе (еду готовить), кому к окну (посветлей).....
Спасибо Маргарите за публикацию!
в степях маленькие избы - землянки - это необходимость. Ветра, частые перепады температуры и жара диктуют такую форму и размер. Глины и самана из нее предостаточно, соломы и камыша для крыши тоже, так что это не вопрос "богачества". Просто такие дома лучше "держат температуру".
Тоже в восторге от статьи! рассматривала фото-"мысленно вся там".
Очень! Очень интересная публикация! Спасибо!
Спасибо! Очень интересно и познавательно!
Невероятно интересная публикация! Многие фотографии уже знакомы, все их очень интересно рассматривать. Фото, которое подписано "Плетение ремней" ,показывает ткачество пояса на дощечках, это очень старинное ремесло, да. Спасибо Маргарите!
Ух,как интересно!!!!
Спасибо!
Спасибо, очень интересно!
Спасибо за интереснейшую публикацию и шикарные фото!
очень интересно! спасибо.
Прочитала статью с огромным интересом. Спасибо!
Потрясающе интересная публикация! А фотографии - настоящее сокровище. Спасибо большое! В Избранное!
Спасибо! Хорошая фото-подборка!
СПАСИБО!!!!
Было очень приятно увидеть такую тему. Спасибо, Маргарита! У меня всегда трогательное отношение к русскому ремеслу. У моей бабушки был ткацкий станок, а дедушка вырезал из дерева невероятные вещи, при чём работал кузницом. Русское ремесло всегда согревает душу.
Благодарю Вас, Маргарита за прекрасный материал. Очень интересные фото. Какие наши предки были все труженики!
Как интересно)) недавно был на ярмарке новогодней и увидел шитьё... спросил: а можно ли носить как шарф?? сказали только на свадьбу можно повязкой.
а я бы ходил :DD