Потрясающая коллекция Натальи Шабельской: народный женский костюм и образцы вышивки. Часть первая

Потрясающая коллекция Натальи Шабельской: народный женский костюм и образцы вышивки. Часть первая | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Во всех сохранившихся до наших дней памятниках
шитья, древних, обветшалых  и, казалось бы,
отживших, есть живая сила, сила красоты
и индивидуального творчества.
Н.П. Шабельская

История России знает много фамилий, прославившихся своей собирательской деятельностью и чьи коллекции со временем становились достоянием народа. Одна из них коллекция семьи Шабельских, которая знаменита собранием народного женского костюма и образцов вышивки XVIII-XIX вв. По этой коллекции можно понять вкусы  русского народа, его понимание красоты и гармонии, историю развития традиционного костюма, символику украшений.
Основу коллекции заложила Наталья Леонидовна Шабельская. Она родилась в 1841г. (или в период до 1845 г.) в Таганроге в дворянской семье. В 1862 г. Наталья Леонидовна вышла замуж за харьковского землевладельца Петра Николаевича Шабельского. До 70-х годов XIX в. семья жила в имении мужа Чупаховка Харьковской губернии, после чего они переехали в Москву.
В 1877 г. во время одной из поездок по Волге, Наталья Леонидовна попала на Макарьевскую Нижегородскую ярмарку, где приобрела первые образцы старинных русских вышивок. С тех пор она поставила себе целью изучить эту отрасль русского народного творчества, собирать и хранить его образцы, а также создавать новые работы в том же стиле. Чуть позже ее заинтересовал женский костюм и весь ассортимент «древнего художественного обихода». Собирая коллекцию, Наталья Леонидовна вместе с дочерьми  объездила всю Россию, посылала своих агентов во многие районы страны, делала покупки за границей. Отдельные предметы были изготовлены крестьянскими мастерицами в организованных ею мастерских по вышивке и кружевоплетению по старинным образцам в имении в Харьковской губернии и в особняке Шабельских на Садовой улице в Москве. Дом этот вскоре превратился в музей русской старины.

В 1896 г. часть собрания (головные уборы, вышивка, образцы тканей) была передана в Исторический музей. На ее основе был сформирован отдел тканей и истории костюма. В 1890 г. в Историческом музее прошла первая выставка коллекции Натальи Леонидовны, где было представлено 676 предметов из 21 губернии. После Н.Л. Шабельская неоднократно показывала свое собрание в Историческом музее в 1896 г., в Строгановском училище в 1901 г. Также проводились выставки и за границей: в Чикаго (1893 г.), Брюсселе (1894 г.) и Париже (1900 г.).

С середины 90-х гг. началась работа и по фотофиксации коллекций: в одном из своих писем известному археологу и историку И.Е. Забелину в 1895 году Шабельская сообщала, что «снято по сей день 175 фотографий одежды и по совету Вашему каждая будет с выкройками изображаемой одежды». Фотоколлекция Шабельских — уникальный источник не только по изучению истории русского костюма — она является редкой по своей художественной и научной значимости. Создававшаяся, прежде всего, с целью фиксации костюмов различных губерний, которые демонстрировали модели, она стала абсолютно самостоятельным феноменом в истории русской фотографии. Впервые фотографии моделей были опубликованы в 1908 году в очерке Редина Е.К., посвященном письмам В.В. Стасова к Н.Л. Шабельской. Вероятно, фотографированием коллекции занимались больше дочери Шабельской — Варвара Петровна (в замужестве — княгиня Сидамон-Эристова) и Наталья Петровна, которые и сами выступили в роли фотомоделей. При жизни Натальи Леонидовны, которая с 1895 года по 1904 год жила из-за болезни за границей, информация о ее коллекции была частично опубликована в различных изданиях и каталогах, но, к сожалению, без иллюстраций.

О том, как слажилась дальнейшая судьба  уникальной коллекции я расскажу в следующей публикации.

Предлагаю вашему вниманию первую часть  старинных фотографий из коллекции Шабельских.

история

история моды

история костюма

народный костюм

коллекция

Комментарии (31)

Огромное спасибо, что делитесь с нами историей русского костюма !!!

Глядя на некоторые современные интерпретации, диву даешься)), они больше похожи на марсианские, нежели русские костюмы).

Действительно потрясающе! Спасибо!
VELADOVA 29.04.2015

Сколько техник, труда вложено в русский костюм, сочетания цветов, пропорции, все очень гармонично.

Очень жаль, что мы не сохранили культуру русского костюма и не одеваем его даже на праздники. Спасибо за подборку!

А я почему-то думаю, что скоро все вернется)))

Изумительная красота. Женственные, царственные костюмы. Поневоле думаешь - как измельчал народ :-)

Модели и без макияжа хороши!

Аж подпрыгнула на стуле! Живу в селе Шабельском, Краснодарского края. Обязательно внимательно узучу ваши статьи!

Kavizina Галина 29.04.2015

Спасибо за красоту !!!!

Великолепно{#}

Маргарита, спасибо вам за представленную красоту!

Только одно "но", а почему бы не подписать, к какой именно губернии относится каждый костюм? Это же так просто!

И, главное, это было бы очень уважительно не только к потрясающей коллекции Шабельских, но и просто к русским женщинам, чьи костюмы здесь представлены.

В нижнем правом или левом углу фотографии стоит номер. По нему можно определить, к какой губернии относится тот или иной костюм. Иногда конкретная принадлежность указывается обобщённо, к примеру, "Северная Россия".

Итак:

31 - Северная Россия, Олонецкая губерния (губернский город Петрозаводск).

51 - Южная Россия, Орловская губерния.

39 - Южная Россия, Пензенская губерния.

45 - Южная Россия, Пензенская губерния.

46 - Южная Россия, Пензенская губерния.

23 - Южная Россия, Рязанская губерния.

32 - Южная Россия, Рязанская губерния.

33 - Южная Россия, Рязанская губерния.

34 - Южная Россия, Рязанская губерния.

35 - Южная Россия, Рязанская губерния.

36 - Южная Россия, Рязанская губерния.

41 - Южная Россия, Рязанская губерния.

50 - Северная Россия.

58 - Северная Россия.

42 - Западная Россия, Смоленская губерния.

17 - Северная Россия, Тверская губерния.

25 - Северная Россия, Тверская губерния.

26 - Северная Россия, Тверская губерния.

28 - Северная Россия, Тверская губерния.

29 - Северная Россия, Тверская губерния.

52 - Северная Россия, Тверская губерния.

7 - Южная Россия, Тульская губерния.

12 - Южная Россия, Тульская губерния.

48 - Южная Россия, Тульская губерния.

49 - Южная Россия, Тульская губерния.

13 - Центральная Россия, Ярославская губерния.

37 - Южная Россия, Тульская губерния.

Показать все