Обновление пароля

 > Журнал > Сообщество > Клуб ткачей > Клуб ткачей > Словарь терминов.

Словарь терминов.

Шпалера

С этим термином, наверное, и могут быть самые большие трудности. Вот отрывок из книги В.Савицкой "Превращения шпалеры".

"В разных странах и в разные эпохи ковры и шпалеры назывались по-разному. Отметим лишь, что обозначение ковра (а также покрывала и скатерти) в греческом языке - "тапес" и в латыни "Тапетум" дало в дальнейшем корневую основу в разных европейских языках для обозначения вначале произведений коврового ткачества, а затем - и шпалерного. Сегодня в мировой практике для обозначения художественного текстиля, в самом широком его понимании, имеет хождение один термин: французское tapisserie соответствует английскому tapestry и немецкому Bildteppich.

В русском языке подобного единства, к сожалению, нет, поскольку одновременно сосуществуют два практически равноправных термина "шпалера" (от немецкого Spalier) и " гобелен". Гобеленами первоначально называли изделия знаменитой, возникшей в 17 веке, мануфактуры Гобеленов (les Gobelins) в Париже. Продукция этой мануфактуры была столь популярна, что в некоторых европейских странах ( например, в Польше) термином "гобелен" одно время обозначали все произведения, выполненные в технике шпалерного ткачества. В русский язык оба термина пришли в 18 веке (большую роль в этом сыграло, в частности, основание в 1717 году Петербургской шпалерной мануфактуры) и вскоре стали употребляться без различия для обозначения любого произведения шпалерного ткачества, включая обивку для мебели. Такое своего рода "двуязычие" существует у нас до сих пор.Советские специалисты неоднократно указывали на необходимость различать термины, поскольку "гобеленами" следовало бы называть исключительно работы парижской мануфактуры Гобеленов, шпалерами же - все прочие стенные панно, вытканные любой другой мануфактурой. Но сила инерции оказалась столь могучей, что и доныне это двуединство продолжает существовать. В широкой художественной практике ( а также в прессе, в каталогах выставок и т.д.) прочно укоренилось употребление термина "гобелен", тогда как в научном обиходе ( в описаниях музейных коллекций, справочных изданиях, научных публикациях) принят термин шпалера".

Объяснения лучше, по-моему, быть не может. Должна сказать, что сама книга Савицкой потрясающая. А в ситуации настоящего информационного "голода" по части ткачества и вовсе уникальна.

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email