Из чего же? из чего же? из чего же? сделаем наши игрушки......

Из чего же? из чего же? из чего же? сделаем наши игрушки...... | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Долго зрело и созрело, наконец) 

Читая публикации здесь на ярмарке, изучая комментарии мастеров по материалам для игрушек, я решила поделиться с общественностью  своим взглядом на «мягкий» вопрос……… Что это – плюш? Велюр? Бархат? Мех? Мохер?.......  Уже 15 лет я увлечена этим вопросом и вот  мои  ЛИЧНЫЕ и измышления и выводы.

    Плюш  - ворсовая ткань. Ворс имеет направление, т.е. его можно «пригладить « и «взъерошить». На  практике встречала несколько видов. На плотной х/б основе, на рыхлой х/б основе, на «стрейч» основе.  Высота ворса от 3 мм до 10 мм. Различная цветовая гамма. Плюш бывает  матовый, полуматовый, с блеском. По структуре ворса встречается как гладкий так и «кучерявый» плюш.

материалы для творчества, мохер

материалы для рукоделия, велюр

    Самый лучший плюш выпускался  до  середины 60-х гг. прошлого века, т.к. из него  изготавливали  функциональные вещи – покрывала,скатерти,шторы,декоративную ткань для мебели, в том числе одежду (вспоминаем бабушкины жакетки …… это лучший плюш с имитаций меха «крота»……нежный и шелковистый). Все эти вещи проходили ОЧЕНЬ тщательный контроль качества  в т.ч. по износостойкости. Плюш этого периода  с «крепким» плотным ворсом. Состав практически 100% натуральные материалы .  Из  опыта  - плюш этого периода  отлично подходит для «перекраски», тонирования.  Не требует дополнительного укрепления дублирующими материалами. Ворс, как правило, матовый или полуматовый. Цветовая гамма носит «благородный» характер.

материалы для украшений, бархат

материалы, информация

мишки, публикация

    С середины 60-х до середины 70-х. гг. прошлого века  этот материал утратил  свою востребованность  как функциональный материал и его прерогативой остались вещи скорее декоративного характера  - покрывала и коврики «с оленями». Исходя из этого,  можно понять, почему качество  этого материала снизилось. По составу материал стал более «синтетическим».  Из опыта – очень трудно перекрашивать.  В ряде случаев требуется дополнительное укрепление дублирующим материалом или ПВА.

мишки тедди, идеи

ткань для шитья, идеи для вдохновения

   А вот с середины 70-х и до конца 80-х гг. плюш  еще был востребован у части населения,  но,  как правило, его применение ограничивалось ритуальной сферой.  К качеству требования практически снижены до «однодневки».Материал этого периода как правило имеют «сыпучий» ворс. Из  опыта – практически невозможно перекрасить. Цветовая гамма  носит «ядовитый-кричащий» характер. При изготовлении игрушек этот материал требует обязательное укрепление дублирующим  средством. 

"Велюр" ткань – так же как и плюш имеет  ворсовую структуру, но ворс не имеет направленности……типа щетины. Высота ворса, как правило, от 2-3 мм до 5мм.  История  производства практически повторяет историю плюша, но учитывая, что велюр все же нашел себе применение в лёгкой промышленности (в т.ч.  при изготовлении одежды) вплоть до 90-х гг. то и  на качестве это отразилось в положительную сторону. 

Ворс по структуре прямой, гладкий,.  По виду  матовый и полуматовый на х/б основе  (исключение «новый» велюр на  синтетической стрейч  основе имеющий «кричащий» блеск).

Миништоф –этот тот же самый велюр, но с микро высотой ворса на «стабильной» как правило, синтетической основе.

 Из опыта  - при изготовлении игрушек надо учесть, что материал ОЧЕНЬ требователен  к чистоте……. малейшая пыль заметна на его  нежной поверхности.

Кстати, неоднократно видела   старенькие ретро игрушки, выпущенные именно из велюра, а не из плюша.

Бархат – есть Бархат !) Ткань с нежнейшим ворсом на шелковистой «плавающей» основе. Ворс имеет направление и  «переливается»  от малейшего прикосновения.  Требует ОЧЕНЬ деликатного обращения!!!!  Из опыта – НЕ РЕКОМЕНДУЮ использовать как основную ткань  при изготовлении игрушек, но эта ткань незаменима при изготовлении декоративных элементов и украшений.  Цветовая гамма «благородная классика»  или «100% ШИК!»).

ткань для творчества

Мех-мохер  *– ворсовая ткань  ("мохер" –при изготовлении используют натуральные  материалы в различном процентном соотношении , в том числе шерсть коз/лам.. Искусственный мех – в  изготовлении применяют  синтетические материалы). Основа  бывает  «стабильная»  или  стрейч «тянущаяся».  По способу изготовления  делится на  «тканый»  (при изготовлении ворс  «вплетается» в основу ) и «клеевой» (ворс клеится специальным образом  к основе).  Ворс, как правило, не  «сыпуч» и не требует дополнительного укрепления дублирующим средством.  Встречается самых разнообразных структур. Из личного опыта – при выборе этого материала надо учитывать  и сопоставлять  пластичность основы и высоту ворса  с предполагаемым размером игрушки .

ткань для рукоделия

обучающие материалы

винтаж

антиквариат

Спасибо  за внимание ) Всю инфо даю исходя из личного опыта и наблюдений (методом проб и ошибок), на профессиональный уровень данной информации не претендую)

 Буду рада если кому то эта информация окажется полезной и благодарна, если Вы меня поправите или дополните)

р.s..

все свои материалы представленные в магазине стираю в машинке.... т.е. качество определяю естественным отбором ....."кто выжил тот и молодец"плюш

* Натуральный мех  не рассматриваю в данном контексте.

Комментарии (2)
Очень интересно! Спасибо!

Спасибо за полезную информацию{#}