Обновление пароля

 >  >  >  > История возникновения валенок на Руси

История возникновения валенок на Руси

Виды творчества:   Валяние > Мокрое валяние
Обувь своими руками
История возникновения валенок на Руси | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

«Валенки — род башмаков или сапог, сваляных из шерсти» — такое определение дает валенкам словарь В. Даля. Однако для нас валенки настолько знакомы и привычны, что не нуждаются в описании. В представлении иностранцев эта обувь еще недавно слыла неофициальным символом России, одним из ярких атрибутов образа русского человека.

Первые упоминания о валяных изделиях впервые были обнаружены еще при археологических раскопках города Помпеи.Тогда были обнаружены кусочки сваленного войлока. А найденные при раскопках курганов на Алтае изделия из шерсти исследователи относят аж к 4 веку до нашей эры. Еще одно упоминание о неких войлочных сапогах можно обнаружить в переводе с древнерусского языка «Слова о полку Игореве». Ученые предполагают, что такие сапоги были «прародителями» современных валенок. 

На Руси валенки стали популярны в 8 веке. В них щеголяли не только зимой, но и летом, так как в валенках не страшны ни мороз, ни жара. Однако валенки наших предков были мало похожи на современные: они представляли собой низкие валяные ботинки без голенищ и именовались «чуни», «коты», «валенцы». Причем такая шерстяная обувь была со швом. Сначала мастера делали отдельную стельку или верх валенка, а затем уже одну часть пришивали к другой. Лишь в 18 веке в моду вошли бесшовные закатывающиеся в круговую валенки. Появившись в начале в Нижегородской губернии, они сразу стали неотъемлемой частью русского костюма.

валенки

Действительно, и в мороз и в жару, ноги, обутые в валенки, ощущают комфорт, сухость и тепло. Эта обувь никогда не “садится” и не деформирует стопу. Широко известен и лечебный эффект валяной обуви, которая хорошо прогревает суставы. Все эти свойства сделали валенки очень популярными в России с ее холодными зимами. Они были незаменимы как на фронтах Великой Отечественной войны, так и на сибирских стройках. В советское время партийному начальству, командному составу красной армии и председателям богатых колхозов выдавали специальные валенки — так называемые бурки, изготовленные из белого войлока, обшитые понизу кожей и на кожаной подошве.

валяние

В старину валенки считались ценным подарком, а иметь собственные валенки было престижно. По валенкам для невест выбирали жениха. Если жених в валенках, — значит состоятельный человек. На Руси даже существовали гадания на суженого-ряженого с помощью валенка. В Святки девушки выходили во двор и кидали валенок. В какую сторону смотрит его носок, там и живет жених.

Отдельно стоит отметить праздничные расписные валенки. Узоры, которыми украшались такие шерстяные сапоги, были прошиты не насквозь, а поверхностно. Неизменный атрибут зимней обуви прошлых столетий — это доходящие до середины бедра голенища. Заправленные в такие валенки штаны никогда не сбивались в комок и не вылезали наружу во время долгих пеших прогулок. С развитием городской культуры валенки стали короче, потому что, в отличии от деревни, где снега по колено, в городе его — намного меньше. Со временем появились валенки на каблуках — модницы могли носить их, не снимая туфелек.

С развитием овцеводства в Центральной части России, в Поволжье, Тверской и Нижегородской губернии зародился и валяный промысел. Валяли валенки дома крестьяне-одиночки, которые потом сбывали их через перекупщиков. Труд крестьянина был тяжелым, ручным — мастер перемешивал с шерстью мыло, соду, слабый раствор серной кислоты. Отпаривал, раскатывал и отбивал… «Рецепты» производства валенок хранились в тайне и передавались по наследству. Известно, что для изготовления одной пары валяной обуви не самого большого размера необходимо около одного килограмма шерсти, то есть можно постричь целую овцу. Шерсть сортируют, моют и сушат, а после этого специальная машина измельчает ее и превращает в вату. Затем чесальная машина делает ее воздушной и закатывает в овечьи валуны — кудель, из которой позже кроят валенки. Чтобы вата стала валяным полотном, кудель проходит стадию притирки: прессовочная машина или инструмент тщательно утрамбовывает его в валяное сукно. Сам валенок выкраивается по специальному трафарету. Особое внимание уделяется сращиванию подошвы, на которую накладывается толстый слой шерсти, ведь это должна быть самая прочная валенка. Подготовленную основу заворачивают в мокрую ткань и тщательно утрамбовывают, чтобы пышная шерсть улеглась. Все это делается вручную. Скатывание производиться вдоль сапога, а катание самого войлока делается по его ширине. Привычную форму он получает только на выкатке, где становиться жестким.

Чтобы процесс усадки проходил быстрее, применяли медный купорос, а в советские времена — серную кислоту. Шерстинка или ворсинка имеет цилиндрический вид, это некие гладкие чешуйки. Под действием кислоты на шерсть эти чешуйки раскрываются, цепляясь друг за друга, и поэтому шерсть уплотняется быстрее. Однако такие валенки не были экологически чистыми.

Самыми лучшими и очень мягкими остаются, конечно, валенки свалянные вручную. Для того, чтобы получиться таким, изделие проходит несколько этапов:

1. Битье вороха овечьей шерсти — летнины.

2. Выделка формы будущего валенка на обыкновенной деревянной скалке.

3. Мокрая валка.

4. Придание формы при помощи металлических стержней и деревянных колодок.

5. Натирание специальным валком, чтобы прогладить поверхность.

Современные заводы по изготовлению валенок работают по бескислотному методу. Необходимой плотности добиваются путем определенного технологического режима, совмещая циклы валки и температуру. Валенок получается экологически чистым и более мягким. Отделка и форма валенок также отличаются невероятным разнообразием: вышивка, аппликация, стразы и даже разноцветные перья экзотических птиц. Да и форма валенок может быть весьма разнообразной.

Целебный свойства, которыми обладает войлочная обувь:

  • валенки обладают противоаллергическими, обезболивающим противовоспалительными свойствами;
  • натуральные волокна шерсти имеют большую теплоемкость, что позволяет ногам не мерзнуть в студёную зимнюю пору;
  • валенок спасает стопу человека не только от холода, но и от жары;
  • ноги в валеночках не потеют. Волокна шерсти пропускают воздух. Благодаря этому, валенки прекрасно поглощают и испаряют влагу;
  • улучшают микроциркуляцию крови стопы;
  • натуральные шерстяные валенки поднимают настроение. 

валяние из шерсти 

мокрое валяние

обувь

история

 история моды

 история искусства

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email