Создание куклы из керапласта: особенности работы с материалом

Рождение куклы происходит у все мастеров по разному. Я хочу рассказать, как рождается моя кукла.

кукла

Начну с того, что в Донецке, где я живу, мало что можно приобрести в магазинах для творчества. Поэтому я научилась обходиться тем, что есть. Вначале это была бумага, из которой я делала папье-машовые формы. Затем мне удалось приобрести керапласт.

Керапласт кукольники практически не используют, так как он трескается очень в процессе высыхания и дает усадки. Долго я с ним боролась...

Итак, изделия из керапласта советуют сушить под влажной салфеткой в холодильнике. И срок при этом будет составлять несколько дней.

Опытным путем было выведено, что при такой просушке изделие все равно будет потрескавшимся, а время на изготовление куклы будет увеличено в несколько раз. Пренебрегши всеми советами, я начала сушить керапластовые головы на батарее. Время сушки сократилось до 2-4 часов — в зависимости от температуры отопительного прибора.

Да, в итоге трещины были, но шликер из того же керапласта (керапласт, разведенный до сметанообразного состояния) успешно с ними справился. После повторной просушки в течение 1 часа, трещины, замазанные кистью шликером, исчезли.

куклы

За время борьбы с керапластом, я успела полюбить его. Кукла получается какая-то теплая, что ли. Живая очень. А учитывая, что керапласт — практически природная глина, то и энергетика от куклы идет очень мощная.

кукла своими руками

Начиналось мое увлечение в июне 2014 года с изготовления статичной интерьерной куклы.

На настоящий момент, когда я уже приоткрыла для себя завесу в кукольный мир, я влюбилась в будуарную куклу. Это такая кукла, руки и ноги которой подвижны за счет тканевого крепления.

кукла ручной работы

Такие куклы самостоятельно не стоят — они предназначены для того, чтобы сидеть либо лежать на диванах, креслах, комодах, туалетных столиках и полках.

Учитывая, что каждая кукла делается вручную от макушки до кончика носа, без использования молдов, форм для отливок, то сделать копию такой куклы я для себя не вижу возможным. Хотя я не настолько мастер, чтобы утверждать это.

Итак, когда керапласт заглажен и прилизан, начинается следующий интересный этап макияжа лица. По традиции, используется пастель, сухие цветные пигменты и акриловые краски. Масляными красками керапласт (и вообще самозастывающие пластики) красить не нужно. Масло впитывается, а цветной пигмент снимается, как змеиная кожа.

кукла в подарок

Традиционно тело будуарной куклы мягкое. Шьется из тканы, выкроенной и набитой плотно наполнителем. Для меня этот способ не подошел, так как я не умею кроить, не имею швейной машинки, а вручную аккуратно и плотно сшивать детали очень долго. Поэтому для тела я делаю проволочный каркас и методом фелтинга (валяния) заполняю его. Затем квадратом плотного трикотажа обшиваю тело методом муляжирования, без всяких выкроек.

Кисти рук, увы, из керапласта слепить невозможно. Но они здорово получаются из самозастывающего пластика Дарви Рок. Причем без каркаса проволочного руки получаются достаточно прочными, и даже шлепанье их на пол с высоты 1,5м им не вредит.

Ноги до колен  леплю из керапласта. В основе — плотная проволока, обмотаная плотно нитками. Керапласт накладывается нетолстыми слоями, подсушивая каждый слой, постепенно выводя желаемую форму.

Ножки можно одеть в колготочки, туфельки также сделать отдельно. Но и просто раскрашенные ножки и туфельки выглядят ничуть не меньше привлекательно.

Осталось теперь все движимое имущество собрать в одного человечка :)

Для этого валяю ноги от колен до бедер и руки от предплечья до плеча, обшиваю трикотажем и можно наряжать ребенка!

Для волос изобретено очень много подсобных материалов. Но я для себя предпочитаю трессы козы либо шерсть. Они придают кукле очень живую эмоцию :)

И тут уж эта штучка начинает вступать в очень эмоциональный диалог. Посадите ее напротив, пока дошиваете последние стежки — столько эмоций получите, столько разных выражений лиц увидите!

И ноги у ней болтаются, и язык внутри твоей головы ведет внутренний монолог :) И в такие моменты начинаешь осозновать, что кукольники — счастливые люди: у них всегда есть собеседник.

Вот так и рождаются в нашем человеческом мире маленькие чудеса, призванные нести радость и созиданием себя и владением.

Керапласт, при всех своих недостатках, имеет ряд преимуществ.

В первых, природное происхождение, ведь керапласт — это экологичная, практически безвредная масса, рекомендуемая даже для маленьких детей.

Во-вторых, при высыхании изделие становится очень легким, что важно для изготовления кукольной головки.

В-третьих, этот материал доступен по своему наличию, и продается даже в магазинах канцелярских товаров. Цена керапласта, в сравнении сдругими пластиками, не может не радовать, что немаловажно в наше время.

В общем, из керапласта тоже можно делать вполне достойных кукол за небольшой промежуток времени. При этом себестоимость такой куклы значительно ниже аналогичной куклы, например из паперклея или дарви.

Комментарии (55)
Керапласт сложноватый материал, куклы необыкновенно душевные. Это прямое подтверждение того, что если человек талантлив, то он сотворит чудо и из бумаги, и из глины.

Очень полезная статья, спасибо!

Елена 08.03.2016

Кира!! вы оказались вдохновительницей на создание куколки из этого материала)) пусть первый опыт был не во всем удачен, но я благодарна вам за подаренную веру в себя)))

Очень приятно познакомиться с вами и вашими необыкновенными созданиями. У них действительно теплый взгляд.

Татьяна 26.10.2015

Ваши куклы просто великолепны!!! Спасибо за мк, я впервые попробовала слепить из керопласта лицо и руки, и к сожалению после высыхание на батарее, все пальчики были отломаны моим ребенком(((, не знаю может не досушила, или слишком тонкие, или что ни чем не покрывала, вот расстроилась, слепила потолще, не так красиво и сушу, поделитесь опытом, как сделать материал мение крошашимся?

Кира, спасибо за полезную и нужную информацию, я все никак не решусь начать лепить-ждет моя заветная упаковочка керапласта меня. Особенно приятно осознавать, что не боги горшки обжигают- вы начали лепить недавно и уже такое мастерство и свои тонкости! Удачи и вдохновения! Да, а статью-то вашу я утянула к себе в избранное- пригодится обязательно.

Спасибо, Галина, я рада буду узнать, что чем-то Вам помогла)))

Тоже увлеклась в прошлом году куклами из пластика, сейчас сделала две достойные будуарные куколки из Артиста формы, но все ни как не сделаю их фото, процесс создания очень люблю, в планах все новые образы. У Вас очень стильные куклы, интересно было посмотреть на процесс их создания. Спасибо.

Спасибо, Ольга. Приятно услышать слово "стильные"

Милая девочка! Спасибо за статью! А чем развести керапласт до состояния сметаны? И как соединить ручки,ножки из пластика с текстильной частью?

Показать еще